КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки и читают стихи о берёзке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наталия Евгеньевна Мальникова,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад № 40 «Радуга», г. Саров,
Нижегородская область
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»
Цели:
- Приобщать детей к русской национальной культуре.
- Прививать интерес к русским народным традициям, обычаям, праздникам.
Задачи:
- Совершенствовать фразовую речь детей: учить использовать предложения различных конструкций.
- Активизировать мыслительную деятельность детей: учить понимать и объяснять смысл народных оборотов речи.
- Закреплять навыки работы с ножницами: учить сочетать разные способы работы (вырезание, обрывание) для создания выразительного образа.
- Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к берёзке, интерес к русским народным играм, хороводам и желание участвовать в них.
Словарная работа:
Активный словарь: сарафан, венок, лента, бусы, серьги, лучина, ствол, ветки, берёзовый, нарядный.
Пассивный словарь: крона, слепой, хворый, хромой, роща.
Пропедевтическая работа:
- Рассматривание макета деревни.
- Рассматривание альбома с русскими костюмами.
- Заучивание с детьми обрядовых стихов, пение русских народных песен.
- Отгадывание загадок о деревне и быте.
- Рассматривание берёз на прогулке.
Методические приёмы:
- Беседа.
- Вопросы.
- Рассматривание русского сарафана.
- Художественное слово.
- Использование технических средств обучения.
- Рассказ воспитателя о значении русской берёзы.
- Русский народный хоровод.
- Показ способов изображения.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, отгадайте загадку: "Выгляну в окошко – лежит долгий Антошка".
Дети: - Это загадка про дорогу.
Логопед: - Давайте пойдём по ней и посмотрим, куда она нас приведёт.
Дети с педагогом идут по дорожке, которая приводит их к «русской избе».
2 часть. Рассматривание украшенной избы.
Изба украшена березовыми ветками. Детей встречает Хозяюшка (логопед).
Хозяюшка: - Гости дорогие, проходите, на избу мою поглядите. Садитесь, с дороги устали уж ноги. Посмотрите и расскажите, какая сегодня у меня изба? Дети: - Нарядная.
Хозяюшка: - Чем она украшена?
Дети: - Изба украшена берёзовыми ветками.
Хозяюшка: - Да, сегодня все избы в деревне украшены берёзовыми ветками. Сегодня мы празднуем старинный русский праздник "Троица" - праздник берёзки. И поэтому главным гостем считается берёзка. Девицы-красавицы достают из своих сундуков самые лучшие наряды.
Хозяйка достаёт сарафан и говорит: - Посмотрите, что я сегодня надену?
Дети: - Нарядный сарафан.
Хозяйка надевает сарафан, а детям предлагает назвать узоры и детали народного костюма.
Хозяйка: - А что ещё может украсить мой наряд?
Хозяйка подводит детей к туалетному столику и открывает шкатулку с украшениями.
Дети: - Можно надеть нарядные бусы, серьги, ленты.
Хозяйка: - Ленты красные в косе да венок на голове.
Хозяйка достаёт веночки для девочек.
Хозяйка: - Всё готово к празднику!
Дети выходят в зал. В зале оборудована панорама берёзовой рощи.
Хозяйка: - Ребята, посмотрите, как зелено вокруг! Здесь можно отдохнуть, полюбоваться берёзками и послушать пение птиц.
Звучит фонограмма птичьих голосов.
Хозяйка: - Пора хороводы водить, петь, играть да плясать.
3 часть. Динамическая пауза.
Хороводная игра "Во поле берёза стояла".
По окончании хоровода дети под музыку идут к березкам, гладят их и украшают веточки венками.
Дети садятся под берёзку.
4 часть. Беседа о берёзе.
Хозяйка: - А хотите знать, почему так любят берёзку, почему славят её?
- У берёзы 4 дела.
- Первое дело берёзки - слепому светить. Как это происходит?
Дети: - Из неё делают берёзовые лучины. Их зажигают, они освещают избу тёмными ночам и вечерами.
Хозяйка: - Второе дело берёзки - хворого лечить. А вы можете объяснить, как берёза хворого, больного лечит?
Дети: - С берёзы собирают берёзовый сок. Сок этот полезный, больным помогает поправиться.
Хозяйка: - Третье дело - хромому помочь. Как берёза слепому помогает?
Дети: - Из берёзки можно сделать березовую палку, на которую хромой опираться будет при ходьбе. С палкой хромому удобнее и легче ходить.
Хозяйка: - Четвёртое дело - голого потешить. Что это значит? Как берёза голого потешает?
Дети: - Из берёзовых веток заготавливают, вяжут веники для того, чтобы париться в бане.
Хозяйка: - Вот какая берёза помощница, поэтому народ её любит и славит.
5 часть. Практическая деятельность детей.
Дети выполняют коллективную аппликацию на тему: «Берёзовая роща».
Хозяйка предлагает детям "посадить" берёзовую рощу.
Хозяйка: - Русский народ любит берёзку и весной сажает молодые деревца. Когда в одном месте растет сразу много берёз, это место называется - берёзовая роща. Скажите вместе - берёзовая роща.
Дети хором и индивидуально повторяют эту фразу.
Хозяйка: - Давайте и мы посадим берёзовую рощу.
Педагог объясняет и показывает приём изображения берёзки: из прямоугольника вырезает ствол, а из овала - крону (способом обрывания). Вместе с тем поясняет, что способ обрывания помогает создать более выразительный образ берёзки.
Дети по образцу выполняют аппликацию. В процессе выполнения работы педагог напоминает детям правила пользования ножницами; даёт указания, пояснения по составлению коллективной композиции на одном листе; упражняет в использовании слов: крона, ствол.
Хозяйка: - Сегодня вы все дружно поработали, получилась красивая берёзовая роща.
6 часть. Заключительная.
Логопед: - О каком замечательном русском празднике мы сегодня узнали?
Дети: - О празднике русской берёзки – Троице.
Логопед: - Как много хорошего мы о берёзке сказали. Как же она помогает людям?
Дети: - Слепому светит, хворого лечит, хромому помогает, голого потешает.
Логопед: - Что ещё делали у березки?
Дети: - Хоровод вокруг неё водили, песню пели, да и саму берёзку наряжали.
Логопед: - Я думаю, всем вам понравилось на празднике. Спасибо и до свидания, Хозяюшка!
Дети прощаются с Хозяюшкой и берёзками, под музыку уходят из избы.
Литература:
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры в детском саду компенсирующего вида. Методическое пособие. Саров, 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему: «Сказка о веселых человечках-звуках» (с элементами фонетической ритмики)
Конспект занятия, предлагаемый Вашему вниманию, содержит сказочный сюжет, который поможет детям понять характеристику звуков.Упражнения фонетической ритмики разнообразят занятие. p1010388.jpg...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »
Данный конспект предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»
Целевая аудитория: Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект занятия предназначен для детей старшего дошкольного возраста со вторым уровн...
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: "Космическая поисковая операция" 22.03.2021 г.
Данный конспект будет полезен учителям - логопедам ДОУ....
Конспект комбинированного занятия с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на тему «Письмо из Африки»
https://moluch.ru/th/1/archive/193/6155/...
КОНСПЕКТ НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Направление работы по воспитанию у современных дошкольников чувств патриотизма и духовно-нравственных качеств является актуальным в образовательном процессе.На логопедических занятиях по темам п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи III – го уровня. (Индивидуально-подгрупповое занятие).
Вашему вниманию предоставляется материал индивидуально-подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков с и ш. ОД состоит из трёх частей (вводная, основная, рефлексия). В ходе данного за...
- Мне нравится (1)