Альбом песенок, потешек, прибауток и колыбельных.
картотека по развитию речи (младшая группа)

Давыдова Марина Николаевна

       Устное народное творчество в воспитании ребёнка, несомненно, на сегодняшний день  тема очень актуальна.  В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь им строить и творить будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albom.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

                           Альбом

            песенок, потешек, прибауток и

                              колыбельных.

       Устное народное творчество в воспитании ребёнка, несомненно, на сегодняшний день  тема очень актуальна.  В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Какой же язык мы оставляем детям? А ведь им строить и творить будущее.

   Поэтический фольклор, являясь одной из важнейших вех эстетического воспитания ребенка, для  самых маленьких   «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребенка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего возраста дети  должны слышать произведения устного народного творчества.

   С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми. Во время тяжёлого расставания с родителями особенно эффективно использование воспитателем  малых фольклорных форм. Утром, во время приёма, встречаю детей с яркой красочной игрушкой, чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождаю ее движения чтением потешек. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Даю возможность рассмотреть, рассказываю о персонаже потешки, объясняю новые слова. Дети всей группы учатся  двигаться, говорить как лисичка, медведь,  заяц, в зависимости от того, о ком потешка. Таким образом, потешка позволяет приучить ребёнка к совместному образу  жизни, к коллективу. Правильно подобранная потешка  помогает установить контакт с малышом, пробудить чувство симпатии к воспитателю. С учетом всего выше сказанного я, собрала и оформила альбом песенок, потешек, колыбельных и прибауток.

 Песенки.

Два весёлых гуся.

Жили у бабуси

 Два весёлых гуся.

 Один серый,

 Другой белый –

Два весёлых гуся.

 Мыли гуси лапки

 В луже у канавки.

 Один серый,

 Другой белый –

 Спрятались в канавке.

 Вот кричит бабуся:

 « Ой, пропали гуси!

 Один серый,

 Другой белый-

 Гуси мои, гуси!»

 Выходили гуси,

 Кланялись бабусе.

 Один серый,

 Другой белый –

 Кланялись бабусе.

**************

 Как на Ваньки именины

 Испекли пирог из глины

 Вот такой вышины!

 Вот такой ширины!

 Каравай- каравай,

 Кого хочешь  выбирай!

 А потом с округи всей

 Приглашай на пир гусей!

****************

 Жил-был у бабушки серенький козлик.

Раз-два, раз- два! Серенький козлик!

Бабушка козлика очень любила.

Раз-два, раз-два! Очень любила!

Вздумалось козлику в лес погуляти.

Раз-два,раз-два! В лес погуляти!

Напали на козлика серые волки.

Раз-два, раз-два! Серые волки!

Остались от козлика рожки, да ножки,

Раз-два, раз-два! рожки да ножки!

 *****************

Рано-рано поутру

Спел рожок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: « Му-му-му!»

Ты, Бурёнушка, ступай,

 В чисто поле погуляй,

 А вернёшься вечерком,

 Напои нас молоком.

*****************

Ты  пляши, пляши, пляши,

У тя ножки хороши!

 Хороши – не хороши,

Всё равно ты попляши!

 Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки- хохочи!

Поскакушки – поскачи!

Потешки

 Прилетели птички,

 Принесли водички.

 Надо просыпаться,

 Надо умываться,

 Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щечки горели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок!

**************

Ладушки- ладушки!

 Где были – у бабушки!

Что ели- кашку,

Что пили - бражку!

 Ладушки – ладушки,

 Снова едем к бабушке!

 Ты водица – водица,

 Всех морей царица,

 Пузыри пускай.

 Мой и полоскай!

Моем глазки, моем Щечки,

Моем сына, моем дочку,

Моем кошку, моем мышку,

Моем серого зайчишку!

 Моем, моем наугад,

 Перемоем всех подряд!

С гуся-лебедя вода-

С нашей детки худоба!

***************

Ам! Ам! Ам! Ам!

Я тебе конфетку дам,

Но сперва за маму нашу

Скушай ложку манной каши!

Ам! Ам! Ам! Ам!

Кушай Женя, кашу сам!

Скушай-ка за папу  ложку,

Подрастешь ещё немножко!

Ам! Ам! Ам! Ам!

Есть не будешь, съем я сам.

И на целую версту

С каждой ложки подрасту!

