Статья "Роль семьи в развитие языка детей"
статья по развитию речи

 Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы,  а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Роль семьи в развитии языка детей

 

Лингвистическое и литературное воспитание человека начинается в раннем детстве. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка, развития в нем литературных и художественных вкусов, имеет колоссальное значение для всей его жизни.

Речи следует учить прежде всего путем примера.  Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает её, и добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Важно, также в каком виде воспринимает слух – ребенка в первые, наиболее восприимчивые годы. В это время закладывается фундамент, на котором позднее воздвигается все здания его речи. Все внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то, чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Никакого сюсюканья, подделывание под лепет детей, не допускается. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и, главное – говорить медленно, ясно и громко. Особенно это касается детей, имеющих нарушения в речевом развитии.
От увлекательно рассказанной простой понятной песенки, сказки, выразительно прочитанного стихотворения или рассказа за столом, за которым собралась вся семья, душа ребенка расцветает и жадно впитывает впечатления добра и красоты, оставляющие в ней неизгладимые следы.  Вспомним роль, которую сыграли в духовном и  художественном развитии Пушкина рассказы и сказки его няни Арины Родионовны.
 Семья является той средой, где беспрепятственно формируются и развиваются ум и воображение ребенка, его вкусы и интересы,  а ведь все это и является преддверием, фундаментом правильной литературной устной и письменное речи. В семье создается то и иное  отношение к литературе. Домашнее самостоятельное ежедневное чтение детям вслух, рассказу у семейного очага, оживленные беседы с родителями и близкими дают направление литературному развитию детей, а стало быть, и развитию их языка.
Ознакомление детей с окружающим и расширение их словаря происходит не только в процессе обучения.  Большие возможности  для обогащения и расширения словаря представляет бытовая деятельности (еда, одевание). Чрезвычайно важна для развития словаря трудовая деятельности ребенка, его посильное участие в жизни семьи. Детям становится понятно значение многих слов, характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.
 Каждое новое событие в жизни семьи- поездка на море, посещение театра, музея, переезд на новую квартиру, работа в саду, огороде является предпосылкой для получения ребенком новых умений, навыков,  накоплению и активизации словаря для детей. Успешное усвоение и  накопление словаря ребенка происходит чаще всего в процессе совместной трудовой деятельности (приготовление пищи, стирке, глажении, шитье, уборка квартиры и т.д)
Очень эффективным средством словарной работы в семье является игра. В игре ребенок познает мир, использует правила поведения, усвоенные в жизни, в игре развивается интеллект, речь. Очень важным фактором для развития языка ребенка является участие в игре взрослого (родителей или старших членов семьи). Игра со сверстниками лишь закрепляет полученные ранее умения, навыки, в то время, как игра со взрослым членом семьи уточняет и обогащает словарный запас ребенка, является мощным развивающим фактором.
Обогащение словаря детей происходит и в их творческой деятельности, в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов, соответствующих возрасту детей, чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова, благодаря сочетанию звуковых и зрительных восприятий. Большое значение для развития речи детей имеет беседа после просмотра кинофильма или спектакля, повторение новых, незнакомых ребенку слов и выражений.

 Наша речь, наш язык является орудием социального общения людей. И мы, педагоги и родители, должны сделать все, чтобы дети овладели этим орудием.

Развитие языка детей, любви к родному языку здоровых литературных вкусов – дело первейшей и существеннейшей важности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

консультация для родителей. Игры для развития речи детей....

Памятка для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он будет погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения гр...