Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи

Поликарпова Светлана Сергеевна

Методическая разработка на тему:

 "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение

детский сад № 46

Методическая разработка на тему:

 "Развитие речи детей дошкольного возраста"

 Подготовила воспитатель:

Поликарпова С.С.

Калининград

2020 г

Методическая разработка на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста"

 Речь является неотъемлемой частью жизни людей, это необходимое условие развития общества. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает родной язык. В этот период происходит активное усвоение его фонетической, грамматической и лексической сторон. В дошкольном возрасте освоение речи как средства общения является главной в развитии ребенка, так как меняет его отношение к окружающей действительности. Очень важно. чтобы все стороны, формы и компоненты речи развивались во взаимосвязи друг с другом. С самого начала пребывания ребенка в детском саду развивать его речевую активность, активно общаться с ребенком, помогать в его общении с другими детьми, отвечать на его вопросы и задавать их, учить его доказывать и рассуждать. Программа состоит из набора игровых методик способствующих развитию речи детей дошкольного возраста. Содержание игровых методик направлены на развитие слуховой дифференцировки, обучение звуковому анализу слова, обучение звуковому облику слова, развитие словарного запаса, развитие грамматических навыков. Скачать конспект Цель данных упражнений: развитие речи детей, упражнять детей в правильном звукопроизношении, научить детей отчетливо произносить многосложные слова, развитие слухового внимания. Возрастной и количественный состав группы, условия проведения занятия: занятия проводятся с подгруппой детей 10 человек два раза в неделю. Занятие рассчитано на 30 минут и состоит из: приветствия; основной часть; бесед на тему; игрового упражнения; заключительной части. Занятие проводится в игровой форме. Ведущий при обращении к детям должен: часто употреблять слова: молодец, прекрасно, хорошо, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и д.р.; если что-то раздражает, то обращаться к правилам ведения этих занятий, а не к личности ребенка. Программы состоит из 3 частей: Задача упражнений представленных в первой части заключается в том, чтобы сформировать у ребенка умение различать звуки на слух. Если ребенок искаженно произносит или заменяет звуки на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае вам пригодится первая группа упражнений. С этой целью подбираются упражнения, в которых дети развивают слуховую дифференцировку звуков, обучаются звуковому анализу слов. Во второй части представлены упражнения на развитие словарного запаса. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Поэтому очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения. В третьей части представлены упражнения, целью которых является развитие грамматических навыков. Упражнения направлены на работу по развитию грамматического строя речи. Тренировочные задания помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать речевые конструкции, понимать последовательность событий в тексте. Материально-технические ресурсы: Тематический план проведения занятий в соответствии с игровыми методиками и целями программы.

Конспект открытого бинарного занятия для родителей в старшей группе по развитию речи: «Животные вокруг нас»

Образовательные задачи: 
1. Расширять обобщенные представления у детей о домашних животных (названия 2. животных и их детенышей, жилища, чем питаются, какую пользу приносят человеку).
3. Обогащать и активизировать словарный запас детей.
4. Закрепить умения детей составлять предложения по картинам.
5. Развивать творческую активность и самостоятельность детей.

Коррекционные задачи: 
1. Развивать общую и мелкую моторику, зрительную и слуховую память.
2. Развивать зрительное восприятие, умение выделять отдельные предметы из наложенного изображения и определять их место – впереди, сзади, посередине.

Оборудование: Деревянный «Деревенский домик». Платок для хозяйки. Музыкальное сопровождение Домашние животные (игрушки): кошка, собака, свинья, лошадь. Карточки домашних животных и их детенышей.

Картины: «Лошадь пасется на лугу», «Собака со щенятами».
Картина: «Скотный двор» Цветные карандаши — розовый, коричневый, черный. Подставка под карандаши.
Наложенные изображения – контурные изображения лошади, свиньи, собаки.

Ход занятия:

 Учитель– дефектолог: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие и съездить в деревню. (звучит музыкальное сопровождение, дети рассаживаются на свои места)

Учитель — дефектолог: Вот мы и на месте (около деревенского дома сидит хозяйка). Дети здороваются с ней, а педагог обращает их внимание на то, что хозяйка чем — то огорчена.