Стану я большим совсем,

И тогда тебя я съем!

****************

Пусть у кошки заболит,

У собачки заболит,

Будет кошка инвалид

И собачка инвалид!

А тебе пусть повезет –

У тебя вся хворь пройдёт!

*******************

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк- волк!

Он зубами щелк-щелк!

*******************

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает! Забодает!

*******************

У козы- то у рогатой

Дома малые козлята.

Весело по лавкам скачут,

Не балуются, не плачут.

Мама из лесу придет,

Молочка им принесет.

*******************

Ходит козочка по лугу

Вокруг колышка по кругу.

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Хвостиком- то машет,

И поёт и пляшет.

Малых деток веселит,

Маму слушаться велит!

**************

Потягушечки,

Растягушечки,

Потянушечки,

Вырастушечки!

Вырастайте ножки-

Бегать по дорожке,

Вырастайте ручки-

Доставать до тучки,

Дождь из тучки выжимать,

Огород наш поливать!

Вырастай большой,

Да не будь лапшой!

Кашу кушай,

Маму слушай!

**************

 Я коза-дереза,

Всему свету гроза!

Кто Таню будет бить,

Тому худо будет жить!

****************

Рева- корова

Разревелась снова.

Вот как слёзки льются –

Можно захлебнуться.

Тихо ревушка не плачь.

Подарю тебе калач!

Хватит плакать, ревушка,

Ревушка- коровушка!

*****************

Хватит плакать рёва,

Вот, смотри корова!

Говорит она : «Му-му!

Что ты плачешь, не пойму?

Я пришла издалека,

Принесла я молока,

Хватит нам на кашку

И ещё на чашку!

Молоко моё ты пей,

Сразу станешь  веселей!»

*****************

Ах ты, Совушка- сова,

В два обхвата голова!

На пеньке сидела,

Головой вертела,

Во траву свалилася,

В яму покатилася.

**************

Как у Савишны Совы

На плечах две головы

И глаза как блюдца.

Все над ней смеются

Колыбельные

Баю, баюшки-баю

Не ложися на краю!

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

Да утащит во лесок.

Под ракитовый кусток.

Ты, волчок, к нам не ходи,

Наших деток не буди!

Баю, баю,буси!

Прилетели гуси.

Сели гусюшки в кружок,

Дали Саше пирожок,

Дали Саше пряничка.

Спи скорее,  Сашенька!

****************

Ходит по ночам коза,

Закрывает всем глаза.

Ну,  а кто не хочет спать,

Станет тех коза бодать!

Быстро глазки закрывай,

Баю-баю, баю-бай!

****************

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

Приди конь- успокой,

Приди щука – убаюкай,

Приди сом – дай нам сон,

Приди пеструшка – дай подушку,

Приди свинка – дай перинку,

Приди котик – закрой ротик,

Приди ласка – закрой глазки!

Баю-баю, надо спать,

Все придут тебя качать!

****************

Котя-котюшка,  коток,

Котя, серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Баю-баю, баю-бай,

Спи скорее, засыпай!

Сходит котя на Торжок,

Купит котя пирожок,

Принесёт его нам котик

И положит прямо в ротик,

Баю- баю, баю-бай,

Спи скорее засыпай!

******************

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул!

А последний пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик.

Мы сейчас его уложим

И уснём с тобою тоже!

     Приобщение к устному народному творчеству имеет важное значение в эстетическом восприятии ребёнка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи. Правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из личного опыта о использовании песенок, потешек и пальчиковых игр в работе с детьми.

Очень большое значение в воспитания малышей имеют потешки и пальчиковые игры. Они вызывают в ребенке чувство сопереживания, дружелюбие, доброжелательность. Простота и мелодичность звучания потеш...

Статья "Приобщение детей к русской и хакасской народной культуре на примере песенок - потешек"

Работаю с детьми раннего возраста и считаю, что любовь к Родине, к народной культуре нужно прививать уже с раннего детства....

КАРТОТЕКА ПЕСЕНОК-ПОТЕШЕК

ПЕСЕНКИ-ПОТЕШКИ...

Альбом песенок, потешек, прибауток и колыбельных.

Устное народное творчество в воспитании ребёнка...

Картотека потешек, прибауток, песенок

по «Истокам русской народной культуры» для детей младшего дошкольного возраста...