Инновационные технологии для развития речи старших дошкольников.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Пивоварова Татьяна Владимировна

 

 

Речь – это основное  средство общения, которое сопровождает  все виды деятельности ребенка. Успешность  любой  деятельности  напрямую зависит от умения пользоваться речью, ее качества. Правильная речь расширяет возможности детей в познании окружающей действительности, дает возможность сделать содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми. Развитие детей в любой из  образовательных областей невозможно без речи. Также развитие речи в старшей и подготовительной к школе  группе  - это основа для успешного обучения детей в школе.   Однако в современном обществе наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры и среди взрослых, и среди детей.  В речи дошкольников  довольно часто нарушено звукопроизношение, в речи наблюдаются бедный лексический словарь,  неразвернутые предложения. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из приоритетных проблем в деятельности педагога ДОУ. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать  требованиям ФГОС. А это, в свою очередь, вызывает   необходимость поиска инноваций – освоения новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Инновация – синоним слова «нововведение», процесс освоения различных новшеств (новые методы, технологии, программы).  

  Рассмотрим некоторые инновационные технологии, которые можно успешно использовать для речевого развития старших дошкольников:

- квест-технология,

 - ТРИЗ-технология,

- технология «Лэпбук»,  

- технология мнемотехники,

- технология развивающего диалога,

- синквейн.

 

Квест-технология – это проведение командных игр, в которых изначально поставлена общая игровая цель, для достижения которой необходимо выполнение игровых игровых заданий (искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д., при этом,  выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего. В ДОУ подобные игры чаще всего реализуются как игра-путешествие «по станциям». В работе по развитию связной речи можно использовать на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т. д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности.  Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.  Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. При завершении квест-игры участники обычно получают призы. Для составления маршрута прохождения игры обычно используются следующие варианты: маршрутный лист (перечень станций, загадки, зашифрованное слово и пр.) , «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции), карта (схематическое изображение маршрута), «волшебный экран» (последовательная подборка фотографий мест, куда следует отправиться, на планшете или ноутбуке).

   Технология ТРИЗ известна довольно давно, однако не все педагоги ее используют, для многих она остается инновационной. Расшифровывается эта аббревиатура,  как Теория Решения Изобретательских Задач.  ТРИЗ  направлена на развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задач: как налить в бутылку воду если нет  воронки? Как сделать фигурное печенье без формочек? Мы используем нашу смекалку. Полианна, героиня книги Э.Портер, использовала, сам того не зная, ТРИЗ-методику для поиска радости в любой ситуации.  В процессе решения ТРИЗ-задач используются 2 основных метода: метод мозгового штурма и синектика.

    Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Например, нужно написать письмо, а ни ручки, ни карандаша нет, и нужно решить – что же делать? Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Принципиальными правилами мозгового штурма являются:  исключение всякой критики,  поощрение самых невероятных идей, возможность улучшать чужие идеи, анализ каждой идеи по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: например, нарисовать обои инопланетянина. Воспитатель также предлагает  детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

         Синектика - это так называемый метод аналогий, сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях: 1.Личностная аналогия: предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации: например, изобразить елку, которая потеряла шишки, или  удивленного повара. 2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (репейник – аналогия застежки-липучки, паутина – аналогия кружева и т. д.). 3. в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй счастье- возможные варианты: солнце, мама, кошка и пр.) Также в ТРИЗ используются морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения), метод  фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами, поиск аналогов, например «книга-шоколадка» (по форме), «лягушка –воробей» (по действию – прыжки)),  метод «системного оператора» (рассматривание объекта как единого целого в системе, мысленное деление его на части и взаимодействие частей и систем). На речевых НОД возможны множество вариантов по ТРИЗ: поиск аналогов, противоположностей, «Подбери слова» (лес – грибы, ежик, нора..), «Сказка наизнанку» (переиначивание сказки, например, заменой места действия или характеров героев), «Коллаж из сказок», известная речевая игра «Данетка» (загадывается объект, на вопросы можно отвечать только «да»  и «нет», дети, формулируя вопрос,  ищут существенный признак в предмете ).

