Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ташкинова  Елена Романовна

Цель: Развитие связной речи

Задачи:

  • Развивать у  детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей  в правильном употреблении названий детенышей животных в именительном и родительном падежах  единственного и множественного числа; в подборе слов, близких по значению; в образовании однокоренных слов.
  • Упражнять детей в отчетливом произношении звука ж во фразовой речи.
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные»), мольберт, указка, мяч.

Предварительная работа: чтение рассказов о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

 

Ход ООД

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных и у каждого есть детеныши. Давайте назовем  кто у кого.

Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом

             У ежихи один – ежонок, а если много то  - ежата.

             У медведицы один – медвежонок, а если много то - медвежата.

             У лисы  один – лисенок, а если много то  - лисята.

             У волчицы один – волчонок, а если много то  - волчата.

             У зайчихи  один – зайчонок, а если много то  - зайчата.

             У белки один – бельчонок, а если много то  - бельчата.

             У лосихи один – лосенок, а если много то  - лосята.

 

- Про кого говорится в загадке:

 Лесом катится клубок,
 У него колючий бок,
 Он охотится ночами
 За жуками и мышами.    (Еж)

-  Правильно, это еж.  Как вы догадались, что это еж?

 

-  Давайте все вместе скажем:  Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.

Дети проговаривают фразу  с  разной силой голоса (тихо и громко) и с разной скоростью (быстро и медленно)

 

-  Ежи – очень интересные животные. Живут они  семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).

-   Про них можно сказать, что это семья … (ежовая, ежиная).

-   Посмотрите, какую картину про ежиную семью я приготовила для вас.

           На мольберт выставляется картина «Ежи». Дети некоторое время рассматривают ее. Вопросы к детям:

- Кто изображен на картине?      (ежи, семья ежей)

- Как вы думаете, где они находятся?     (в лесу, на полянке)

- Почему вы догадались, что это лес? (растут мухоморы-великаны, цветут цветы среди зарослей травы, виднеются опавшие листья).

- Какое время года вам напоминает эта картина?  Почему?  (осень, желтые листочки лежат в траве)

- Как можно назвать лес осенью?  (осенний)   

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?  (учить добывать пищу, охотиться)             

- Как про нее можно сказать?   (умная, заботливая, добрая, внимательная)

- Что делает ежиха?        (разглядывает улитку на дереве, принюхивается)

- А что делают в это время ежата?         (два ежонка тащат червяка в стороны, и третий  спешит к ним,  а один ежонок  в сторонке свернулся в клубочек)                                                   

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?  (голодные, прожорливые, жадные)

- Они не испугались такого большого червяка. Про них можно сказать, что они смелые?

- А почему этот ежонок свернулся в клубок?  (увидел черного усатого жука)

- Каким мы можем назвать этого ежонка? (он испугался жука, поэтому он трусливый, пугливый, осторожный)

- Как вы думаете, нравится ежовой семье на лесной полянке? Почему?

 

Физминутка «Ёж»

Ёж спешил к себе домой,             Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой.                Продолжать шагать  и «нести мешок за спиной».

Через кочки он скакал,                 Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал.                 Бег на месте, руки согнуть.

Вдруг он сел и изменился,           Присесть на корточки.
В шарик круглый превратился.    Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

А потом опять вскочил                 Подняться  в рост.
И к детишкам поспешил.              Шагать на месте.

 

- Посмотрите еще раз внимательно на  картину. Как бы вы ее назвали?

- Придумайте рассказ по этой картине.

  • Сначала расскажите о ком картина, в какое время года и где происходит действие.
  • Затем о  том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе,  о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке, чем закончилась прогулка ежовой семьи.        

Заслушиваются 2-3 рассказа. В процессе детских высказываний воспитатель просит детей дополнить рассказ сверстника: «Что забыли сказать про ежей?» 

 

-  Ребята, вам понравились рассказы детей? 

-  Чей рассказ вам показался интереснее? Почему?

-  Рассказано ли о том, где и когда происходит действие?

-  Зачем пришли ежи?

-  Как чувствуют себя ежи на поляне?

 

- Теперь послушайте мой рассказ: « В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного:  прячутся в траве великаны-мухоморы, в  опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а   ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком  - спешит к ним на помощь. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь».   Ежиха тоже не теряет время.  Она заметила на дереве жирную улитку,  и, вытянув вперед нос, тихонько  подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной поляне. Но ежиха-мама фыркнув, собрала ежат к себе: ведь пора отправляться домой».

 

-  Понравился ли вам мой рассказ? Что нового из моего рассказа вы услышали, не сказанного детьми?

 

Обращается внимание на картину:

-  Посмотрите еще раз на ежиную семью, видите, как им хорошо всем вместе? 

-   Некоторые люди приносят домой ежей, забывая о том, что у каждого животного тоже есть своя семья. Запомните это и не разлучайте животных.

Дети по желанию подходят поближе к картине и рассматривают ее.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи»

Цель: Развитие связной речи

Задачи:

  • Развивать у  детей умение последовательно и подробно строить рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей  в правильном употреблении названий детенышей животных в именительном и родительном падежах  единственного и множественного числа; в подборе слов, близких по значению; в образовании однокоренных слов.
  • Упражнять детей в отчетливом произношении звука ж во фразовой речи.
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.
  • Воспитывать умение внимательно выслушивать рассказ товарища, давать ему оценку.

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные»), мольберт, указка, мяч.

