Дидактическая игра «Подбери рифму»
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кошкова Марина Геннадьевна

Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый.

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приёмов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_igry_podberi_rifmu_-_kopiya.docx715.27 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 499 комбинированного вида «Гнездышко»

 города Новосибирска

Паспорт

дидактической игры

«Подбери рифму»

Автор:

воспитатель высшей категории

Марина Геннадьевна Кошкова

Новосибирск, 2019


«Подбери рифму»

Автор: воспитатель группы комбинированной направленности Кошкова Марина Геннадьевна, МКДОУ д/с № 499 Калининского района.

Возрастная категория:3 – 7 лет.

Образовательная область: речевое развитие.

Актуальность:Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, еще не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый.

Такая форма монологического текста как стихотворение, способствует тому, что у детей воспитывается способность чувствовать художественную выразительность слова. Здесь закладывается основа для формирования любви к родному языку, его точности, меткости, образности. На практике обучению дошкольников созданию стихотворных текстов уделяется мало внимания. Данный факт объясняется отсутствием эффективных методов и приёмов обучению детей ритмованию и рифмованию. Без словесной игры, которая содержится в них, ребёнок не овладеет в полной мере своим родным языком. Ведь рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания человека.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с трехлетнего возраста. Исследователями детской речи, установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

Цель:развитие словотворчествадетей дошкольного возрастачерез подбор рифм.

Задачи:

  • Развивать практические навыки в подборе рифмованных слов, основываясь на чувство интуиции;
  • Воспитывать внимательное отношение к родному языку и умение видеть красоту и большие возможности в реализации своих творческих, речевых способностей.
  • Развивать психические процессы: мышление, память;

Задачи обучения детей рифмованию по возрастным группам:

Вторая младшая группа. Формировать умение находить рифмующиеся между собой слова. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

Средняя группа.Продолжать формировать умение находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.     Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки.

Старшая группа.Продолжать формировать умение самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.

Подготовительная группа. Формировать умение самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

Материал: набор карточек с картинками, предметные картинки для подбора рифмы (имена существительные), предметные картинки с цветными кружками (имена прилагательные), предметные картинки с детьми в движении (глаголы), песочные часы, игрушка юла со стрелкой.

В игре могут участвовать от 2 до 8 человек.

Ход игры:

Вторая младшая группа

Вариант 1. Играют 3 детей, всем раздаются по 3 одинаковых предметных картинки. Воспитатель показывает карточку, к которой нужно подобрать слово – рифму. Выигрывает тот, кто первым найдет слово – рифму.

Вариант 2.Воспитатель раздает разные предметные картинки, показывает детям карточку, к которой нужно подобрать рифму. Выигрывает тот, кто первым найдет слово – рифму.

Средняя группа

Вариант 1.В игре участвуют несколько детей. Воспитатель раздает игрокам предметные картинки. Затем показывает карточку, к которой нужно подобрать рифму. Выигрывает тот, кто быстрее найдет рифму за 1 минуту.

Вариант 2. В игре участвуют несколько детей. Воспитатель раздает игрокам предметные картинки. Затем показывает карточку, к которой нужно подобрать рифму. Выигрывает тот, кто больше соберет карточек с рифмами.

Старшая группа

Вариант 1.Карточки раскладываются на игровом поле с юлой со стрелкой. Рядом разложены предметные картинки для подбора рифмы.Порядок выбора слова, к которому подбирается рифма, определяется юлой.Дети подбирают из предложенных картинок как можно больше слов – рифм к выпавшему слову за определенное время. Выигрывает тот, кто быстрее подберет слова – рифмы. После этого данное слово с поля убирается. Игра продолжается.

Вариант 2.Карточки раскладываются на игровом поле с юлой со стрелкой. Рядом разложены предметные картинки для подбора рифмы. Порядок выбора слова, к которому подбирается рифма, определяется юлой. Ребенок должен найти рифмующиеся между собой существительные (предметные картинки), глаголы (предметные картинки детей в движении), прилагательные (предметные картинки с цветными кружками). Дети подбирают из предложенных картинок как можно больше слов – рифм к выпавшему словуза определенное время. Выигрывает тот, кто быстрее подберет слова – рифмы. После этого данное слово с поля убирается. Игра продолжается.

Подготовительная группа

Вариант 1.Карточки раскладываются на игровом поле с юлой со стрелкой. Рядом разложены предметные картинки для подбора рифмы. Порядок выбора слова, к которому подбирается рифма, определяется юлой. Дети подбирают из предложенных картинок как можно больше слов – рифм к выпавшему слову за определенное время. Выигрывает тот, кто быстрее подберет слова – рифмы. После этого дети должны создать четыре рифмованных строчки.

Правила игры:

- будь внимателен к товарищам, не перебивай их;

- ответ принимается, если поднял руку;

- карточка забирается при правильном ответе.

Усложнение:

- можно давать большее количество карточек.

Примечание:

- игра заканчивается, когда не останется карточек, или раньше, если дети устали и начали отвлекаться.

Вариант игры

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20190212_121243.jpg


Общий вид игры

«Подбери рифму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Подбери картинку к сказке"

Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру: «Подбери картинку к сказке» по сказкам Корнея Ивановича Чуковского....

Авторская дидактическая игра «Подбери букву, прочитай слово, подбери схему к слову , составь звуковую схему слова»

Цели : Развитие у детей фонематического слуха (определение первого звука в слове), знакомство с буквами, чтение,  подбор схемы слова, составление звуковой схемы слова, воспитание  усидч...

Дидактическая игра «Подбери листочки» ИКТ (авторская игра)

Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев.                                        ...

Беседа на тему "Как я встретил Новый год". Дидактическая игра "Подбери рифму".

Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие зв...

Интерактивная дидактическая игра с рифмами для детей старшего дошкольного возраста

Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому ак...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Я мечтаю…», дидактическая игра «Подбери рифму»

Конспект НОД  Подготовила: воспитатель Омеленюк Т.В. Тема: Беседа на тему «Я мечтаю…», дидактическая игра «Подбери рифму»Возраст: 6-7 летОбразовател...