Речевые игры для детей 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа)

Беспалова Анастасия Вячеславовна

Данная брошюра подготовлена для раздачи на родительских собраниях, либо для ознокомления родителей по вопросам развития речи. В ней содержатся простые, но действенные игры, которые помогают развивать речь детей как в возрасте 4-5 лет, таи и детей других возрастов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые игры99.39 КБ

Предварительный просмотр:

Игра: «Поймай - скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг.

Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.

Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого

животного.

Образец: Корова – мычит.

Ведущий называет какую - либо профессию. Поймавший мяч

называет, что делает человек этой профессии.

Образец: Врач – лечит.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец: Сережа – катает.

Игра: «Как кто передвигается?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Показывают изображения животных, птиц, насекомых и спрашивают у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т. д.) За правильный ответ дети получают картинки.

Игра: «Доскажи словечко».

Цель: упражнять в составлении предложений, используя при этом подходящие по смыслу глаголы:

Ушами мы (что делаем) слушаем.

Ртом (что делаем) едим, пьём, говорим.

Ногами (что делаем) ходим, бегаем, прыгаем, танцуем и т.д.

Игра: "Скажи наоборот".

Цель: Учить детей подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы- антонимы.

Ведущий: - Я буду называть слова, а ты придумай слова "наоборот", слова с противоположным значением.

Образец: Воспитатель - дети, входить-выходить.

Игра: «Кто как ест?».

Цель: продолжать знакомить детей с действиями, которые выполняют животные.

Образец: Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Игра: «Кто как голос подает?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы, которые обозначают действия животных.

Образец: Голубь воркует, ворона каркает и т.д.

Игра: «Повтори и запомни».

Цель: развивать, память, мышление, внимание.

Образец: Таня лепит. Дети лепят. Толя играет. Дети играют. Оля катается. Дети катаются.

Игра: «Назови признаки осени».

Цель: учить детей называть признаки времён года (осень, развивать умение использовать в речи глаголы.

Образец: Вянут и желтеют трава, листья на деревьях. По небу бегут серые тучи, идёт холодный дождь. Опадает листва. Птицы улетают в тёплые края.

Можно играть со всеми временами года.

Игра: «Доскажи словечко».

Цель: учить детей навыкам словообразования глаголов, обозначающих профессии.

Крановщик - на кране. (работает).

Регулировщик - уличное движение.. (регулирует) и т.д.

Игра: «Слово рассыпалось».

Цель: учить детей составлять слова, обозначающие действия.

Предложить детям закончить слово.

Образец: Да. (ёт), По. (ёт), Ве. (зёт).

Игра: «Закончи предложение».

Цель: учить детей подбирать подходящее по смыслу слово, которое обозначает действие.

Медведь осенью засыпает, а весной.

Берёзка от ветра наклонилась, а затем.

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный.

Игра: "Кто больше назовёт профессий?".

Цель: Учить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

Игра: «Назови ласково».

Цель: Познакомить со структурой слова в процессе образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.

Ход: Педагог объясняет детям, что они будут играть в «ласковые имена».

Детям раздаются картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Назови предметы по образцу: стол – столик.

Игра с мячом: «Приготовим сок для мамы».

Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Описание игры. Ребенок держит мяч, называет любой овощ или фрукт и кидает мяч. Поймавший должен сказать, какой сок делают из названного овоща или фрукта, затем назвать свой овощ или фрукт и бросить мяч следующему игроку.

Игра с мячом: «Скажи наоборот».

Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.

Описание игры. Взрослый катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.

· Помидор круглый, а огурец… (овальный).

· Помидор мягкий, а огурец… (твердый).

Игра: «Маленькие поварята».

Цель: активизировать словарь глаголов.

Описание игры. Взрослый предлагает детям представить себя поварами и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а дети подбирают нужные глаголы.

· Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).

· Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).

Игра: «Слоговой аттракцион».

Цель: развивать внимание, упражнять детей называть глаголы настоящего времени.

Дети соревнуются, кто больше назовёт слов, которые заканчиваются слогом ют:

падают, бегают, летают, плавают, прыгают, шьют, делают, моют, купают, читают и т.д.

Игра: «Закончи предложения».

Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)

Описание игры. Взрослый начинает говорить предложение, а дети заканчивают. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.

· Я люблю яблоко, … (потому что оно сладкое, вкусное, полезное).

· В огороде нужно полоть траву, … (потому что она мешает расти овощам).

Игра с мячом «Одна семейка».

Цель: совершенствование грамматического строя речи (подбор однокоренных слов).

Описание игры. Взрослый задает ребенку вопрос и бросает мяч, ребенок называет слово и возвращает мяч обратно.

· Как называется фрукт, нарисованный на картинке? (Лимон).

· Как можно назвать маленький лимон? (Лимончик).

· Как называется сок из лимона? (Лимонный).

Игра: «Кто это? Что это?».

Цель: Называть слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Оборудование: картинки с изображением предметов, животных, людей, птиц.

Ход: Объясняем детям, что все предметы имеют свое название, и называет разные предметы. Рассмотреть картинки. Назвать те, которые обозначают живые (неживые) предметы. Поставить к ним вопрос.

Называем слова вразброс, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Дети ставят к ним вопросы: яблоко – «что это?», собака – «кто это?».

           

         

                            Для детей 4 – 5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Играй-городок" по теме "Речевые игры для детей – логопатов с диагнозом ОНР." (совместно логопед и воспитатель)

Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.ВВЕДЕНИЕ.Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когд...

Речевые игры для детей "Играем вместе" с 18.05.- 24.05.2020г.

Лексическая тема: Весна - Лето.  Программа "Мозаика"Тема: Весенние травы и цветы. Насекомые. Младшая группа.Тема: Деревья весной. Средняя группа.Тема: Деревья весной. Старшая группа.Тем...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 6 – 7 лет "Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять с...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 5 – 6 лет

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста.Речевые игры для детей 5 – 6 лет "Подбери словечко"Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовы...

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Речевые игры для детей 6 – 7 лет

quot;Похожие слова"Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и ...