Развитие речи.Дидактические игры.
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Голубева Светлана Валентиновна

Развитие речи. Дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakonchi_slovo.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

                   

«Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

                               

                           «Сплетем венок из предложений»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Ход: Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например, Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

 

 

             «Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

 

 

                                   «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани, которых изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово, например, «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

.

 

                                               «ПРЯТКИ»

Цель: Упражнять в использовании пространственных предлогов.

Ход. Дети закрывают глаза. Воспитатель расставляет картинки с животными в разных местах группы. Дети находят их и говорят, кто и где прятался. В ответах используются пространственные предлоги (в, на, за, под). «Мышонок спрятался под стул». «Кошка спряталась за тумбу» и т.д. Дети собирают картинки. Воспитатель просит ответить на вопрос: кто и откуда слезал, и вылезал? В ответах используются предлоги с (со), из-за, из-под. «Мышка вылезла из-под стула». «Кошка вылезла из-за тумбы» и т.д.

 

 

                                             «НОВОСЕЛЬЕ»

Цель: Учить составлять предложения с предлогами на, над. Развивать зрительную память.

Ход: У жителей леса сегодня большой праздник — новоселье. Они построили большой дом. Сегодня вселяются новые жильцы. Давайте поможем новоселам.

«Лягушка будет жить на третьем этаже в квартире справа»

«Воробей будет жить на втором этаже в квартире справа»

«козлёнок будет жить на первом этаже в квартире слева»

«Заяц живёт над козлёнком»

«Мышка живёт над зайцем»

«Над козлёнком и бельчонком живут заяц и воробей»

 

 

 

                             «ИЗМЕНИ СЛОВО»

Цель: упражнять детей в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ. 

Щенок Филя очень любит играть со словами. Если мы скажем слово правильно, Филя будет молчать, если ошибёмся, громко залает.

Воспитатель выставляет три картинки: клещи, щётку, плащ.

- Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ.

- Ты ищешь …; - Он ищет…; - Мы ищем…

- Вы ищете…; -Они ищут…

Прошёл год Филя вырос т стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища, не лапы, а ….. (лапищи), не глаза, а …, не зубы, а …, не нос, а …, не усы, а …, не когти, а …, не хвост, а ….

 

                               «ЛАСТОЧКИ И ЛЮДИ»

Цель: упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных.

Ласточки высоко летают и очень внимательно наблюдают за людьми, удивляются, как мы не похожи на них.

У ласточек есть перья, а у людей нет … перьев.

У ласточек есть крылья, а у людей нет …крыльев.

У ласточек есть лапы, а у людей нет … лап.

У ласточек есть клювы, а у людей нет … клювов.

У ласточек есть хвосты, а у людей нет … хвостов.

У ласточек есть птенцы, а у людей нет … птенцов.

У ласточек есть гнёзда, а у людей нет …гнёзд.

 

 

                               «Веселый поезд»

Цель: Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове.

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Ход: Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

 

 

«Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например

  Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

 

 

«Наоборот».

Цель: развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей использовать в речи антонимы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет слово, а дети должны назвать противоположное. (Далеко – близко, верхний – нижний и т. д.)

 

 

«Назови слово с нужным звуком».

Цель: развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей находить слова с нужным звуком. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Придумайте (растения, птиц, зверей и.т.д), название которых начинается со звука «А», «К»,». Кто больше назовет, тот и выиграл.

 

 

«Назови три предмета».

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Задачи: Учить детей классифицировать предметы. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Какие предметы можно назвать одним словом: цветы, птицы и т. д.

«Цветы!» – произносит педагог и после небольшой паузы бросает мяч ребенку. Тот отвечает: «Ромашка, роза, василек».

 

 

«Добавь слог»

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Задачи: Учить детей делить слова на слоги. Развивать слуховое внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить, чтобы получилось слово, например, ма – ма, кни – га. Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

 

 

«Скажи по-другому»

Цель: учить детей подбирать синоним – слово, близкое по значению.

Задачи: Учить детей находить слова, подходящие по смыслу. Развивать внимание, память, речь и логическое мышление. Воспитывать интерес к дидактической игре.

Ход игры. Воспитатель говорит, что в этой игре дети должны будут вспомнить слова, похожие по смыслу на то слово, которое он назовет.

 

 

«Гласные звуки»

Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из состава слова. Это упражнение целесообразно проводить каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

Ход игры: Каждый ребенок называет гласные звуки из предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей детей.

 

«Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход игры: дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

 

«Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь признаков.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками, сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый, меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный, глиняный и т.д.

«Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход игры: воспитатель предлагает детям закончить предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес. Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от собаки.

 

«Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение словаря и уточнение значений слов.

Ход игры: Воспитатель объясняет ребенку, что будет произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Статья для воспитателей в ДОУ. «Учебно-методическое пособие по развитию речи «Дидактические игры для развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его людьми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику мал...

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"

Проект по развитию речи "Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря"...

Проект по развитию речи Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря

Проект по развитию речиДидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря...

Конспект ООД по развитию речи «Дидактические игры на произношение звуков м-мь, б-бь. Дидактическая игра «Кто ушёл? Кто пришёл?»

Формировать у детей умение чётко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; совершенствовать память и внимание....

Конспект ООД ро развитию речи. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх- вниз»

Конспект ООД ро развитию речи. Дидактическая игра «Поручения». Дидактическое упражнение «Вверх- вниз»...