Занятие по развитию речи во второй младшей группе на тему "Кто живет в подводном мире Каспийского моря"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Канкаева Саглара Батровна

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи на тему "Кто живет в подводном мире Каспийского моря"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_kto_zhivet_v_podvodnom_mire_kaspisk_morya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи во второй  младшей группе

«Кто живет в подводном мире Каспийского моря»

Подготовила воспитатель

 второй мл группы Канкаева С.Б.

Цель:

-Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему.

-Учить понимать и правильно использовать в речи  имена существительные с предлогами «в», «под».

-Закрепить знания детей о море  и морских обитателях.

Задачи:

Образовательная:

-Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна Каспийского моря, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, желание у детей активно изучать подводный мир. Знакомство с Каспийским морем и ее обитателях.

-Активизация и актуализация словаря по теме.

-Развитие связной речи (учить строить небольшие рассказы).

Развивающие:

- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.

-Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

-Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, творческое воображение.

-Активизировать умственные способности детей, словарный запас: морские обитатели, каспийский тюлень, лосось, щуки, коралл, водоросли и т.д.

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить ее красоту.

-Воспитывать интерес к занятиям.

  Методы и приемы: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление  и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использования дидактических игр, рассматривание картины.

 Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях.

  Ход НОД:

Психологический настрой: Для начала встанем в круг!

                                               Сколько радости вокруг!

                                               Мы все за руки возьмемся

                                               И друг другу улыбнемся,

                                               Мы готовы поиграть.

                                               Можно встречу начинать.

В: Ребята, посмотрите к нам в группу пришла необычная посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (достаю аквариум)

В: Дети, что такое аквариум, чей это домик? (В нем живут рыбки)

В: Ребята, отгадайте загадку: И на суше и в воде, носит дом свой на спине

                                                   Путешествуют без страха в этом доме                                                …черепаха

В: Посмотрите, за камнем спряталась маленькая черепаха, она приглашает нас совершить прогулку по подводному миру. Отгадайте еще одну загадку:

На право вода и на лево вода. Плывут корабли туда и сюда

Но если захочешь напиться дружок, Соленным окажется каждый глоток.

                                                                                                     (море)

В: Ребята, на планете земля много морей, но я хочу сегодня поговорить о Каспийском море, которое находятся на территории нашей республики Калмыкии в г Лагань и ее обитателях и растениях. Вода в море соленная, а в реках и озерах вода пресная. А мы какую воду пьем? (пресную)

В: Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды. Вода очень нужна растениям, животным и рыбам – всему живому на Земле. А что случится, если на Земле не будет воды – морей, рек, озер? (погибнет все живое вокруг, погибнем и мы). Поэтому нужно беречь воду, закрывать краны, чтобы вода не лилась зря, не загрязнять, не мусорить на водоемах во время отдыха.  

В: Ребята, черепашке нужно вернуться домой к своим маленьким черепашатам в море, но не может , т к вода загрязнилась мусором. Она просит нас помочь ей. Поможем? Черепаха предлагает нам отправиться в путешествие в подводный мир. Вы согласны? Для этого, сядем поудобнее на стульчики, закроем глазки и послушаем звуки природы. Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно…(аудиозапись – шум моря)

В: На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (шум волны, звуки моря). Вот мы и на морском дне. Море огромное, море синее, море теплое. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые разноцветные камни и волшебные раковины. Ребята, отгадайте загадку: Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

В: Ребята, повторяйте за мной (артикуляционная гимнастика «Рыбки разговаривают»). Давайте попробуем «разговаривать» как рыбки, вытягиваем сомкнутые губы вперед, их нужно размыкать и смыкать. Молодцы! А теперь, изобразим акулу, нужно показать зубы, оскалиться. Умницы!

В: Отгадайте следущую загадку: Хищная, пятнистая, ловкая и быстрая

                                                         Если зазевался, к ней на зуб попался!