Технология «Лэпбук». Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. В лэпбуке собирается материал по определенной теме. Этот метод предоставляет ребёнку доступный наглядный материал и возможность взаимодействия с ним. Также лэпбуки пригодны  к использованию одновременно группой детей (в том числе возможна включенность воспитателя наравне с детьми).  Лэпбуки полифункциональны (способствуют развитию творчества, воображения), обладают дидактическими свойствами (ознакомление с цветом, формой и пр.), вариативны, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, доступны, информативны, эстетичны. Лэпбук может быть изготовленным самим педагогом,  являться результатом совместной деятельности педагога и детей, а также быть результатом деятельности педагогов, детей  и родителей совместно. Лэпбук может быть стандартной книжкой с двумя разворотами, папкой с 3-5 разворотами, книжкой-гармошкой, фигурной папкой. Может содержать разнообразнейшие детали: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали и многое другое.  Сам процесс создания лэпбука очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Необходимо выбрать тему, составить план изготовления лепбука , и создать макет. 

Лэпбуки очень удобны для закрепления лексических тем.  Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка также часто используется на завершающем этапе проектной деятельности.

    Технология мнемотехники.  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Основные задачи мнемотехники в ДОУ: развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения, развивать у детей мышление, внимание, воображение, память (различные виды), сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. В ДОУ технология мнемотехники реализуется через мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета с помощью рисунка. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для обогащения словарного запаса,  при перессказах художественной литературы,  при обучении составлению рассказов,  при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок,  при отгадывании и загадывании загадок. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.  Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа  «Подскажи словечко»,  «Найди пару»,  «Скажи по-другому». Мнемодорожки — это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.  После этой предварительной работы можно переходить собственно к мнемотаблице.  Осуществляется рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, и составление сюжета.  После этого осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы – логические связки. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. Основные приёмы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

      Технология развивающего диалога. Напоминает метод «Мозгового штурма» ТРИЗ, но более связана с коммуникативным развитием. Техника развивающего диалога позволяет найти проблемы в общении, выявить конфликтные ситуации и эффективно проработать их, раз и навсегда избавившись от мешающих факторов. Средства развивающего диалога:  форма работы в круге, открытые и закрытые вопросы, позитивная обратная связь, исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса, ассоциативное связывание личного опыта с исследуемой темой, исследование потребностей круга участников, передача ответственности. дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и другие. Принципы работы: каждый голос важен, опыт каждого ценен, каждый имеет право быть выслушанным, каждый имеет право на участие. Установка на свободу поиска самостоятельного решения проблем, ринцип принятия другой личности без критики.  В диалоге ученик может учиться на собственных задачах: самостоятельно формулировать проблему, искать пути ее решения, отвечая на открытые вопросы: «Что тебя больше всего волнует за сегодняшний день? Тревожит ли тебя что-нибудь? « Развивающий диалог также способствует развитию чувства благодарности у ребенка через позитивную обратную связь, поиску лучших качеств в людях, умении замечать помощь и просто симпатию. Например, можно поставить вопрос – «За что ты можешь быть благодарен именно этому своему товарищу?» В ДОУ технология развивающего диалога может реализовываться при проведении «Утреннего круга», или «Круга друзей».

Технология «Синквейн».

Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн используется в ДОУ с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Какие правила сочинения синвейна?

Первая строка стиха:  тема,  слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что? Вторая строка –

два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Третья строка – три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?Четвертая строка - целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка. Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна, аналогия. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Можно сказать, что синквейн – это нерифмованные  стихи со смыслом. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои   творческие, речевые, интеллектуальные возможности. Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

 Части речи можно выделять разным цветом. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку:

                                                    W

                                                  WW

                                                WWW

                                              WWWWW

                                                     W

Пример синквейна (Тема «Цветы»):

                                              Ромашка

                                     Нежная, радостная

                              Растет, качается, удивляет

                    Ромашки наверно самые летние цветы

                                                 Лето!

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.  Когда дети приобретут опыт составления синквейнов, можно организовывать выставки, конкурсы,  разместитьместить  в раздевалке дополнив фотографией ребенка.

Таким образом, изучая новые технологии, педагоги могут обогатить речевые НОД, сделать их насыщеннее и интереснее, а значит, результативнее.

