Картотека «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматических представлений»
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Михайличенко Екатерина Юрьевна

При развитии речи дошкольников на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков — это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.leksiko-gram.predstavleniy_pod.gr_.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

 (МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

Картотека

«Игры и упражнения по формированию

лексико-грамматических представлений»

подготовительная группа

                                                                                                             Разработала:

                                                          Воспитатель

Михайличенко Е.Ю.

Тейково

2019г.

 «Подбери слова другие.»

Цель: Образование слов от заданного слова «снег».

Таня загадывает про снег загадки:

  1. «Скатерть бела весь мир одела.»

        

  1. Все белым-бело сегодня,

И светло, хоть солнца нет.

С неба сыплется холодный,

Белый- белый мягкий… (снег).

- Какие ещё слова вы знаете- чтобы в них слышалось «снег», «снеж» (снегурочка, снеговик, снегопад, снежинка, снежный и т. д.).

«Какая, какой, какое?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению, активизировать усвоенные ранее слова.

Ход: Педагог называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

   Белка- рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.

   Пальто- теплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, красное.

   Мама- добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, веселая, грустная.

   Мяч- резиновый, круглый, большой, синий.

    Дом- деревянный, каменный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

«Кто больше вспомнит.»

Цель:  Обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия, процессы.

Ход: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что ещё умеют делать.

     Метель – метёт, вьюжит, пуржит; дождь – льёт, моросит, накрапывает, начинается, каплет, идёт, хлещет; белка – прыгает, перелетает, собирает, запасает, прячет, гуляет, грызёт; мальчик – играет, строит, спит, ест, гладит, собирает, бежит, моет;  ворона – летает, сидит, вьёт, каркает, присаживается; ветер – воет, дует, задувает,  листья срывает, парус надувает, пыль поднимает, колышет, покачивает ветки деревьев; врач – лечит, слушает, выписывает рецепт, назначает, смотрит.

 

«Таня веселая и грустная.»

Цель: Подбирать антонимы к прилагательным и словам.

Организация: Пришла Таня с  прогулки грустная : котёнок убежал. Села она и… (заплакала, загрустила). А если Таня грустная- она грустит. А если она расстроенная? (расстраивается), печальная (печалится).

     Стук в дверь. Это котик… что сделал? (вернулся). Сначала он … (убежал), а затем.. (вернулся).

       И посмотрите на Таню. Она сразу.. (повеселела, развеселилась, обрадовалась). Если она повеселела,  то какая стала? (веселая). Если Таня обрадовалась, то какая стала? (радостная).

        Придумай рассказ про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Только не говорите про котенка, а сочините  новую историю о том, кто и чем развеселил грустную Таню.

        Воспитатель вызывает двух детей. Первый ребенок рассказывает о том, что случилось с Таней (заблудилась в лесу, потеряла ключ от дома, сломала любимую игрушку), а второй продолжает рассказ и сочиняет ситуацию, которая развеселила Таню.

    В случае затруднения воспитатель включается в рассказывание.

«Найди ручку»

Цель: Составлять предложения с многозначным словом «ручка».

Организация:

- Таня здоровается с детьми и начинает гладить утюгом. Чем берёт Таня утюг? (ручкой, рукой), а за что она держит утюг? (за ручку).

- У меня рука большая, а у Тани? (маленькая). Как мы называем ласково ручку ребёнка? (ручка). Какие ещё предметы называются словом «ручка» (ручкой пишут).

- Ответьте мне, что я делаю : кладу ручку на стол, беру чашку, держу её за ручку.  Дети отвечают : кладёте, берёте, держите.

  Какие ручки вы видите в комнате? Какие ручки встречались вам дома, на улице, в транспорте? (ручка у двери, сумки, сковородки, холодильника, шкафа, посуды и т.п.).

- Закончите предложение, которое я начну.

Ручкой можно… (писать). Ручку можно на стол… (положить). За ручку можно чашку…(держать, брать, взять). У кастрюли две… (ручки).

