Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (средняя группа)

Воспитатели: Плешкова Надежда Владимировна и Мальшакова Галина Ивановна

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика57 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ.

Статические упражнения для языка:

« Птенчики ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

« Лопаточка ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

« Чашечка ». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, середина языка опущена.

« Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

« Горка »,  « Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

« Трубочка ». Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

« Грибок ». Рот открыт. Язык присосать к небу.

Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.

Динамические упражнения для языка:

« Часики »,  « Маятник ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

« Змейка ». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

« Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

« Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

« Почистим зубы ». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

« Катушка ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык « выкатывается » вперед и убирается в глубь рта.

« Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

« Гармошка ». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

« Маляр ». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба и обратно.

« Вкусное варенье ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык в глубь рта.

Упражнения для губ:

« Улыбка ». Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

« Заборчик ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

« Трубочка ». Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

« Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

« Бублик », « Рупор ». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

« Кролик ». Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Чередование положений губ: « Заборчик » - « Бублик »; « Улыбка » - « Хоботок ».

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ                                       ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ       СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С] [С’] [З] [З’] [Ц].

« Улыбка »,  « Заборчик »,  « Горка » или « Киска сердится »,  « Качели »,  « Ка-тушка »  ( и другие см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А  ТАКЖЕ:

« Загнать мяч в ворота ».

Цель: Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, вгоняя его между двумя кубиками.

« Кто дальше загонит мяч? ».

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

« Почистим зубы ».

Цель: Учить удерживать кончик языка за нижними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » нижние резцы, делая движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

     

Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения шипящих звуков [ш] [ж] [ч] [щ].

« Бублик »,  « Рупор »,  « Вкусное варенье »,  « Грибок »,  « Гармошка »,              « Чашечка »    (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А ТАКЖЕ:

« Наказать непослушный язык »

Цель: учить расслаблять мышцы языка.

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки   ПЯ – ПЯ – ПЯ…

« Почистим зубы ».

Цель: Учить удерживать кончик языка за верхними резцами.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить » верхние резцы, делая движения языком из стороны в сторону.

« Кто дальше загонит мяч? ».

Цель: Вырабатывать плавную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

       

Комплекс артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения сонорных звуков [л] [л’] [р] [р’].

“ Иголочка »,  « Змейка »,  « Чашечка »,  « Лошадка »,  « Маляр »,      « Вкусное варенье »,  « Качели »,  « Грибок »,  « Гармошка »              (см. комплекс упражнений для языка и губ ).

А ТАКЖЕ :

« Индюк »

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.

Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: БЛ – БЛ ( как индюк болбочет ).

« Пароход гудит »

Цель: Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы].

« Самолет гудит »

Цель: Вызывание звука, близкого к звуку [л].

Рот приоткрыт. Губы растянуты, при длительном произнесении звука [ы] проталкиваем кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживаем его в этом положении. Слышится звук [л].

« Дятел »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Капельки дождя »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Улыбнись, открой рот. Постучи кончиком языка за верхними зубами, отчетливо произнося твердые звуки [д - т]. Делай удары медленно, следи, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

« Ступеньки »

Цель: Выработать подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений.

Приоткрой рот, широким кончиком языка обними верхнюю губу – это первая ступенька; широким кончиком языка обними верхние зубы – это вторая ступенька; широкий кончик языка прижми к верхним бугоркам – это третья ступенька.

« Муха в паутинке »

Цель: Укрепить мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным, вызывать дрожание языка.

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посередине языка идет воздушная струя, подключается голос [д - ж]  [д - з].

« Фокус ».

Цель: Учить направлять воздушную струю посередине языка.

Рот приоткрыть, язык « чашечкой » выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

Упражнения на преодоление слюнотечения.

I – упражнения с помощью зондов:

  • зонд « Толкач » - под уздечку и производятся толкательные движения вперед, назад;
  • « Усики » - вместе с зондом « Толкач ».

II – упражнения:

  • жевание с запрокинутой головой ( можно дать печенье );
  • глотание слюны с жеванием;
  • глотание слюны с подсасыванием;
  • глотание слюны разовым толчком;
  • глотание слюны разовым толчком с последующим выполне- нием определенных артикуляционных поз;
  • глотание слюны разовым толчком с последующим проговариванием отдельных звуков, слогов, слов, фраз;
  • постоянно напоминаем « проглоти, а потом скажи ».

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

ДЛЯ ЯЗЫКА И ГУБ (для детей раннего возраста)

 « Бегемотик ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем рот –

Отдыхает бегемот.

« Змейка ». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

« Лягушка ». Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

« Хоботок ». Вытягивание сомкнутых губ вперед.

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

« Блинчики ». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

« Часики ». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так.

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

« Качели ». Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

  « Киска сердится ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко.

« Лошадка » Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий. 

« Футбол ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Во дворе народ толпиться.

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш ловкий самый

Пропустить не должен мяч.

« Шарик » Рот закрыт.  Набрать воздух в обе щеки.

Я надул волшебный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик, не беда!

Новый шар надую я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...