КОНСПЕКТ НОД по развитию речи «ТАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Еремина Татьяна Владимировна

Цель: Создание условий для обобщения знаний и активизации словаря по лексической теме. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ТАКАЯ РАЗНАЯ ПОСУДА»

Воспитатель: Еремина Т.В.

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Цель: Создание условий для обобщения знаний и активизации словаря по лексической теме. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи: Коррекционно-образовательные:

- Создание условий для формирования умения отвечать на вопросы полным, развернутым предложением.

- Создание условий для сравнения различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), для употребления слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький; высокий – низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный);

- Создание условий для умения образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, конфетница, солонка, салатница); упражнять детей в умении составлять уменьшительно-ласкательные слова;

- Создать условия для умения называть первый звук в слове.

- Создание условий для образования относительных прилагательных.

 Коррекционно-развивающие:

- Создание условий для развития связной речи, освоения диалогической формы речи;

- Создание условий для формирования умения заканчивать фразу;

          - Создание условий для развития зрительно-пространственного восприятия и речевого дыхания;

 Коррекционно-воспитательные:

- Создание условий для повышения речевой активности;

- Создание условий для совершенствований коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.

Оборудование: Предметы посуды из различных материалов, магнитная доска, предметные картинки.

Предварительная работа: разучивание: пальчиковой гимнастики «Мы посуду перемыли», физкультминутки «Посуда»; индивидуальная работа д/и «Магазин посуды»; чт. К.И. Чуковский «Федорино горе».

Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая), вилка, ложка (чайная, столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий, низкий стеклянные и пластмассовый), мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др. Листы с заданием «Обведи по контору предметы посуды)», цветные карандаши (на каждого ребенка).

Ход НОД:

Дети сидят на ковре.  Воспитатель читает стихотворение:

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой,

И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

Воспитатель задает вопросы: - О чем говорится в этом стихотворении? (О посуде)

- Какие предметы посуды перечислил автор в своем стихотворении? (Чайник, чашка, блюдо, ножик, вилка, ложка, кастрюля, поварешка)

- Для чего нам необходим чайник (Ложка, вилка, чашка, кастрюля)?

- Для чего нам нужна вся посуда? (Ответ детей)

- Какую посуду вы знаете? (Ответ детей).

- Посмотрите, я даю вам листы бумаги, рассмотрите их. Какие предметы спрятались в этих рисунках? Назовите их (Ответ детей). Каким одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда). Обведите предметы посуды по контуру цветными карандашами.

 Дети садятся за столы.

- Скажите, а в какой сказке главный герой не ухаживал за посудой, не мыл ее, бил ее? Правильно, это сказка К.И. Чуковского «Федорино горе».

- Ребята, давайте мы с вами поможем Федоре вымыть посуду.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Раз, два, три, четыре,

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так Федоре помогали!

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

- Молодцы! Настоящие помощники.

Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовой посуды.

- Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Ответ детей). Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

- Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе они белого цвета)

- Чем они отличаются друг от друга? (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая.)

- Для чего нужна глубокая тарелка? (Чтобы есть первое блюдо)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (Чтобы есть второе блюдо)

- Когда вы садитесь обедать какая посуда вам понадобится? (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, вилка, ложка)

- Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла). Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические).

Воспитатель берет в руки металлические столовую и чайную ложки.

- Чем похожи эти два предмета? Правильно, он сделаны из одного материала, из металла, они металлические.

- Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? Для чего нужна чайная ложка? А для чего столовая? (Ответ детей).

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы). Чем похожи эти стаканы? (Они сделаны из стекла, они стеклянные). Чем различаются? (Один стакан высокий, другой низкий). Для чего они нужны? (Из них пьют воду, сок).

Воспитатель выставляет на стол пластмассовые тарелку, стакан, вилку, ложку.

- Скажите, какая посуда стоит на столе? (Тарелка, стакан, ложка, вилка).

