КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мальникова Наталия Евгеньевна

В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о  народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки и читают стихи о берёзке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наталия Евгеньевна Мальникова,

учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад № 40 «Радуга», г. Саров,

Нижегородская область

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»

Цели:

  1. Приобщать детей к русской национальной культуре.
  2. Прививать интерес к русским народным традициям, обычаям, праздникам.

Задачи:

  1. Совершенствовать фразовую речь детей: учить использовать предложения различных конструкций.
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей: учить понимать и объяснять смысл народных оборотов речи.
  3. Закреплять навыки работы с ножницами: учить сочетать разные способы работы (вырезание, обрывание) для создания выразительного образа.
  4. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к берёзке, интерес к русским народным играм, хороводам и желание участвовать в них.

Словарная работа:

Активный словарь: сарафан, венок, лента, бусы, серьги, лучина, ствол, ветки, берёзовый, нарядный.

Пассивный словарь: крона, слепой, хворый, хромой, роща.

Пропедевтическая работа:

  1. Рассматривание макета деревни.
  2. Рассматривание альбома с русскими костюмами.
  3. Заучивание с детьми обрядовых стихов, пение русских народных песен.
  4. Отгадывание загадок о деревне и быте.
  5. Рассматривание берёз на прогулке.

Методические приёмы:

  1. Беседа.
  2. Вопросы.
  3. Рассматривание русского сарафана.
  4. Художественное слово.
  5. Использование технических средств обучения.
  6. Рассказ воспитателя о значении русской берёзы.
  7. Русский народный хоровод.
  8. Показ способов изображения.

Ход занятия:

1  часть. Организационный момент.

Логопед: - Ребята, отгадайте загадку: "Выгляну в окошко – лежит долгий Антошка".

Дети: - Это загадка про дорогу.

Логопед: - Давайте пойдём по ней и посмотрим, куда она нас приведёт.

Дети с педагогом  идут по дорожке, которая приводит их к «русской избе».

2 часть. Рассматривание украшенной избы.

Изба украшена березовыми ветками. Детей встречает Хозяюшка (логопед).

Хозяюшка: - Гости дорогие, проходите, на избу мою поглядите. Садитесь,                  с дороги устали уж ноги. Посмотрите и расскажите, какая сегодня у меня изба? Дети: - Нарядная.

Хозяюшка: - Чем она украшена?

Дети: - Изба украшена берёзовыми ветками.

Хозяюшка: - Да, сегодня все избы в деревне украшены берёзовыми ветками. Сегодня мы празднуем старинный русский праздник "Троица" - праздник берёзки. И поэтому главным гостем считается берёзка. Девицы-красавицы достают из своих сундуков самые лучшие наряды.

Хозяйка достаёт сарафан и говорит: - Посмотрите, что я сегодня надену?

Дети: - Нарядный сарафан.

Хозяйка надевает сарафан, а детям предлагает назвать узоры и детали народного костюма.

Хозяйка: - А что ещё может украсить мой наряд?

Хозяйка подводит детей к туалетному столику и открывает  шкатулку с украшениями.

Дети: - Можно надеть нарядные бусы, серьги, ленты.

Хозяйка: - Ленты красные в косе да венок на голове.

Хозяйка достаёт веночки для девочек.

Хозяйка: - Всё готово к празднику!

Дети выходят в зал. В зале оборудована панорама берёзовой рощи.

Хозяйка: - Ребята, посмотрите, как зелено вокруг! Здесь можно отдохнуть, полюбоваться берёзками и послушать пение птиц.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Хозяйка: - Пора хороводы водить, петь, играть да плясать.

3          часть.  Динамическая пауза.
Хороводная игра "Во поле берёза стояла".

По окончании хоровода дети под музыку идут к березкам, гладят их и украшают веточки венками.

Дети садятся под берёзку.

4          часть. Беседа о берёзе.
Хозяйка: - А хотите знать, почему так любят берёзку, почему славят её?

- У берёзы 4 дела.

- Первое  дело  берёзки  -  слепому  светить.  Как это происходит?

Дети: - Из неё делают берёзовые лучины. Их зажигают, они освещают избу тёмными  ночам  и вечерами.

Хозяйка: - Второе дело  берёзки  -  хворого  лечить.  А вы можете объяснить, как берёза хворого, больного лечит?

Дети: - С берёзы собирают берёзовый сок. Сок этот полезный, больным помогает поправиться.

Хозяйка: - Третье дело - хромому  помочь. Как берёза слепому помогает?

Дети: - Из берёзки можно сделать березовую палку, на которую хромой опираться будет при ходьбе. С палкой хромому удобнее  и легче  ходить.

Хозяйка: - Четвёртое дело - голого  потешить. Что это значит? Как берёза голого потешает?

Дети:  - Из берёзовых веток заготавливают, вяжут веники для того, чтобы париться в бане.

Хозяйка: - Вот какая берёза помощница, поэтому народ её любит и славит.

5 часть. Практическая деятельность детей.

Дети выполняют коллективную  аппликацию  на тему: «Берёзовая роща».

Хозяйка предлагает детям "посадить" берёзовую рощу.

Хозяйка: - Русский народ любит берёзку и весной сажает молодые деревца. Когда в одном месте растет сразу много берёз, это место называется - берёзовая роща. Скажите вместе - берёзовая роща.

Дети хором и индивидуально повторяют эту фразу.

Хозяйка: - Давайте и мы посадим берёзовую рощу.

Педагог объясняет и показывает приём изображения берёзки: из прямоугольника вырезает ствол, а из овала - крону (способом обрывания). Вместе с тем поясняет, что способ обрывания помогает создать более выразительный образ берёзки.

Дети по образцу выполняют аппликацию. В процессе выполнения работы педагог напоминает детям правила пользования ножницами; даёт указания, пояснения по составлению коллективной композиции на одном листе; упражняет в использовании слов: крона, ствол.

Хозяйка: - Сегодня вы все дружно поработали, получилась красивая берёзовая роща.

6  часть. Заключительная.

Логопед: - О каком замечательном русском празднике мы сегодня узнали?

Дети: - О празднике русской берёзки – Троице.  

Логопед: - Как много хорошего мы о берёзке сказали. Как же она помогает людям?

Дети:  - Слепому светит, хворого лечит, хромому помогает, голого потешает.

Логопед: - Что ещё делали  у березки?

Дети: - Хоровод вокруг неё водили, песню пели,  да и саму берёзку наряжали.

Логопед: - Я думаю, всем вам понравилось на празднике. Спасибо и до свидания, Хозяюшка!

Дети прощаются с Хозяюшкой и берёзками, под музыку уходят из избы.

Литература:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида.  Методическое пособие. Саров, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...