                                                         Может даже цапнуть руку. Угадали это…

                                                                                                                   (щука)

В: Щука обитает в Каспийском море, она хищница, питается мелкими рыбками. Кроме рыбы этот хищник может кушать раков, червей. Лягушек, даже небольших уток, которые садятся на поверхность воды. Давайте расскажем о щуке по схеме (дети рассказывают по мнемодорожке)

В: Молодцы! смотрите к щуке подплыл кто то побольше, эта рыба лосось. Она, так же, обитает в Каспийском море, слово «лосось» означает «пятнистый» или «в крапинку». Лосось, как и другая рыба, откладывает маленькие яйца, которые называют икрой, из икринок вырастают мальки – маленькие рыбы. Когда лосось идет на нерест, метать икру – они прыгают над водой. Лосось очень ценная и полезная рыба для человека, а любимое лакомство для человека – ее икра, она бывает черного и красного цвета.  А кто же нам расскажет о рыбе лосось по схеме? (рассказывают по мнемодорожке)

В: Ребята, а этот необычный цветок называют лотос, он растет на поверхности воды в Каспийском море. Это огромные цветы и кувшинки изумительно нежных расцветок – розовые, белые, они имеют большой овальный лист зеленого цвета. Лотосы цветут не долго, всего 2 -3 дня. Размножаются они семенами. А вы знаете, что из семян лотоса делают украшения. Вот такие, как браслет на моей руке. Лотос изображен на флаге нашей Калмыкии. Кто желает рассказать о лотосе? (по мнемодорожке)

 В: А что это за необычный зверь: голова как у животного, ласты и хвост как у рыбы? Это самый большой и добрый житель Каспийского моря, его называют каспийский тюлень. Он  покрыт шерстью, прекрасно плавает в воде, питается рыбой.  Каспийские тюлени  находятся под угрозой исчезновения. Одним из негативных факторов является загрязнение моря. А загрязняют их близлежащие города и в результате добычи нефти на море.  Кто желает рассказать о тюленях? ( рассказ по мнемодорожке)

В: молодцы! Как мы можем назвать их всех вместе? (с помощью наводящих вопросов, выясняем, где живут – обитают . они обитают в море, значит, они морские обитатели)

В: Умницы! Ребята, давайте поможем морским обитателям Каспийского моря и черепашке? Очистим их дом от мусора и нефтяных пятен.

В: Умницы! А теперь  посмотрите внимательно на картинку. В нашем подводном мире живут все выше перечисленные животные, рыбы и цветы.

 -Скажите, где у нас находится щука? ( она плавает под лотосами)

- А где плавает рыба лосось? (лосось плавает на дне)

- где находится тюлень? (тюлень сидит на берегу)

В: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого нужно внимательно всмотреться в картину.

- Я считаю, что на картине изображен подводный мир, потому что…(плавают много рыб)

- На картине изображен день, потому что … (светит солнце)

- Водолаз плывет в кислородной маске, а на ногах у него … (ласты)

- Морские звезды не плывут, потому что … (они передвигаются по дну)

- у рыбки есть голова, туловище, плавники и хвост, но нет ..(шеи, ног, рук)

В: теперь я вам предлагаю составить описательный рассказ по этой  картине. (дети рассказывают по картине). Молодцы! Черепашка и все обитатели моря благодарят вас за помощь и уплывает к своим черепашатам в чистое море. А в знак благодарности угощает вас печеньем в форме рыбок и конфетами, которые называются морские камешки. Ну, а нам пора возвращаться в садик. 1,2,3 вокруг себя обернись и в саду очутись!

В: -Ребята, где мы с вами были сегодня? ( отправлялись в путешествие к морским обитателям)

     - Кого мы там встретили? ( мы встретили щуку, лосося, тюленя и увидели цветок лотоса)

      - Чем мы помогли черепашке и морским обитателям? ( мы помогли морским обитателям тем, что помогли очистить море от мусора и нефтяных пятен)

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме: Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе.

Мышление ребёнка способно воспринимать содержание экологического образования, которое опирается на понятия. В младшем возрасте дети могут прослеживать только единичные связи. В данном конспекте ...

Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».

ЗВУКОВАЯ КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Лошадка» А.Барто. РАБОТА НАД ЗВУКОМ «И».Цель: напомнить детям знакомое стихотворение, учить читать его выразительно, не спеша, не напрягая голос...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему "Звуковая культура речи: звук [ц]"

Предлагаю конспект занятия по звуковой культуре речи для детей второй младшей группы детского сада. Материал, который вы можете использовать дорогие коллеги! Провести занятие в своём детском саду со с...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Кто в домике живет»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе«Кто в домике живет»...

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Кто в домике живет»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Кто в домике живет»Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна Программные задачи. Связная речь. Учить детей составлять...