 

Литература:

  1. Пежемская Ю.С. «Развивающий диалог в образовании» https://psyjournals.ru/education21/issue/54308_full.shtml
  2. Береговых М.М. «Направляемый развивающий диалог». https://www.tellee.ru/activities/uchebnyy_tsentr/razvivayushchiy_dialog/
  3. Идрисова А.М.  Использование технологии «Мнемотехника» в образовательном процессе в ДОУ. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/27/ispolzovanie-tehnologii-mnemotehnika-v-obrazovatelnom
  4. Большева Т.В. «Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста». http://www.berezka6.ru/pdf/Maslovskaya_Mnemotechnics_for_Preschoolers.pdf
  5. Исаева М.В. «Использование ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/21/ispolzovanie-triz-tehnologiy-v-razvitii-rechi-doshkolnikov
  6. Татаринцева Е.А. «Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников». https://moluch.ru/archive/295/66663/
  7. Каленская А. «Квест-игра как средство для речевого развития детей дошкольного возраста». https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-kak-sredstvo-rechevogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  8. Калиниченко  О.В. «Квест-технологии в ДОУ». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/23/kvest-tehnologii-v-dou
  9. Винокурова В.Г. «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogo-obucheniya

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_tehnologii_v_rechevom_razvitii.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

 Пивоварова Т.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад №9 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Инновационные технологии для развития речи старших дошкольников.

Речь – это основное  средство общения, которое сопровождает  все виды деятельности ребенка. Успешность  любой  деятельности  напрямую зависит от умения пользоваться речью, ее качества. Правильная речь расширяет возможности детей в познании окружающей действительности, дает возможность сделать содержательнее и полноценнее общение со сверстниками и взрослыми. Развитие детей в любой из  образовательных областей невозможно без речи. Также развитие речи в старшей и подготовительной к школе  группе  - это основа для успешного обучения детей в школе.   Однако в современном обществе наблюдается тенденция к снижению уровня языковой культуры и среди взрослых, и среди детей.  В речи дошкольников  довольно часто нарушено звукопроизношение, в речи наблюдаются бедный лексический словарь,  неразвернутые предложения. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из приоритетных проблем в деятельности педагога ДОУ. Условия современности таковы, что традиционное обучение в ДОУ не может полностью соответствовать  требованиям ФГОС. А это, в свою очередь, вызывает   необходимость поиска инноваций – освоения новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Инновация – синоним слова «нововведение», процесс освоения различных новшеств (новые методы, технологии, программы).  

  Рассмотрим некоторые инновационные технологии, которые можно успешно использовать для речевого развития старших дошкольников:

- квест-технология,

 - ТРИЗ-технология,

- технология «Лэпбук»,  

- технология мнемотехники,

- технология развивающего диалога,

- синквейн.

Квест-технология – это проведение командных игр, в которых изначально поставлена общая игровая цель, для достижения которой необходимо выполнение игровых игровых заданий (искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д., при этом,  выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего. В ДОУ подобные игры чаще всего реализуются как игра-путешествие «по станциям». В работе по развитию связной речи можно использовать на разных этапах опорные схемы, пиктограммы, мнемотаблицы, методы наглядного моделирования и т. д. Особенно актуальны квесты, как проведение итогового занятия по изученной лексической теме. В квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности.  Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество.  Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей. При завершении квест-игры участники обычно получают призы. Для составления маршрута прохождения игры обычно используются следующие варианты: маршрутный лист (перечень станций, загадки, зашифрованное слово и пр.) , «волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции), карта (схематическое изображение маршрута), «волшебный экран» (последовательная подборка фотографий мест, куда следует отправиться, на планшете или ноутбуке).

   Технология ТРИЗ известна довольно давно, однако не все педагоги ее используют, для многих она остается инновационной. Расшифровывается эта аббревиатура,  как Теория Решения Изобретательских Задач.  ТРИЗ  направлена на развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами. Сами того не зная, мы ежедневно решаем множество ТРИЗ-задач: как налить в бутылку воду если нет  воронки? Как сделать фигурное печенье без формочек? Мы используем нашу смекалку. Полианна, героиня книги Э.Портер, использовала, сам того не зная, ТРИЗ-методику для поиска радости в любой ситуации.  В процессе решения ТРИЗ-задач используются 2 основных метода: метод мозгового штурма и синектика.

    Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения. Например, нужно написать письмо, а ни ручки, ни карандаша нет, и нужно решить – что же делать? Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения. Принципиальными правилами мозгового штурма являются:  исключение всякой критики,  поощрение самых невероятных идей, возможность улучшать чужие идеи, анализ каждой идеи по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями. Результаты мозгового штурма должны быть непременно отражены в продуктивной деятельности: например, нарисовать обои инопланетянина. Воспитатель также предлагает  детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

         Синектика - это так называемый метод аналогий, сравнение и нахождение сходства в предметах и явлениях: 1.Личностная аналогия: предлагается представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации: например, изобразить елку, которая потеряла шишки, или  удивленного повара. 2. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (репейник – аналогия застежки-липучки, паутина – аналогия кружева и т. д.). 3. в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй счастье- возможные варианты: солнце, мама, кошка и пр.) Также в ТРИЗ используются морфологический анализ (выявление всех возможных способов решения), метод  фокальных объектов (установление ассоциативных связей с различными объектами, поиск аналогов, например «книга-шоколадка» (по форме), «лягушка –воробей» (по действию – прыжки)),  метод «системного оператора» (рассматривание объекта как единого целого в системе, мысленное деление его на части и взаимодействие частей и систем). На речевых НОД возможны множество вариантов по ТРИЗ: поиск аналогов, противоположностей, «Подбери слова» (лес – грибы, ежик, нора..), «Сказка наизнанку» (переиначивание сказки, например, заменой места действия или характеров героев), «Коллаж из сказок», известная речевая игра «Данетка» (загадывается объект, на вопросы можно отвечать только «да»  и «нет», дети, формулируя вопрос,  ищут существенный признак в предмете ).

Технология «Лэпбук». Лэпбук, или интерактивная папка, — это самодельная книжка-раскладушка, в которой могут присутствовать всевозможные элементы: кармашки, дверки, конверты и т. д. В лэпбуке собирается материал по определенной теме. Этот метод предоставляет ребёнку доступный наглядный материал и возможность взаимодействия с ним. Также лэпбуки пригодны  к использованию одновременно группой детей (в том числе возможна включенность воспитателя наравне с детьми).  Лэпбуки полифункциональны (способствуют развитию творчества, воображения), обладают дидактическими свойствами (ознакомление с цветом, формой и пр.), вариативны, обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, доступны, информативны, эстетичны. Лэпбук может быть изготовленным самим педагогом,  являться результатом совместной деятельности педагога и детей, а также быть результатом деятельности педагогов, детей  и родителей совместно. Лэпбук может быть стандартной книжкой с двумя разворотами, папкой с 3-5 разворотами, книжкой-гармошкой, фигурной папкой. Может содержать разнообразнейшие детали: стандартные кармашки, обычные и фигурные конверты, кармашки-гармошки, кармашки-книжки, окошки и дверцы, вращающиеся детали, высовывающиеся детали и многое другое.  Сам процесс создания лэпбука очень интересен и увлекателен, главное продумать, как организовать свою работу. Необходимо выбрать тему, составить план изготовления лепбука , и создать макет.  

Лэпбуки очень удобны для закрепления лексических тем.  Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка также часто используется на завершающем этапе проектной деятельности.

    Технология мнемотехники.  Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи. Основные задачи мнемотехники в ДОУ: развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения, развивать у детей мышление, внимание, воображение, память (различные виды), сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки, содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера. В ДОУ технология мнемотехники реализуется через мнемотаблицы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета с помощью рисунка. Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для обогащения словарного запаса,  при перессказах художественной литературы,  при обучении составлению рассказов,  при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок,  при отгадывании и загадывании загадок. Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.  Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами. На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа  «Подскажи словечко»,  «Найди пару»,  «Скажи по-другому». Мнемодорожки — это уже квадрат из четырёх картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.  После этой предварительной работы можно переходить собственно к мнемотаблице.  Осуществляется рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено, и составление сюжета.  После этого осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы – логические связки. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребёнком. Основные приёмы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

