Главные вкладки

    Игры для налаживания контакта с ребенком
    картотека по развитию речи (младшая группа)

    игры для налаживания контакта с ребенком

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_dlya_nalazhivaniya_kontakta_s_rebenkom.doc70.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    Дай ручку!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

    —Давай здороваться. Дай ручку!

    Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

    Привет! Пока!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

    —Привет! Привет!

    Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

    —Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

    При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.

    —Пока! Пока!

    Затем предлагает малышу попрощаться.

    —Помаши ручкой на прощание. Пока!

    Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

    Хлопаем в ладоши!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:

    —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем

    в ладоши вместе.

    Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

    Ку-ку!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

    Оборудование:  кукла Петрушка (в ступке).  

    Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

    — Ой! Кто это там прячется? Кто там? Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

    Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

    Лови мячик!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

    Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

    Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

    -Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

    Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

    —Кати мячик! Ой! Поймала мячик!

    Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

    Петрушка

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

    контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).

    Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.

    — Я Петрушка — веселая игрушка! Привет-привет!

    Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. —Давай здороваться! Дай ручку!

    После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.

    Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля!

    Ля-ля-ля!

    Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.

    Котёнок

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

    контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.

    Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

    — Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

    Действие сопровождается стихотворением:

    Киса, кисонька, кисуля! — Позвала котёнка Юля.

    Не спеши домой, постой! — И погладила рукой.

    Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

    Шарик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).

    Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.

    — Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.

    После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.

    — В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!

    Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.

    Солнечный зайчик

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).

    Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.

    —Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!

    Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.

    —Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!

    ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.

    Платочек

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).

    Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.

    Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:

    — Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!

    Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.

    —Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!

    После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.

    Прятки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Оборудование: большое одеяло или плед.

    Ход игры: Аналогично игре с платком можно организовать игру в прятки, используя одеяло или плед. При этом ребенок или взрослый, прячась, может свободно передвигаться по комнате, выбирая подходящее укромное место.

    Отличие от игры с платком, это более продолжительная игра. Водящий взрослый может намеренно не спеша ходить по комнате, заглядывая в самые неожиданные места — под стол, в шкафы и т.д. — со словами:

    —Где же наш мальчик спрятался? Миша, ау! Иду искать!

    Когда ребенок ждет, что его вот-вот найдут, он переживает сильные эмоции — напряжение и, возможно, страх. В конце игры такое напряжение обязательно разрешается — ребенка находят, гладят по голове, обнимают, хвалят.

    Хлопушки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.

    Детка хлопать так умеет,

    Своих ручек не жалеет.

    Вот так, вот так-так,

    Своих ручек не жалеет!

    Коготки-царапки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.

    Ход игры:  Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.

    Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.

    У белого котенка Мягкие лапки.

    На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок

    «выпускает» коготки-царапки.

    Но на каждой лапке

    Коготки-царапки!

    Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.

    Киса, Киса! Брысь!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.

    —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысъ!

    Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задей-ствовав другого участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны.

    Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.

    Тритатушки –  три-та-та!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:       Тритатушки - три-та-та! Тритатушки-три-та-та!

    По ровненькой дорожке!

    Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

    По ровненькой дорожке,

    По ровненькой дорожке,

    По кочкам, по кочкам,

    По ухабам, по ухабам,

    Прямо в яму — Бух!

    Тушки-тутушки!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.

    Тушки-тутушки!

    Сели на подушки.

    Пришли подружки,

    Столкнули с подушки —   Бух!

    Качели

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание

    контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.

    Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.

    —Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!

    Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга, широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.

    Часики

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.

    —Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай поиграем в часы!

    Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.

    — Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»

    Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики | могут тикать медленно и быстро.

    Догоню-догоню!

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки.

    —Давай играть в догонялки: ты убегай, а я буду тебя догонять! Догоню-догоню!

    Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит.

    Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.

    Ладушки

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог предлагает ребенку послушать потешку и похлопать в ладоши.

    —Давай похлопаем в ладоши—вот так. Ладушки-ладушки! Педагог вместе с ребенком хлопает в ладоши. —Где были?

    — У бабушки!

    — Что ели?

    —Кашку!

    — Что пили?

    —Бражку! Кашку поели, Бражку попили! Ш-у-у-у, полетели,

    На головку сели! На последних строчках помашите кистями рук, как крыльями, затем мягко опустите ладони на голову малыша.

    Сорока – белобока

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог берет руку ребенка в свою руку и начинает читать потешку, сопровождая текст движениями.

    Сорока-белобока        Педагог  круговыми  движениями

    Кашку варила,        водит        пальчиком        ребенка        по        его

    Деток кормила:        ладошке — «мешает кашку».

    Этому дала, этому дала,        При словах «этому дала» загибайте

    Этому дала, этому дала,        поочередно пальчики ребенка, начиная

    А этому не дала:        с мизинца.

    Ты, сынок, мал,        При словах «а этому не дала»

    Нам не помогал,        поверните большой палец ребенка и

    Тебе каши не дадим.        пощекочите его ладошку.

    Коза рогатая

    Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

    Ход игры: Педагог проговаривает текст потешки, сопровождая ее движениями.

    Идет коза рогатая,

    Сожмите  пальцы  правой  руки,   выставив

    Вперед  только  указательный

    палец и мизинец — получилась «коза»

    с  рожками.

    Приговаривая,  приближайте, то удаляйте «козу». При словах «забодаю»,

    «пободайте»

    ребенка.

    Идет коза бодатая,

    Ножками топ-топ!

    Глазками хлоп-хлоп:

    «Кто каши не ест,

    Кто молока не пьет,

    Того забодаю,

    Забодаю, забодаю!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры для налаживания контакта с ребенком

    Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком....

    Развитие эмоционального общения игры для налаживания контакта с ребёнком.

    Жизненный успех, самореализация — важные составляющие счастья.Все начинается с первых дней жизни. А может быть, даже и раньше... Как относятся к малышу самые близкие его люди и в первую очередь — мама...

    Игры адаптационного периода, игры для налаживания контакта

    Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым.Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,  сопровождаемых улыбкой...

    Технология налаживания контакта с родителями

    Пошаговая технология продвижения к контакту и взаимопониманию с родителями (Д.Б.Филонов)...

    Специфика налаживания контактов с родителями

    Система дошкольного образования выполняет для общества важную функцию: не просто присматривает, воспитывает, развивает и обучает детей, но обучает и консультирует родителей.Работа с семьей – это...

    Консультация для воспитателей:"Игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста "

    Материал содержит игры для налаживания контакта с детьми раннего возраста в период адаптации....