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы). Значит они какие? (Пластмассовые).

- Для чего нам необходима пластмассовая посуда? (Брать на пикник, в дорогу).

Воспитатель поднимает над столом посуду по два предмета, дети отвечают хором.

- Эта тарелка глубокая, а эта (мелкая)

- Эта ложка столовая, а эта (чайная)

- Этот стакан высокий, а этот (низкий)

- Эта вилка металлическая, а это (пластмассовая).

- Ребята, а теперь поиграем в магазин.

Д/Игра «Магазин посуды»

Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.

Ход игры: в игре используется настоящая посуда. Воспитатель - покупатель, дети по очереди – продавцы. Покупатель просит посуду для супа – супница, посуда для салата – салатница, посуда для хлеба – хлебница, посуда для молока – молочник, посуда для масла – масленка, для конфет – конфетница, для сухарей – сухарница, для соли – солонка, для сахара – сахарница. После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями. Задача воспитателя побуждать ребенка произносить названия посуды самостоятельно.

Д/Игра «Волшебный сундучок»

Цель: учить детей определять первый звук в слове, правильно произносить его.

Дети выбирают карточку с изображением посуды из «волшебного сундука»,

называют предмет, который изображен и первый звук в этом слове.

- А теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот большой стеклянный чайник (Дети «надувают» живот, одна рука на

поясе, другая в сторону, изогнута как носик)

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)

Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс. Большой круг).

- Следующая игра в которую мы с вами поиграем, называется «Скажи ласково»

Д/И «Скажи ласково»

Цель: упражнять детей в умении составлять уменьшительно-ласкательные слова.

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч любому игроку и называет посуду, игрок ловит мяч, составляет уменьшительно-ласкательное слово заданного предмета.

Дети садятся на стулья.

- Молодцы, ребята. Отгадайте загадку:

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет. (Повар)

- Правильно, это повар. У наших поваров в детском саду очень много работы и они попросили им помочь сосчитать посуду. Поможем?

Д/упражнение «Посчитай»

Цель: учить детей согласовывать существительное с порядковым или количественным числительным по теме посуда.

Воспитатель ставит на стол поднос, на котором вилки, ложки, блюдца, чашки (по 5 шт.) Дети хором считают предметы: 1 ложка, 2 ложки… 5 ложек. Затем желающие, по одному, считают 1 вилка, 2 вилки…5 вилок и т.д.

- Спасибо, ребята, большое. Вы помогли нашим поварам.

Воспитатель читает стихотворение:

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей.

Брали мясо бы руками

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

- Дети, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответ детей) Правильно, о посуде. Мы вспомнили какая бывает посуда, как она называется, как оны выглядит. И давайте договоримся с вами:

«Уж не будем, уж не будем мы посуду обижать

Будем, будем мы посуду и любить, и уважать!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда"

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект по развитию речи: "Такая разная посуда."

Занятие по развитию речи с целью закрепления названий и назначения посуды у младших дошкольников ....

Развитие речи "Такая разная посуда"

Цель:Систематизация  знаний детей по теме: «Посуда».Задачи:• Формировать представление детей о посуде, её  назначении;• Обогащать словарь по теме. (чашка, блюдце,...

Конспект по развитию речи «Какая разная посуда» (старшая группа)

ели:Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);Расширять и обогащать словарный запас детей, совершенствовать грамматический строй речи;Развивать связную и монологическую р...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области: «Познавательное развитие» Тема «Такая разная посуда…» (занятие с элементами экспериментирования для детей 5-6 лет)

Вид занятия: групповая непосредственно-образовательная деятельность.Форма образовательной деятельности: игровая.Цель: Закрепление знания детей о посуде, ее назначении, материале, из которого она сдела...

Конспект ООД по развитию речи "Такие разные дома"

В данном материале представлен конспект по развитию речи в средней группе на тему "Такие разные дома"...