      Технология развивающего диалога. Напоминает метод «Мозгового штурма» ТРИЗ, но более связана с коммуникативным развитием. Техника развивающего диалога позволяет найти проблемы в общении, выявить конфликтные ситуации и эффективно проработать их, раз и навсегда избавившись от мешающих факторов. Средства развивающего диалога:  форма работы в круге, открытые и закрытые вопросы, позитивная обратная связь, исследование ситуаций-ограничителей рефлексивного процесса, ассоциативное связывание личного опыта с исследуемой темой, исследование потребностей круга участников, передача ответственности. дополнение, обобщение и возвращение знания в реструктурированном виде и другие. Принципы работы: каждый голос важен, опыт каждого ценен, каждый имеет право быть выслушанным, каждый имеет право на участие. Установка на свободу поиска самостоятельного решения проблем, ринцип принятия другой личности без критики.  В диалоге ученик может учиться на собственных задачах: самостоятельно формулировать проблему, искать пути ее решения, отвечая на открытые вопросы: «Что тебя больше всего волнует за сегодняшний день? Тревожит ли тебя что-нибудь? « Развивающий диалог также способствует развитию чувства благодарности у ребенка через позитивную обратную связь, поиску лучших качеств в людях, умении замечать помощь и просто симпатию. Например, можно поставить вопрос – «За что ты можешь быть благодарен именно этому своему товарищу?» В ДОУ технология развивающего диалога может реализовываться при проведении «Утреннего круга», или «Круга друзей».

Технология «Синквейн».

Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн используется в ДОУ с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Какие правила сочинения синвейна?

Первая строка стиха:  тема,  слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что? Вторая строка –

два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Третья строка – три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?Четвертая строка - целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка. Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна, аналогия. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Можно сказать, что синквейн – это нерифмованные  стихи со смыслом. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои   творческие, речевые, интеллектуальные возможности. Составление синквейна  может  использоваться  как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна можно использовать для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Способы  работы с  дошкольниками с синквейнами.

1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованиием слов и фраз, входящих в состав последнего).

2. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказке.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

 Части речи можно выделять разным цветом. Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку:

                                                    W

                                                  WW

                                                WWW

                                              WWWWW

                                                     W

Пример синквейна (Тема «Цветы»):

                                              Ромашка

                                     Нежная, радостная

                              Растет, качается, удивляет

                    Ромашки наверно самые летние цветы

                                                 Лето!

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны.  Когда дети приобретут опыт составления синквейнов, можно организовывать выставки, конкурсы,  разместитьместить  в раздевалке дополнив фотографией ребенка.

Таким образом, изучая новые технологии, педагоги могут обогатить речевые НОД, сделать их насыщеннее и интереснее, а значит, результативнее.

Литература:

  1. Пежемская Ю.С. «Развивающий диалог в образовании» https://psyjournals.ru/education21/issue/54308_full.shtml
  2. Береговых М.М. «Направляемый развивающий диалог». https://www.tellee.ru/activities/uchebnyy_tsentr/razvivayushchiy_dialog/
  3. Идрисова А.М.  Использование технологии «Мнемотехника» в образовательном процессе в ДОУ. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/10/27/ispolzovanie-tehnologii-mnemotehnika-v-obrazovatelnom
  4. Большева Т.В. «Технология мнемотехники у детей дошкольного возраста». http://www.berezka6.ru/pdf/Maslovskaya_Mnemotechnics_for_Preschoolers.pdf
  5. Исаева М.В. «Использование ТРИЗ-технологий в развитии речи дошкольников» https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/21/ispolzovanie-triz-tehnologiy-v-razvitii-rechi-doshkolnikov
  6. Татаринцева Е.А. «Использование ТРИЗ-технологий в процессе развития речи дошкольников». https://moluch.ru/archive/295/66663/
  7. Каленская А. «Квест-игра как средство для речевого развития детей дошкольного возраста». https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-igra-kak-sredstvo-rechevogo-razvitija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
  8. Калиниченко  О.В. «Квест-технологии в ДОУ». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/02/23/kvest-tehnologii-v-dou
  9. Винокурова В.Г. «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogo-obucheniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Использование синквейн – технологии в развитии речи старших дошкольников.

Синквейн - технология один из эффективных способов развитие речи детей...

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна. Синквейн с французского языка п...

Буклет Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников.

Буклет предназначен для педагогов и родителей, которые хотят научить детей составлять небольшие заметки о предметах используя прием «СИНКВЕЙН»...

Презентация. Использование синквейн технологии  в развитии речи старших дошкольников

Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников...

Консультация для педагогов "Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен в помощь педагогам, воспитателям для ознакомления с Синквейн технологией....

"Использование синквейн технологии в развитии речи старших дошкольников"

Понятие технологии синквейн, ее использование для развития речи старших дошкольников....

Семинар для педагогов "Использование синквейн-технологии в развитии речи старших дошкольников"

Синквейн часто используется современными педагогами для занятий в детском саду. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн в форме игры....