Речевые технологии в раннем возрасте
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Шевелева Наталья Сергеевна

Материал рекомендуется использовать с детьми от 1,5 до 3 лет в организованной и свободной деятельности в детском саду и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_tehnologii.docx14.99 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые  технологии в группе  раннего возраста

«Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, Подвижные игры с речевым сопровождением, использование кинезиологических упражнений»

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

 

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька», «Солнышко и дождик», «Варежка», «Цвет-движение».

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения. Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх Древней Руси.  Современные кинезиологические методики направлены на активацию различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы. С помощью приемов кинезиологии укрепляется здоровье, оптимизируются основные психические прцессы: память, внимание, мышление, речь. Слух, воображение, восприятие. Повышается умственная работоспособность, улучшается психоэмоциональное состояние.

Кинезиологических упражнений разработано немало. Я отобрала несколько из них, которые удобно выполнять сидя. Эти упражнения хорошо бодрят, тонизируют, обостряют внимание и память, повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

1. «Колечки»

Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

2. «Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Пробы выполняется сначала правой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

3. Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».

4. «Лезгинка»

Ребенок сжимает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Ладонью правой руки прикоснуться к мизинцу левой. Менять положение правой и левой рук, добиваясь высокой скорости смены положений (6-8 раз).

5. «Лягушка»

Положить реки на стол: одна сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Менять положение рук.

Занятия должны проводиться систематически в спокойной, доброжелательной обстановке. Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ребенка.  Я, как правило, включаю одно-два упражнения в начало как подгруппового, так и индивидуального занятия с детьми. Дети, обычно, с удовольствием их выполняют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии «Играем в сказку» (как инновационная технология по активизации познавательно-речевой активности детей раннего возраста)

1.     Актуальность.Знание родного языка, имеет большое значение для каждого человека, но прежде всего детям, что помогает воспринимать окружающий мир и является средством общения....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПубликацияИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ...

LEGO технологии в речевом развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС

LEGO  технологии в речевом  развитии детей раннего возраста в контексте ФГОС...

Технология лэпбук как средство позновательно – речевого развития детей раннего возраста

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты, не только эффективно помогает ребёнку овладеть культурой речи, но и способствует более довер...

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.

Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....