    - Для чего нужна ручка?

   Вспомните, что сказала Таня, когда пришла к вам (сказала: «здравствуйте», поздоровались). А теперь, что она делает? (прощается, машет ручкой, говорит «до свидания!»).

«Найди ножку.»

Цель: Составлять предложения с многозначным словом «ножка», понимать разные значения этого слова.

    Таня говорит детям, что она знает ещё одно слово, которым называют разные предметы. Это слово «ножка».

    - А теперь назовите, что мы называем словом «ножка» (ножка у дивана, стола, стула, шкафа, у куклы ножка, у гриба).

- Скажите про свою ножку так, чтобы мы поняли, про что вы говорите («У стула сломалась ножка», «У стола ножки крепкие», «У гриба ножки бывают толстые и тонкие»).

     - Кто больше назовёт предметов, у которых есть ножки?

«Для чего нужна игла? Какая она?»

Цель: Называть признаки и действия предмета. Расширять представления детей о многозначных словах.

   Таня просит вспомнить, какие иголки дети знают, для чего  нужны. Как только дети называют глагол, воспитатель останавливает их. « А что можно шить?» Что можно вышивать? Кто ещё из зверей защищается иголками от врагов?  Что значит слово «колется»?  Что ещё вас может уколоть? (Детям показывают две картинки : елка и сосна).

   - Чем отличаются иголки сосны и елки (у первой они длинные, у другой короткие).

- Чем похожи все иголки? (они тонкие, острые, гладкие, колючие).        

- Какие вы знаете иглы? (швейные, медицинские, хвойные, еловые, сосновые). Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Вылезают из - под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят.

- Кто из вас знает загадки про ежа?  Про иголку? Про елку?  «Словно елка весь в иголках. Это кто?»

- Придумайте рассказ «Приключение иголки».

- И ещё загадка. Шубка- иголки. Свернётся  он- колкий. Рукой не возьмёшь. Кто это?... (ёж).

«Кто сумеет похвалить.»

Цель: Учить подбирать определения к существительным, согласовывать слова в роде, числе, падеже.

Ход: Буратино принёс много картинок, я вам их покажу. Я вам буду показывать, а вы подбирать слова и хвалить. Например, я покажу картинку, на ней нарисовано яблоко. Можно так похвалить яблоко: «Яблоко вкусное» или «Яблоко румяное», а хлеб как можно похвалить? (хлеб мягкий). Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Буратино подарит картинку.

     Лексический материал : собака, молоко, пальто, мама, дом,  лиса, конфета, чай, заяц, мальчик и др.

     Примерные ответы: собака умная, молоко вкусное, пальто красивое, мама добрая, дом высокий, конфета сладкая, чай горячий, лиса рыжая, заяц серенький, мальчик трудолюбивый и т.п.

«Закончи предложение.»

Цель: Учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход: Я буду начинать предложения, а вы – заканчивать. Только будете говорить противоположные слова.

     Сахар сладкий, а перец…(горький). Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые). Дорога широкая, а тропинка… (узкая). Ручей мелкий, а река… (глубокая). Пластилин мягкий, а камень… (твёрдый). Девочка говорит громко, а мальчик… (тихо). Мама несёт тяжелую сумку, а сын… (пустую, легкую). Маленькие лампочки горят тускло, а большие…(ярко).

Вариант игры.

Цель: Заканчивать предложение, подбирать антонимы. Контролировать правильность подбора слов и понимание значений слов.

Ход: Деревья в лесу высокие и … (низкие). Кашу варят густую и … (жидкую). Звери бывают смелые и … (трусливые). Лекарства делают горькие и … (сладкие). Морковь можно есть сырую и … (варёную). Яблоки бывают мелкие и … (крупные).

«Какое что бывает?»

Цель: Учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу; сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Организация: Давайте расскажем Незнайке, что бывает : зелёным – огурец, крокодил, листья, цветочки, ёлка, краски, помидор, военная машина, нитки.

  Широким - река, дорога, лента, бульвар, улица.