Хозяйка: Помогите мне, пожалуйста, найти моих животных (дети соглашаются). Учитель – дефектолог: Чтобы найти животных вы должны отгадать загадки и объяснить, почему вы так решили (педагог загадывает загадки, дети отгадывают и выставляют животных к домику хозяйке).

Белый хвост, черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать
И не хочет отдавать (щенок)

Глазки — вишенки зеленые
В лапках — сабельки точеные (кошка)

Вместо носа – пятачок
Вместо хвостика – крючок,
На спине растет щетинка
Кто же это? Это 
(свинка)

Пашет землю
Трактор без колес
Для него горючее – овес (конь)

 Хозяйка проводит беседу с детьми о домашних животных:

 - Как можно назвать одним словом этих животных? (домашние)

- Почему их так называют? (живут рядом с человеком и он за ними ухаживает)

- Как называется жилище домашних животных? (скотный двор)

- Какую пользу приносят домашние животные? (кожа, шерсть, мясо, молоко)

 Хозяйка: Переверните картинки, которые лежат у вас на столе и внимательно, рассмотрите. Назовите членов семьи животных (дети рассматривают изображения животных, называют семью – бык, корова, теленок …).

Учитель- дефектолог: Давайте выполним зрительную гимнастику с предметами, которые лежат у вас на столах (колобки – на палец)

 Учитель – дефектолог обращает внимание на картины «Собака со щенятами» и «Лошадь пасется на лугу», которые выставлены на фланелеграфе.

-Ребята, рассмотрите картину «Собака со щенятами» и придумайте предложения по сюжету изображения. (составляют по 5 предложений) Слово собака и щенята, дети делят на слоги. Дети отвечают. То же самое педагог предлагает провести с картиной «Лошадь пасется на лугу».

Хозяйка приглашает детей выйти из-за столов и выполнить физ. минутку:

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)

Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)

Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)

Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

 Хозяйка: А теперь мы проведем с вами игру в кругу: «Назови ласково».

Я буду называть каждому из вас животное, бросать мяч, а вы возвращаете мне мяч и называете ласково животное

Хозяйка предлагает детям сесть за столы :

- Ребята, помогите сосчитать моих животных.

 Хозяйка показывает детям изображения животных, дети считают (один теленок, два теленка, много телят) — по образцу

Учитель – дефектолог: Давайте выполним пальчиковую гимнастику

Раз, Два, Три, Четыре, Пять,
Как животных нам назвать?
(дети поочередно загибают пальцы на левой руке)
Самых близких, самых верных -

Каждый знает их, наверно
(дети хлопают в ладоши)
Лошадь, корова, собака и кошка
(дети загибают пальцы на правой руке)

Как назовем их?
Подумай немножко.
(дети разводят руки в стороны)
В доме с хозяином дружно живут

Значит, домашними все их зовут.

Учитель- дефектолог обращает внимание детей на листы белой бумаги с наложенными изображениями животных (контурное изображение)

 - Каких животных вы видите? (свинья, лошадь, собака)

- Обведите пальчиком по контуру каждое животное.

- Раскрасьте, так животных, чтобы свинья была впереди, собака сзади, лошадь посередине, при этом обращает внимание на цвет каждого животного (розовый, черный, коричневый)

После выполнения этого задания дети сравнивают свои работы с образцом педагога.

Хозяйка подводит итог занятия, благодарит детей за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники"

Методический семинар. Тема:"Развитие речи детей дошкольного возраста средствами мнемотехники" Краткое описание новой тенологии "Мнемотехника". Здесь можно найти ответ , почему мнемонические приемы пол...

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...

Методическая разработка на тему: «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием наглядно-дидактического пособия «Город звуков и букв».

В данной статье представлено авторское наглядно-дидактическое пособие "Город звуков и букв", которое используется для закрепления у детей характеристик звуков и букв русского языка, для разв...

Методическая разработка на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

 Основой для полноценного развития личности ребенка выступает познавательно-речевой компонент, где доминирующая роль принадлежит речи.   Речь как ведущее средство общения сопрово...

Методическая разработка: «Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный  центр» имени Героя Росси...

Диплом Всероссийского конкурса «Время знаний», номинация «Методические разработки» на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в режимных моментах»

Диплом Всероссийского конкурса «Время знаний», номинация «Методические разработки» на тему «Развитие речи детей дошкольного возраста в режимных моментах»...