Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней возрастной группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Савина Елена Игорьевна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней возрастной группе

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»

Цели: Закрепить знания о русских народных сказках

Обучающие задачи: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по отрывкам из текста, эпизоду; закрепить умение повторять движения за воспитателем; закрепить названия сказок.

Развивающие: Развивать речевую и двигательную активность детей, интерес к пальчиковым играм, побуждать вступать их в диалог.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.Формировать нравственные качества: сочувствие, готовность прийти на помощь.

Интеграция: «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»

Методы и приемы: Игровой, ИКТ, беседа; музыкальный, пальчиковые игры, просмотр иллюстраций, поощрения.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседы, инсценировки.

Оборудование: Проектор, ноутбук, аудиодиск с пальчиковыми играми, стульчики по количеству детей.

Ход НОД:

1.Вводная часть:

Проводится пальчиковая игра «Пора начинать»

Мы все уже в сборе, пора начинать.

Садитесь прямее, чур не отставать.

Закрыли глаза и тихонько сидим.

Пусть мамы поверят, что мы уже спим.

Все глазки моргают - вот так и вот так.

Головки кивают - вот так и вот так.

Все носиком водят - вот так и вот так.

И носик находят - вот так и вот так.

Теперь поднимитесь - вот так и вот так.

Теперь подтянитесь - вот так и вот так.

Теперь покружитесь - вот так и вот так.

На место садитесь - вот так и вот так.

Закрыли глаза и тихонько сидим.

Пусть мамы поверят, что мы снова спим.

Глаза открываем, теперь можно встать,

Пора заниматься и в игры играть.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребятки, сегодня, когда я проходила мимо вашего детского сада, мне повстречался зайчишка. Он сидел и горько плакал. А знаете почему?

Дети: - Почему?

Воспитатель: Оказывается этот зайчик из русской народной сказки, в которой лиса выгнала его из избушки.А вы помните: как называется эта сказка? (Заюшкина избушка) А кто зайцу помог выгнать лису из его избушки?

Дети: Петушок.

Воспитатель: Выгнать – то они выгнали лису. Только ведь зайчик у нас очень добрый. Жалко ему стало теперь лису, переживает он за нее, вдруг она простудится. Посмотрите какой он грустный.

Слайд 1. Плачущий Зайка

Воспитатель: Ребята, а давайте построим для лисички дом, а то вдруг она и вправду простудится.

Проводится пальчиковая игра

«Я хочу построить дом»

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нем.

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял.

Чтоб на травке жил жучек,

Бегал быстрый паучок.

Солнце было, дождик шел.

Чтоб тюльпан в саду расцвел.

Чтоб флажок на доме был.

А за домом ёжик жил.

Воспитатель: А теперь сильно – сильно подуйте, чтобы домик попал в сказкуискажите волшебные слова: Раз, два, три – домик в сказку полети!

Дети: дуют!

Слайд 2. (Домик улетает в сказку (анимация, и лисичка появляется рядом с домиком, благодарит детей)

Воспитатель: - Молодцы, ребятки! Помогли Зайке! И лисичка вам очень благодарна! Посмотрите, как он сразу повеселел!

Слайд 3. Зайка веселый.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете сказки, где зайка (анимация) является персонажем? (дети отвечают) Зайка будет показывать картинки, а вы постарайтесь угадать из какой они сказки.

Слайд 4. «Курочка Ряба»

Слайд 5. «Колобок».

Слайд 5. «Теремок».

Слайд 6. «Заюшкина избушка».

Слайд 7. «Гуси-лебеди».

Слайд 8. «Маша и медведь».

Воспитатель: А сейчас зайка приглашает вас потанцевать, чтобы ножки поразмять, а потом попрыгать. Проводится «Разминка» Е. Железновой.

Разминка

1. Головами покиваем.

Носиками помотаем.

И зубами постучим.

И немножко помолчим.

2. Плечиками мы покрутим.

И про ручки не забудем.

Пальчиками потрясём.

И немножко отдохнём.

3. Мы ногами поболтаем.

И чуть-чуть поприседаем.

Ножку ножкой подобьём

И с начала всё начнём…

1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.

2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).

3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.

4 (и далее) – по тексту

5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)

6 (и далее) – по тексту

7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.

В остальных случаях действия соответствуют тексту.

Дети вместе с воспитателем исполняют танец Е. Железновой по показу «Зайка прыгал»

1. Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

Прыгал и устал.

(прыгаем)

Хвостиком пошевелил,

(виляем попой J)

Ушки вверх поднял.

(руками делаем «ушки» над головой)

Зайка прыгал, прыгал, прыгал,

Прыгал и устал.

(прыгаем)

Хвостиком пошевелил,

(виляем попой J)

Ушки вверх поднял.

(руками делаем «ушки» над головой)

2. И услышал зайка тихий,

Очень тихий звук.

(прикладываем руку к правому уху и поворачиваемся вправо, так же влево)

Посмотрел по сторонам,

(делаем рукой «козырек» над глазами, поворачиваемся вправо, так же влево)

В норку прыгнул вдруг.

(подпрыгиваем на месте или прыгаем вперед)

Воспитатель: Молодцы!

Зайке очень понравилось, как вы танцевали и прыгали!

Слайд 9. – Зайка попросил меня прочитать отрывки из сказок, а вы постарайтесь по ним отгадать название сказки.

Слайд 10. «Внучка за бабку, бабка за дедку, а дедка за репку»

Слайд 11. «Репка»

Слайд 12. «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»

Слайд 13. «Маша и медведь»

Слайд 14.На столе стояли 3 миски: большая миска была Михаила Ивановича, средняя – Настасьи Петровны, и третья самая маленькая – Мишуткина»

Слайд 15. «Три медведя».

Слайд16. «Прибежала лягушка – квакушка,постучала и спрашивает: кто, кто в теремочке живет?»

Слайд 17. «Теремок».

Слайд 18. Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку.

Слайд 19. «Кот, петух и лиса»

Воспитатель: Молодцы! Все сказки отгадали, песни пели и плясали, а теперь пришла пора – нам прощаться детвора! Зайка приглашает вас напоследок станцевать его любимый танец. Выходите становитесь в круг. Дети вместе с воспитателем исполняют танец под песню Е. Железновой

«И туда, и сюда»

Мы ногами топ – топ – топ,

Мы руками хлоп- хлоп- хлоп,

И туда, и сюда повернемся без труда.

Мы головками кивнем,

Дружно ручками махнем,

И туда, и сюда повернемся без труда.

Мы подпрыгнем высоко,

Прыгать вместе так легко,

И туда, и сюда повернемся без труда.

III Заключительная часть.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, вы сегодня не только помогли зайке построить дом для лисы, но и показали, как хорошо знаете много других русских народных сказок, умеете весело играть, петь и танцевать!. А что вам понравилось сегодня больше всего?

Ну а теперь попрощаемся с зайкой, видите он машет вам лапкой.

Слайд 20. зайка машет лапкой.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по  речевому развитию в средней группе

«В мире сказок»

Цель: 1. Закрепить знания русских народных сказок; Продолжать формировать умение определять сказку по загадкам;  Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи;  Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, умение работать в коллективе; Воспитывать интерес к русским народным сказкам; Создать радостное настроение от встречи с героями сказок и от общения друг с другом.

Задачи:  1. Развивать воображение, фантазию, мышление.

2. Способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности.

3. Формировать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

4. Способствовать развитию слухового внимания;

5. Способствовать снятию мышечного напряжения (физ. минутка).

Методы: словесно - логический, игровой.

Материал: кукла - Фея, мешочек с загадками.

Предварительная  работа: чтение русских народных сказок, дидактические и подвижные игры, показ кукольных театров, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

 Воспитатель вносит куклу Фею.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, к вам в гости из Волшебной страны Сказок прилетела сказочная королева. Там очень красиво! Королева сказок, с собой  привезла волшебный мешочек, в котором собраны загадки про сказки. А вы любите сказки? (Ответы детей). Тогда, мы отправляемся с вами в чудо-сказку. Мне будет необходима ваша помощь. Кто хочет достать загадку из моего волшебного мешочка? (Дети по очереди достают загадки из волшебного мешочка). Алёна доставай загадку, я прочитаю, а вы угадайте, что это за сказка?

1.Загадка:

Ждали маму с молоком.

А пустили волка в дом.

Кто же были эти,

Маленькие дети?


(Ответы детей, козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Воспитатель: Ой, какие вы молодцы!!! Ребята, правильно поступили козлята? Можно, чужих в дом пускать? (Ответы детей). 

Кто попытается достать следующую сказку? Ксюша Г. достает нам загадку.

        2. Загадка:

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке,

Там три стула и три кружки,  

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Ответы детей, сказка «Три медведя). 

Воспитатель: Правильно, ребята! Какие вы все молодцы! Кто хочет достать из волшебного мешочка  загадку? Лёша Р.  доставай загадку.

3.Загадка:         

Сидит в корзинке девочка

У мишке за спиной,

Он, того не ведая,

Несёт её домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

           Название этой сказки…

 (Ответы детей, сказка «Маша и медведь»).

