КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мальникова Наталия Евгеньевна

В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о  народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки и читают стихи о берёзке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наталия Евгеньевна Мальникова,

учитель-логопед,

МБДОУ «Детский сад № 40 «Радуга», г. Саров,

Нижегородская область

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С  ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»

Цели:

  1. Приобщать детей к русской национальной культуре.
  2. Прививать интерес к русским народным традициям, обычаям, праздникам.

Задачи:

  1. Совершенствовать фразовую речь детей: учить использовать предложения различных конструкций.
  2. Активизировать мыслительную деятельность детей: учить понимать и объяснять смысл народных оборотов речи.
  3. Закреплять навыки работы с ножницами: учить сочетать разные способы работы (вырезание, обрывание) для создания выразительного образа.
  4. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к берёзке, интерес к русским народным играм, хороводам и желание участвовать в них.

Словарная работа:

Активный словарь: сарафан, венок, лента, бусы, серьги, лучина, ствол, ветки, берёзовый, нарядный.

Пассивный словарь: крона, слепой, хворый, хромой, роща.

Пропедевтическая работа:

  1. Рассматривание макета деревни.
  2. Рассматривание альбома с русскими костюмами.
  3. Заучивание с детьми обрядовых стихов, пение русских народных песен.
  4. Отгадывание загадок о деревне и быте.
  5. Рассматривание берёз на прогулке.

Методические приёмы:

  1. Беседа.
  2. Вопросы.
  3. Рассматривание русского сарафана.
  4. Художественное слово.
  5. Использование технических средств обучения.
  6. Рассказ воспитателя о значении русской берёзы.
  7. Русский народный хоровод.
  8. Показ способов изображения.

Ход занятия:

1  часть. Организационный момент.

Логопед: - Ребята, отгадайте загадку: "Выгляну в окошко – лежит долгий Антошка".

Дети: - Это загадка про дорогу.

Логопед: - Давайте пойдём по ней и посмотрим, куда она нас приведёт.

Дети с педагогом  идут по дорожке, которая приводит их к «русской избе».

2 часть. Рассматривание украшенной избы.

Изба украшена березовыми ветками. Детей встречает Хозяюшка (логопед).

Хозяюшка: - Гости дорогие, проходите, на избу мою поглядите. Садитесь,                  с дороги устали уж ноги. Посмотрите и расскажите, какая сегодня у меня изба? Дети: - Нарядная.

Хозяюшка: - Чем она украшена?

Дети: - Изба украшена берёзовыми ветками.

Хозяюшка: - Да, сегодня все избы в деревне украшены берёзовыми ветками. Сегодня мы празднуем старинный русский праздник "Троица" - праздник берёзки. И поэтому главным гостем считается берёзка. Девицы-красавицы достают из своих сундуков самые лучшие наряды.

Хозяйка достаёт сарафан и говорит: - Посмотрите, что я сегодня надену?

Дети: - Нарядный сарафан.

Хозяйка надевает сарафан, а детям предлагает назвать узоры и детали народного костюма.

Хозяйка: - А что ещё может украсить мой наряд?

Хозяйка подводит детей к туалетному столику и открывает  шкатулку с украшениями.

Дети: - Можно надеть нарядные бусы, серьги, ленты.

Хозяйка: - Ленты красные в косе да венок на голове.

Хозяйка достаёт веночки для девочек.

Хозяйка: - Всё готово к празднику!

Дети выходят в зал. В зале оборудована панорама берёзовой рощи.

Хозяйка: - Ребята, посмотрите, как зелено вокруг! Здесь можно отдохнуть, полюбоваться берёзками и послушать пение птиц.

Звучит фонограмма птичьих голосов.

Хозяйка: - Пора хороводы водить, петь, играть да плясать.

3          часть.  Динамическая пауза.
Хороводная игра "Во поле берёза стояла".

По окончании хоровода дети под музыку идут к березкам, гладят их и украшают веточки венками.

Дети садятся под берёзку.

4          часть. Беседа о берёзе.
Хозяйка: - А хотите знать, почему так любят берёзку, почему славят её?

- У берёзы 4 дела.

- Первое  дело  берёзки  -  слепому  светить.  Как это происходит?

Дети: - Из неё делают берёзовые лучины. Их зажигают, они освещают избу тёмными  ночам  и вечерами.

Хозяйка: - Второе дело  берёзки  -  хворого  лечить.  А вы можете объяснить, как берёза хворого, больного лечит?

Дети: - С берёзы собирают берёзовый сок. Сок этот полезный, больным помогает поправиться.

Хозяйка: - Третье дело - хромому  помочь. Как берёза слепому помогает?

Дети: - Из берёзки можно сделать березовую палку, на которую хромой опираться будет при ходьбе. С палкой хромому удобнее  и легче  ходить.

Хозяйка: - Четвёртое дело - голого  потешить. Что это значит? Как берёза голого потешает?

Дети:  - Из берёзовых веток заготавливают, вяжут веники для того, чтобы париться в бане.

Хозяйка: - Вот какая берёза помощница, поэтому народ её любит и славит.

5 часть. Практическая деятельность детей.

Дети выполняют коллективную  аппликацию  на тему: «Берёзовая роща».

Хозяйка предлагает детям "посадить" берёзовую рощу.

Хозяйка: - Русский народ любит берёзку и весной сажает молодые деревца. Когда в одном месте растет сразу много берёз, это место называется - берёзовая роща. Скажите вместе - берёзовая роща.

Дети хором и индивидуально повторяют эту фразу.

Хозяйка: - Давайте и мы посадим берёзовую рощу.

Педагог объясняет и показывает приём изображения берёзки: из прямоугольника вырезает ствол, а из овала - крону (способом обрывания). Вместе с тем поясняет, что способ обрывания помогает создать более выразительный образ берёзки.

Дети по образцу выполняют аппликацию. В процессе выполнения работы педагог напоминает детям правила пользования ножницами; даёт указания, пояснения по составлению коллективной композиции на одном листе; упражняет в использовании слов: крона, ствол.

Хозяйка: - Сегодня вы все дружно поработали, получилась красивая берёзовая роща.

6  часть. Заключительная.

Логопед: - О каком замечательном русском празднике мы сегодня узнали?

Дети: - О празднике русской берёзки – Троице.  

Логопед: - Как много хорошего мы о берёзке сказали. Как же она помогает людям?

Дети:  - Слепому светит, хворого лечит, хромому помогает, голого потешает.

Логопед: - Что ещё делали  у березки?

Дети: - Хоровод вокруг неё водили, песню пели,  да и саму берёзку наряжали.

Логопед: - Я думаю, всем вам понравилось на празднике. Спасибо и до свидания, Хозяюшка!

Дети прощаются с Хозяюшкой и берёзками, под музыку уходят из избы.

Литература:

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида.  Методическое пособие. Саров, 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)

Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие.  p1010388.jpg...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...

КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «НАША РОДИНА – РОССИЯ».

Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе.На логопедических занятиях по темам  п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).

Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...