Обогащение словаря на тему: «Игрушки».
консультация по развитию речи (младшая группа)

Шивякова Дарья Александровна

Пополнение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki.docx126.14 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 216»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 Обогащение словаря на тему: «Игрушки».

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/879261/56531bdf-b71d-418a-bc22-216be4bc87f7/s1200?webp=false

Воспитатель:

Шивякова Д.А.

г. Саратов

2020г.

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. ("Что это?", "Как?", "Зачем?", "Где?")

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения

Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, дети безошибочно называют знакомые объекты. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы, рифмовки. Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса.

Уже отмечалось, что речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. Но если в эти моменты взрослый не будет целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, усвоение языка будет затруднено.

Игра: «Угадай игрушку».

Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку - 4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно, называть предмет: «Это … (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описывается другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Игра: «Внимательные ушки».

Цель: развивать слухового восприятия; расширить представления о звучащих игрушках; развивать познавательные процессы.

Взрослый показывает и называет игрушку (гитара, бубен, труба и т.д.), демонстрирует из звучание, дает ребенку поиграть на них. Затем прячет их за ширму и выполняет различные действия. Ребенок должен определить, что он слышит (игра на гитаре, бубне).

Игра:  «Сравни».

Цель: обогащение словарного запаса; учить детей соотносить игрушки с разными характеристиками; развивать воображение; учить различать игрушки по характерным признакам; развивать внимание; учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

 1 вариант. Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорят: У Тани светлые и короткие волосы, а у Кати – темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.

- Куклы захотели поиграть, они взяли …(мячики). Этот мячик.. (круглый, резиновый, синий, маленький) А другой…(Большой, красный). Что можно делать с мячами…(кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)

Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний).

 2 вариант. Взрослый предлагает рассматривать двух медвежат разной окраски: один черный и большой, ругой – коричневый и маленький.

- Назовите, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.

 - как это можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш). Что он может делать? (Рычать , есть малину, мед, бегать).

- Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (малыш).

3 вариант. Взрослый предлагает рассмотреть мишку и мышку

- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Еще, какой Мишка … (толстый, толстопятый, косолапый)?

А мышка, какая … (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка … (мед, малину),  а мышка любит сыр … (Сыр, сухарики).

- Лапы у Мишки толстые, а у мышки.. (тоненькие)., а мышка … (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки ..(короткий).

Игра: «Кукла: веселая и грустная».

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый – грустный. Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила).

Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная). Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается). Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм). Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными).

Игра: «Собери игрушки».

Цель: закреплять представления об игрушках; учить выделять значимые признаки; продолжать формировать понимание речи; развитие ориентировки в пространстве; развитие зрительного восприятия; развитие слухового внимания; развитие координации движений рук.

Взрослый предлагает ребенку разложить лежащие на полу игрушки в коробочки, таким образом:

  • По размеру (большие игрушки в большую коробку, а маленькие – в коробку по-меньше);
  • По цвету(красные игрушки – в красную коробку и т.д.);
  • В зависимости от материала (в первую коробку – мягкие, во вторую – пластмассовые);
  • В зависимости от геометрической формы (в коробку с изображением круга – игрушки, которые круглые)

С малышами надо говорить обо всем, что попало в поле их внимания и вызвало интерес. Дети 2–3 лет очень наблюдательны. Ни одна вещь в руках взрослого, ни один его жест не остаются незамеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая или создавая, взрослый должен терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как он делает и что надеется получить в результате.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

Консультация на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:    “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: “ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”.

Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему: "Обогащение словаря детей дошкольного возраста"....

Занятие по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”.

Данный материал представляе собой презентацию(из 3 частей), конспект занятия и раздаточный материал по по развитию лексико - грамматических категорий и обогащение словаря детей по теме “Животные”...

Семинар-практикум для родителей Тема: «Развитие и обогащение словаря ребёнка. Подготовка детей к школе. Психологическая готовность.»

В статье даны рекомендации по психологической подготовке ребенка к школьному обучению, а также практические советы и игры, которые могут применять родители в повседневной жизни при общении с реб...

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Методическая разработка воспитателя Бахиревой Ольги Олеговны на тему: Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме "Мебель".

Расширение представлений о  мебели, ее видах, особенностях и назначении.Формирование умения согласовывать части речи,составлять предложения....