Предварительная работа: чтение рассказов о диких и домашних животных, рассматривание иллюстраций «Дикие животные».

Ход СООД

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных и у каждого есть детеныши. Давайте назовем  кто у кого.

Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом

             У ежихи один – ежонок, а если много то  - ежата.

             У медведицы один – медвежонок, а если много то - медвежата.

             У лисы  один – лисенок, а если много то  - лисята.

             У волчицы один – волчонок, а если много то  - волчата.

             У зайчихи  один – зайчонок, а если много то  - зайчата.

             У белки один – бельчонок, а если много то  - бельчата.

             У лосихи один – лосенок, а если много то  - лосята.

- Про кого говорится в загадке:

 Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами.    (Еж)

-  Правильно, это еж.  Как вы догадались, что это еж?

-  Давайте все вместе скажем:

            Жа-жа-жа - сто иголок у ежа.

Дети проговаривают фразу  с  разной силой голоса (тихо и громко) и с разной скоростью (быстро и медленно)

-  Ежи – очень интересные животные. Живут они  семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).  Про них можно сказать, что это семья … (ежовая, ежиная).

-   Посмотрите, какую картину про ежиную семью я приготовила для вас.

На мольберт выставляется картина «Ежи». Дети некоторое время рассматривают ее. Вопросы к детям:

- Кто изображен на картине?      (ежи, семья ежей)

- Как вы думаете, где они находятся?     (в лесу, на полянке)

- Почему вы догадались, что это лес? (растут мухоморы-великаны, цветут цветы среди зарослей травы, виднеются опавшие листья).

- Какое время года вам напоминает эта картина?  Почему?  (осень, желтые листочки лежат в траве)

- Как можно назвать лес осенью?  (осенний)   

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?  (учить добывать пищу, охотиться)             

- Как про нее можно сказать?   (умная, заботливая, добрая, внимательная)

- Что делает ежиха?        (разглядывает улитку на дереве, принюхивается)

- А что делают в это время ежата?         (два ежонка тащат червяка в стороны, и третий  спешит к ним,  а один ежонок  в сторонке свернулся в клубочек)                                                  

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?  (голодные, прожорливые, жадные)

- Они не испугались такого большого червяка. Про них можно сказать, что они смелые?

- А почему этот ежонок свернулся в клубок?  (увидел черного усатого жука)

- Каким мы можем назвать этого ежонка? (он испугался жука, поэтому он трусливый, пугливый, осторожный)

- Как вы думаете, нравится ежовой семье на лесной полянке? Почему?

Физминутка «Ёж»

Ёж спешил к себе домой,                Шагать на месте.
Нёс запасы он с собой.
                    Продолжать шагать  и «нести мешок за спиной».

Через кочки он скакал,                    Прыжки на месте.
Быстро по лесу бежал.
                    Бег на месте, руки согнуть.

Вдруг он сел и изменился,              Присесть на корточки.
В шарик круглый превратился.
     Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

А потом опять вскочил                  Подняться  в рост.
И к детишкам поспешил.
               Шагать на месте.

- Посмотрите еще раз внимательно на  картину. Как бы вы ее назвали?

- Придумайте рассказ по этой картине.

  • Сначала расскажите о ком картина, в какое время года и где происходит действие.
  • Затем о  том, зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе,  о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке, чем закончилась прогулка ежовой семьи.        

Заслушиваются 2-3 рассказа. В процессе детских высказываний воспитатель просит детей дополнить рассказ сверстника: «Что забыли сказать про ежей?»  

-  Ребята, вам понравились рассказы детей?  

-  Чей рассказ вам показался интереснее? Почему?

-  Рассказано ли о том, где и когда происходит действие?

-  Зачем пришли ежи?

-  Как чувствуют себя ежи на поляне?

- Теперь послушайте мой рассказ: « В теплый осенний день ежиха вывела ежат на лесную полянку. На лесной полянке много всего интересного:  прячутся в траве великаны-мухоморы, в  опавших листьях, в зарослях травы и на деревьях скрываются разные насекомые. «Есть чем полакомиться» - подумала мама-ежиха, а   ежата тут же разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него и тащат каждый себе. Третий тоже не прочь полакомиться жирным червяком  - спешит к ним на помощь. А вот четвертый ежонок решил прогуляться чуть подальше и повстречался с крупным черным жуком, испугался и на всякий случай свернулся в клубок: «Хоть ты и страшный, но я тебя не боюсь».   Ежиха тоже не теряет время.  Она заметила на дереве жирную улитку,  и, вытянув вперед нос, тихонько  подбирается к ней. Хорошо и интересно ежатам на лесной поляне. Но ежиха-мама фыркнув, собрала ежат к себе: ведь пора отправляться домой».

-  Понравился ли вам мой рассказ? Что нового из моего рассказа вы услышали, не сказанного детьми?

Обращается внимание на картину:

-  Посмотрите еще раз на ежиную семью, видите, как им хорошо всем вместе?  Некоторые люди приносят домой ежей, забывая о том, что у каждого животного тоже есть своя семья. Запомните это и не разлучайте животных.

Дети по желанию подходят поближе к картине и рассматривают ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла».

Конспект нод по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Весна пришла». Программные задачи: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Прод...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии".

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказов по картинам на тему профессии" ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».

Конспект занятия  по развитию речи в старшей группе.Составление рассказа по картине «Ежи».Программное содержание:- формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержа...