"Космос"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Михайличенко Галина Сергеевна

Лексическая тема "Космос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._tema_kosmos.docx696.84 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: «Космос»

Существительные:

Космос, комета, космонавт, ракета, метеорит, корабль (космический) космодром, станция, спутник, полёт, планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет (Марс, Юпитер и т. д.).https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=146bb94bd568424de0b3501a564a3373&n=13&exp=1

Глаголы:

осваивать, запускать, летать, прилетать, приземляться.

Прилагательные: 

первый, космический, межпланетный, звёздное.

Беседа.

Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики.

Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением

космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом

космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник,

космодром, скафандр, телескоп.

Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его

ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с

ответами.

- Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

- Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты.

- Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты,

космические корабли и станции.

- Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который

летит на ракете в космос, называют космонавтом.

- Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место

называется космодром.

- Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический

скафандр.

- Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?

Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,https://2.bp.blogspot.com/-_EPmK24YdSQ/XLh5h4DP8bI/AAAAAAAAAvg/yRepbMhM-xI91fNxw_dv1GDj5vPYr4VUACLcBGAs/s1600/hello_html_m503f5da4.gif

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,

И как одинокий путник

Летит по орбите … (спутник).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: “астронавт”,

А по-русски … (космонавт).

 Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительным.

1 космонавт, 2 космонавта, 3…, 4…, 5...

1 ракета, 2 ракеты, 3..., 4..., 5...

1 космический корабль, 2..., 3..., 4..., 5...

1 скафандр, 2..., 3..., 4..., 5...

Упражнение "Один - много" на употребление мн. числа существительных в

родительном падеже.

Один космонавт - много космонавтов.

Одна ракета - много ракет и т.д.

Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы).

Например:

далёкий — близкий тесный — ...

большой — ... улетать — ...

высокий — ... взлетать — ...

известный — ... включать — ...

тёмный — ... подниматься — ...

яркий — ...

Игра «Сосчитай -ка »

Цель: развивать грамматический строй речи (согласование существительных с

числительными).

Например:

Один большой метеорит, два больших метеорита,..., пять больших метеоритов.

Одна яркая звезда, ...

Одна быстрая ракета, ...

Одна опытный космонавт, ...

Одна далёкая планета, ...

Игра «Космические пазлы».  

    Нарисуйте несколько космических рисунков – с планетами, космическими

кораблями, космонавтами. Можно использовать готовые раскраски. С

обратной стороны с помощью карандаша и линейки разделите листы на

равные прямоугольники. Разрезаем – пазлы готовы! Кто быстрее соберет?

  Игра «Что лишнее и почему?» https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0457/000b9d16-c664f47f/hello_html_66732e8.jpg

Солнце, Луна, лампа.

Звезда, планета, ракета.

Прилуниться, припозднится, приземлиться.

Игра «Собери предложение.»

Луна, это, Земля, спутник.  

Луна, Земля, меньше.

Луна, вращаться, Земля, вокруг.  

Корабль, на, летит, космический, Луна.

Яркие, небо, большие, на, звезды.

Мы, Земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются.

https://i.pinimg.com/736x/80/eb/5f/80eb5ff3caea4318a5dbe2e81d40812d--space-printables-craft-images.jpg

 Игра «Скажи наоборот».

Далеко- близко.

Высоко – низко.

Улететь - …

Взлететь - …

Темно - …

Ярко - …

Тесно - …

Где какой?

На Земле – земной.

На Луне - … лунный

На солнце - … солнечный.

Игра «Подбери признаки»

Космонавт –смелый, сильный, здоровый, …; Звезда – маленькая, яркая, желтая,… ; Солнце - …;

Космос - …, Ракета - … .

Игра «Есть – нет»

Есть космос – нет космоса, есть герой – нет …, ракета, спутник, полет, планеты, звезды, луноход, комета.

Игра « Подойду к чему ( кому)?»

Подойду к телескопу, к спутнику, … станция, луноход, космодром, старт, посадка.

Игра « Назови ласково»

Луноход – луноходик, ракетка – ракеточка, спутник -…, солнце -…, звезда -…, планета -…. Полет - …, космонавт - …, комета - …, шлем - … .

