Методическая разработка по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Мухаметова Айгуль Мансуровна

Методическая разработка по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx529.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6      

 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

         Образовательная область: ОО «Речевое развитие»

         Раздел: развитие речи

         Тема: «Поиграем с куклой Витой»

         Возрастная группа: старшая

 

                                                             

                                                                                      Автор работы: Мухаметова А.М.

                                                                                     

                                                                       

                                                                                                                                 

2020 г.

Направленность: Повысить речевую активность детей.

Предпосылки: Развитие речи детей через игры в куклу.

Вид: учебно-методическое пособие

Предназначение: для индивидуальной работы  с детьми 5-6 лет.

Актуальность:

Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Как научить ребенка говорить правильно? На помощь придут игры на развитие речи.

Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.

Цель: развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.

Задачи:                                                                                                                

Образовательные:

1.Расширять и конкретизировать представления об одежде и обуви разных сезонов; 

2.Обогащать и активизировать по темам «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Времена года»;

3.Формирование фонематического слуха и восприятия;

4.Усвоение лексических и грамматических средств языка.

Развивающие:  

1.Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.

2.Обогащать словарный запас и расширять кругозор.

3.Развитие общей и мелкой моторики;

Воспитательные:  

1.Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;

2.Воспитывать творческий потенциал детей. 

Ожидаемый результат: развитие устойчивого интереса к куклам; проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам; развитие речевой активности детей при игре с дидактическими играми.

Описание пособия:

 Кукла Вита является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте 5-6 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.

Кукла Вита прекрасно подходит как для работы на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме.

Рост куклы – 45 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована пряжа, нитки, ткань, ленты-липучки, пуговицы, фетр, бусинки, эко-кожа, ленточки,  резинки.

У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащ, платье-шубка, варежки, шапочки, косынка, летнее платье, обувь на каждый сезон, одежда для сюжетно-ролевой игры «Повар», «Военная медсестра».

Надевая и раздевая куклу, ребенок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.

К дидактической кукле был сделан шкаф, сделанный из картонной коробки, куда были сложены вся одежда куклы. Этот шкаф не простой, а игровой. Он является учебной игровой деятельностью, который успешно используется для развития речи детей 5-6 лет. Волшебный шкаф и забавная кукла Вита приглашает детей поиграть в различные игры («Кто больше увидит и назовет», «Виты помощники», «Новоселье у куклы Виты»,  «Скажи по другому», «Один и много», «Добавь слова», «Помоги Вите составить цепочку слов», «Вита модница», «Найди Виты игрушку», «Длинное и короткое слово»).  (Приложение 1).

Опираясь на программные требования с помощью дидактической куклы рекомендуется продолжать знакомство детей со строением тела человека. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие дидактические упражнения «Назови части тела куклы», «Чей? Чья? Чье?», «Один-много», «Что для чего?», «Скажи ласково», «Назови действия».

  • Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют причинно-следственные отношения между природными явлениями и деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность, бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды: дидактические упражнения «Что наденет Вита на зимнюю прогулку?», «Одень Виту в детский сад», «Определи материал из которого сделана одежда Виты?»,  «Одень Машу на экскурсию в лес» и т. п.

Этапы работы:

I этап подготовительный

Цель.  Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу

II этап основной    

Цель.  Подбор дидактических игр и разработка дидактического пособия.

III этап заключительный

Цель: Организация игр детей с куклой

Основные достоинства:

  1. Наглядное пособие (кукла) соответствует основным требованиям.
  2. Дидактические пособия соответствуют возрастным особенностям детей.
  3. Развитие речи учащихся через игру с куклой.

Список использованных источников.

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352с.
  2. Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.
  3. Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы. Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 12 c.
  4. Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 5-6 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.

C:\Users\HP\Documents\-Q9WbxqM5q8.jpg

C:\Users\HP\Documents\006.jpg

C:\Users\HP\Documents\iu (1).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."

1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)

1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...

Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

   Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по  самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...