Воспитатель: Молодцы! И с этой загадкой справились! Давайте, наши глазки отдохнут, сделаем гимнастику для них.

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель: Отдохнули? Тогда приступаем к следующей загадке. Василиса, достань нам загадку:

4. Загадка:

Свой дом зимою, в холода

Она слепила изо льда.

Но дом стоял прекрасно в стужу,

Весной же превратился в лужу.

Дом лубяной построил зайка.

Теперь, ребята, вспоминай-ка,

Кого прогнал Петух в леса?

Кто, зайца обманул? (Лиса).

 (Ответы детей, сказка «Заюшкина избушка»). 

Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Амина  достань  из волшебного мешочка ещё одну загадку.

5. Загадка:

УАлёнушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

 Высоко они летят,

 Далеко они глядят.

(Ответы детей, сказка «Гуси – лебеди»).

 Воспитатель: Правильно, ребята! Какие вы все молодцы! Все сказки знаете! Но вот эту сказку - сейчас точно не отгадаете! Амина подойди, пожалуйста

6.Загадка:

Нет ни речки, ни пруда -  

Где воды напиться.

Очень вкусная вода

В ямке из копытца

.

 (Ответы детей, сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

 Воспитатель: Как замечательно! Какие вы знатоки сказок! Наверно вы уже устали! Вставайте и мы с вами отправимся в Путешествие по сказкам.

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте).        

Мышка хвостиком виляла (имитация движения).

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).

Вот ее мы посадили (наклониться).

И водой ее полили (имитация движения).

Вырастала репка, хороша и крепка (развести руки в стороны).

А теперь ее потянем (имитация движения).

И из репы кашу сварим (имитация еды).

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).

Мы славная семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте).

Мы любим, бегать и играться,

Любим рожками бодаться. (указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки» друг другу).

После физкультурной зарядки дети садятся  на стульчики.  

Воспитатель: Ребята, теперь я вам предлагаю поиграть  в  игру,  которая называется «Отгадай, кто потерял?» В сказках очень часто к имени персонажа добавляется еще одно слово, его   характеризующее. Например: лисичка – сестричка, хитрая лиса, лиса плутовка.  Давайте поиграем. Я буду называть имя персонажа, а вы подбирать к нему характеризующее, сказочное слово:
Петушок…..(золотой гребешок),  Зайчишка… (трусишка), Мишка…(косолапый), Зайка…(побегай-ка), Волчок…(серый бочок),  Мышка….(норушка),    Лягушка…. (квакушка).  Молодцы!!

Ребята, в русских народных сказках главные герои животные. Сейчас мы будем превращаться  в сказочных животных и попробуем их изобразить.  Кто первый будет превращаться? Кто самый смелый?

Лёша Р. , в кого ты превратишься (воспитатель говорит на ушко) обсуждаем персонаж. А остальные дети будут отгадывать. И так начнём играть в превращения  сказочных животных (поиграть с тремя, четырьмя детьми).  

Воспитатель: Молодцы, ребята, порадовали вы нашу гостью хорошим знанием сказок.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

- А теперь, Нам всем пора  возвращаться из сказки.

Покружились, покружились и снова в ребят превратились.

 Вот и подошло наше с вами путешествие по сказкам! Вам понравилось путешествовать по сказкам? Какие сказки вы сегодня повторили? Наша гостья очень рада,  что вы, сказки все знаете, отгадывать загадки умеете! Но ей  пора  возвращаться в  волшебную страну сказок, там её ждут волшебные дела! До свидания, ребята!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и речи в средней  логопедической группе. «В гостях у русской народной сказки «Репка»...

Непосредственная образовательная деятельность по программе «От рождения до школы» в детском саду область «Коммуникация» для детей подготовительной к школе группы.Тема: "Путешествие по русским народным сказкам".

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе. Тема: Путешествие по русским народным сказкам

НОД поможет детям уточнить и обогатить знания о русских народных сказках, поможет в воспитании интереса к устному народному творчеству....

Занятие по развитию речи в ДОУ. Подготовительная группа. Тема «Путешествие по русским народным сказкам»

Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.Развивающие: Ра...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Игра-путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди»

конспект занятия по мотивам сказки "Гуси - лебеди". Способствует формированию интереса к чтению художественной литературы, развивает память, внимание и речь детей. Сожержит много игровых мом...

Конспект непосредственно - образовательной совместной деятельности по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Устное народное творчество»

Конспект по развитию речи позволит Вам как организатору  и куратору образовательного процесса "построить " НОД  вместе с детьми и закрепить пройденный материал по ус...