Игра «Где какой?»https://www.rdita.kg/files/2020/lunnii_kalendar_luni_bez_kursa_2019.jpg

На Земле – земной

На Луне – (лунный) 

На Солнце - солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный

Игра  «Продолжи предложение»

В космосе много планет,…(спутников, комет)

Игра «Добавь нужное слово»

В космос летает…(космонавт)

Звезды наблюдает…(астроном)

Предсказывает судьбу по звездам…(астролог)

 Игра «Сосчитай».  Согласование числительных с существительными.  

Цель: формировать грамматический строй речи. Учить согласовывать

существительные с числительными. Выработка правильного речевого

дыхания.

Оборудование: мяч.

Ход игры: дети сидят кружком. Логопед выкладывает картинку с

транспортом. Мяч передаётся первому ребёнку.  

Он говорит:  - Одна ракета.  

Второй          - две ракеты.  

Третий          - три ракеты и т.д..

Игра «Ракета и космонавт»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, употребление в речи

предлогов НА, С, В, ИЗ.

Оборудование: Педагог помещает на фланелеграф планеты, звёзды и ракету,

к которой «привязан» космонавт.  

Ход: педагог объясняет детям, что ракета будет совершать разные действия, а

они будут рассказывать, где находится ракета. Один ребёнок выполняет

различные действия с ракетой, а другие дети комментируют действия,

выделяя голосом предлоги.  

 Игра «Исправь ошибки»   https://i.pinimg.com/736x/41/8b/d5/418bd54811c2831f63e6232316a559f4--cartoon-kids-astronaut-cartoon.jpg

Цель: развитие слухового внимания, памяти, мышления.

Космонавт продает мебель.

Шофер приготовился к полёту на Марс.

Почтальон продаёт газеты в киоске.

В парикмахерской подстригает людей медсестра.

Портниха покрасила окна.  

Повар приготовила нитки и пришила пуговицы.

С детьми проводит занятие кассир.

 Игра «Чего не стало?»

Цель: развитие зрительного внимания и памяти.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением планет и ракет.

Ход: логопед располагает на магнитной доске 5-6 картинок, просит

внимательно посмотреть, назвать  и запомнить предметы. Далее закрыть

глаза. Логопед убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и должны

назвать, чего не стало.

  Игра  «Подбери признак»

Цель: Актуализация словаря. Формировать умение подбирать слова,

отвечающие на вопросы: «Какая? Какое? Какой? Какие?»

Согласование существительного с прилагательным.

Ход: педагог предлагает внимательно посмотреть на картинку и ответь на

вопрос:  

космонавт (какой?) — ....

ракета (какая?) - ….

Небо (какое?) - ….  

 Игра «Передай мяч»

Цель: образование однокоренных слов от заданного слова.

Оборудование: мяч.  

Ход:  дети сидят в кружочке. Ведущий задаёт слово и передаёт мяч ребёнку.

Тот называет однокоренное слово и передаёт следующему. Кто не может

подобрать слово, выбывает из круга.  

Слова: воздух, взлёт, звёзды, луна и т.п.  

Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт)

Текст для пересказа

Что такое солнце?

— А что такое звёзды? — спросил однажды кузнечик.

Лягушонок задумался и сказал:

— Большие слоны говорят: «Звёзды — это золотые гвоздики, ими прибито небо». Но

ты не верь. Большие медведи думают: «Звёзды — это снежинки, что забыли

упасть». Но ты тоже не верь. Послушай меня лучше. Мне кажется, виноват

большой дождь. После большого дождя растут большие цветы. А ещё мне

кажется, когда они достают головой небо, то и засыпают там.

— Да, — сказал кузнечик. — Это больше похоже на правду.

Звёзды — это большие цветы. Они спят в небе, поджав длинные ножки.

Г. Цыферов

Вопросы:

О чём спросил кузнечик однажды?

Что сказал лягушонок?

Что говорили большие слоны о звёздах?

Что думали о звёздах большие медведи ?

Что рассказал о звёздах лягушонок?

Солнце.

  Без солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша

жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Люди понимали это еще с глубокой

древности и почитали Солнце как божество.

  Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

  Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от

жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

  Солнце  в  сотнм  раз  больше  Земли.  Но  во  всей  Вселенной  много  звезд,

которые гораздо больше Солнца.

                                                                                                                    М. Бул

  Вопросы:

1.  Что такое Солнце?

2.  Что дает Солнце людям?

3.  Что стало бы с Землей, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

 https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=8717240014663680903977f32de30f30&n=13&exp=1

Почему Солнце всходит и заходит?

     Утром Солнце всходит на востоке, а заходит на западе. Кажется, что

Солнце движется вокруг Земли.иНа самом деле наша Земля вращается

вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один

раз оказывается на солнечной стороне планеты – и у нас наступает день, а в

другой раз - на темной, и у нас наступает ночь.

                                                                                                              М. Бул

Вопросы:

1.  Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли?

2.  Что происходит на самом деле?

 

 

Космические станции.

В будующем, когда корабли полетят к другим планетам, им предстоит

пролетать огромные расстояния. Даже путешествие к нашему ближайшему

соседу – Марсу – продлится больше года. На космических станциях можно

будет заправляться горючим, делать ремонт, пополнять запасы еды.

   Сейчас на станциях делают опыты с растениями и животными, проводят

исследования космоса.

                                                                                                          М.Бул

Вопросы:

1.  Для чего нужны космические станции?

2.  Что сегодня делают на космических станциях?

 

Развитие обще речевых навыков.

 

Упражнение: «Чья ракета улетит дальше?»

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко

раскрашенные.

   Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно.

Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что

продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд

нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят,

чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).

 

Упражнение «Взлёт ракеты»

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой

надутый живот и произносят звук «у».

Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем замолкают.

Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей,

которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.

 

Упражнение «Ракета»

Цель: работа над звукопроизношением (дифференциация –л- и – р - ),

интонационной выразительностью речи.

Ход: Выучить и рассказать  стихотворение.

В небо ракета  

стрелою взлетела, https://res.cloudinary.com/dk-find-out/image/upload/q_80,w_960,f_auto/Solar_System_thumbnail_xcyb0y.jpg

В ней космонавт сидит  

сильный и смелый.

 

Упражнение «Космонавт»

Цель: работа над чёткостью дикции.

Ход: Выучить стихотворение.

 

На луну лететь мы будем,

В небе скучно ей одной!

Непременно нужно людям

Познакомиться с Луной!

                                     О.Высоцкая

 

Упражнение «В тёмном небе»

Цель: работа над звукопроизношением, интонационной выразительностью

речи.

Ход: Выучить стихотворение.

В темном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,  

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

                                 В. Степанов

 

Игра " Выложи ракету"

Цель: Учить правильно располагать готовые формы, развивать мелкую

моторику и зрительное внимание,  формировать планирующую функцию

речи.

Ход игры: Ребенок по образцу педагога выкладывает ракету из

геометрических фигур или разрезанных частей машины. Педагог

активизирует речь ребенка вопросами: Какую фигуру (деталь) возьмешь

сначала? Что это будет у ракеты? Какие фигуры (детали) положишь потом?

Чего еще не хватает? и т. д. Если ребенок затрудняется, логопед сам

комментирует все действия.

 

Упражнение «Самолёт»

Цель: Координация речи с движением,  

развитие общих речевых навыков. https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/023d/00067e64-f45d7951/hello_html_m362306fb.jpg

 

Пролетает самолёт,

С ним собрался я в полёт.

(смотрят вверх и водят за пролетающим самолётом пальцем).

Правое крыло отвёл,

Посмотрел.

(отводят реки попеременно  

и прослеживают взглядом)

Левое крыло отвёл.

Поглядел.

Я мотор завожу

(делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

Возвращаться не хочу!  

(встают на носочки и выполняют летательные движения).

 

Упражнение «Лётчик»

Цель: Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.

Быть шофером хорошо,

(Дети бегут по кругу, крутят  

воображаемый руль.)

А летчиком - лучше.

(Бегут, расставив руки, как крылья.)

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

(Остановились, наклонили  

воображаемый сосуд.)

Завожу пропеллер.

(Круговое движение правой рукой.)

“В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели”.

(Бегут. расставив руки.)

https://recipeshov.ru/wp-content/uploads/2020/03/1584456359_maxresdefault.jpg



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи "Космос, космос - это интересно"

Эти конспекты занятий по развитию речи адресованы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Материалы, представленные вашему вн...

Космос - Вселенная. Загадочный мир космоса

интегрированное занятие по окружающему миру...

Познавательная беседа о космосе "Первооткрыватели космоса"

Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосо...

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата» Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос» Тема: Путешествие в космос. 20.10.2021 г.

Игра на тему "Космос" в 1 младшей группе №1 «Медвежата»Конспект игры-путешествия для детей 2-3 лет. Тема: «Космос»Тема: Путешествие в космос.Цель: сфо...