Новым - шуба, валенки, платье, пальто, игрушки, дом, машина, журнал.

Маленьким – котёнок, мышка, брат, лисёнок, хомячок, мальчик.

Вкусным – конфета, пирог, варенье, сок, чай, пирожное, торт.

Пушистым – белка, кошка, пух, ёлка, волосы, кофта, шарф, лиса.

Холодным – чай, снег, молоко, лёд, погода, ветер, зима, комната, мороженое,  перчатки, солнце, сосулька, компот.

 Высоким – дом, башня, человек, сапоги, потолок, температура.

Круглым – стол, мяч, апельсин, яблоко, голова, лицо, солнце, помидор.

«Кто знает другое слово.»

Цель: Учить подбирать синонимы к данному слову, активизировать словарь детей.

Ход:  Об одном и том же можно сказать разными словами, но «похожими». Такие слова называются близкими по смыслу.

    Работать- трудиться; метель- вьюга, буран, пурга; смешной – забавный, потешный, комичный; грустный – невесёлый, печальный, нерадостный, скучный, опечаленный.

   

«Скажи наоборот».

Цель: Учить подбирать слова, противоположные по смыслу, углублять знания о лексическом значении слова.

Ход: Медвежонок говорит, что он знает, чем занимаются ребята в детском саду, во  что играют, но он просит подсказать ему слова, противоположные по смыслу. Мишка называет слова, а дети подбирают противоположные слова (антонимы):

Утро – вечер

Герой – трус

Друзья – враги

День – ночь

Быстро – медленно

Светло – темно

Много – мало

Сесть – встать

Смеяться – плакать

Говорить – молчать

Закрывать – открывать

Взять – отдать

Приносить – уносить

Надевать – снимать

Все – никто

Высоко – низко

Входить - выходить

Северный – южный

Смелый – трусливый

Горький – сладкий

Лёгкий – тяжёлый

Острый – тупой

Высокий – низкий

Большой – маленький

Длинный – короткий

«Поезд.»

Цель: Учить детей устанавливать семантические отношения между словами, мотивировать свой выбор при подборе картинок; активизировать словарь детей.

Материал: 20 предметных картинок (10* 8 см). Примерный набор : молоток, скворечник, гвоздь, топор, дерево, дятел, синица, стол, чашка, чайник,  девочки, велосипед, автобус, пианино, гитара, корзина яблоки, огурцы, ведро, котёнок, бабушка, лопата.

Ход: Будем играть в поезд. Я кладу первую картинку – вагончик. Вагончики всегда скрепляются друг с другом. Для того, чтобы следующий положил свой вагончик, его нужно скрепить с моим, а для этого надо придумать, чем похожи картинки. Например : Я кладу картинку, на которой нарисована синица. С ней можно скрепить картинку с дятлом, потому что синица и дятел – птицы. Дятла можно скрепить с деревом, потому что дятел в лесу живёт, на дереве. Так каждый по очереди может класть свои картинки – вагончики, надо только объяснить, как они скрепляются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет

В настоящее время на книжных развалах можно найти большое количество книг и тетрадей, предназначенных для тренировки у детей разнообразных навыков, необходимых в школе. Однако можно воспользоват...

Картотека игр и упражнений на развитие пространственной представлений у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлена картотека дидактических игр по ФЭМП на развитие представлений у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений на развитие простанственных представлений у дошкольников.

Развитие пространственных представлений особенно актуально  в  дошкольном   возрасте. ...

Картотека игр и упражнений для формирования математических представлений у детей с ЗПР

Картотека игр и упражнений для формирования математических представлений у детей с ЗПР...

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"

Картотека "Игры и упражнения на укрепление осанки, мышц спины. Упражнения для профилактики плоскостопия"...

14.01.2023 Картотека игр и упражнений по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни в первой младшей группе

Дидактические игры и упражнения по ЗОЖ предназначены для родителей и педагогов, заботящихся о благополучии детей. Одна из ключевых педагогических задач – сохранение физического здоровья нового п...