Конспект занятия по развитию речи "Моя любимая сказка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.05.razvitie_rechi_i.z.surikov_detstvo.docx47.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

СЦЕНАРИЙ

образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «День Детства»

Возрастная группа старшая  группа

Подготовила: Деренская О.А.,

Воспитатель вкк

Орск, 27.05.2020 г.

Тема: «Моя любимая сказка.»

Цель:   рассказывание по мотивам сказки « Лисичка сестричка и серый волк» с добавлением новых персонажей.

Воспитательные:

Воспитывать  интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности, любовь к сказкам.

Воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.

 Воспитывать дружелюбие, желание помочь окружающим.

Развивающие:

Развивать   творческое воображение, связную речь, умение строить полные, распространённые предложения, используя  выразительные языковые  средства для  соединения их частей.

Развивать слуховое и зрительное восприятие детей.

Образовательные:

Уточнить   с детьми значение  слова «сказка»,  какие  жанры  сказок знакомы.

Учить детей на  основе  знакомого сюжета сказки придумывать  новую сказку, содержательно и эмоционально  рассказывать  её, используя   выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.

Работа над словарем: жанр, сюжет, интерактивная доска , повадки, прорубь, песец, недопёсок. «сказка».

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Методы формирования сознания (беседа, рассказ воспитателя);
  2. Методы организации деятельности и формирования опыта поведения (отгадывание загадок);
  3. Методы стимулирования поведения (поощрение);
  4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности);
  5. Методы организации и осуществления познавательной деятельности

(проблемные вопросы).

Создание среды для организации и проведения ОД:  доска, на которой  размещены сказочные  герои: лиса,  волк, дед, баба.

Предварительная работа:

Чтение  и анализ  авторских и народных сказок,  загадок  о сказочных героях, рассматривание животных и птиц, чтение мансийской народной  сказки «Мудрая сова»,  песня «Приходите в гости к нам» (музыка   Владимира Дашкевича,  слова Юлия Кима). 

Виды детской деятельности вОД:

Коммуникативная

Двигательная

Познавательная

Планируемые  результаты из ООП ДО ДОО:

Личностные: Способен сосредоточенно действовать в течение 20-25 минут.

Интеллектуальные:Имеет первичные представления об объектах окружающего мира. Может участвовать в беседе.Умеет аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Создает изображения предметов по образцу.

Физические: Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.

Критерии оценки деятельности детей вОД

  1. Активность  
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым
  4. Сопереживание
  5. Эмоциональность
  6. Способность управлять своим поведением и планировать свои действия
  7. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем)
  8. Выполнять инструкции взрослого при выполнении игровых заданий.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие.

Ход  интегративной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть.                                                          

Создание мотива для деятельности детей  

Организационный момент:

Психологический настрой.

Воспитатель:

Создание эмоционального фона занятия. Развитие слухового внимания, общих речевых навыков. Объявление темы занятия.] 

«Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! солнцу и птицам.

- Доброе утро! улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро длится до вечера».

- Ребята, давайте посмотрим, друг на друга, и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия, настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

Воспитатель:

Воспитатель неожиданно для детей, включает запись песни «Приходите в гости к нам».  Дети интересуются музыкой и обращают внимание на презентацию.На ней появляется сказочница и приглашает их на сказку.

 (Выходит к ним педагог переодетая в сказочницу).

 Педагог:

«Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнёшь – и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету …

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо …

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех,

 Для нас,

Золотое слово!»

Воспитатель:

-Ребята,  сегодня  мы с вами  вспомним  знакомые сказки. 

-Как вы думаете, что  такое  сказка?

Дети:

-  Это выдумка, волшебство и т.д.

Воспитатель:

-Сказка - это произведение  о вымышленных  лицах  и событиях  с участием  волшебных, фантастических   сил. 

- А какие бывают сказки?

Дети:

 -Сказки бывают волшебные, бытовые. Есть ещё   сказки о животных.

 Воспитатель:

-Ребята! А  кто сочиняет сказки? 

Дети:

Народ, авторы.

Воспитатель:

- Какие народные сказки вы знаете?

Дети:

-«Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Волк и лиса»

Воспитатель:

-А теперь вспомним с вами авторские сказки.

 Назовите их, пожалуйста.

Социально-коммуникативное развитие

5 минут

2.Основная часть.

Беседа, актуализация личного опыта детей

Проблемные вопросы

Воспитатель:

Игра  «Узнай сказку»

 Воспитатель:

-Сейчас мы поиграем, кто внимательный, узнаем.

Мышка серая, норушка,

Вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом – домок

В  чистом поле  одинок.

(«Теремок»)

Жили - были дед да баба.

Жили вместе с внучкой Машей.

Доброй, умной и послушной.

Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать:

Грибы – ягоды собрать…

(«Маша и медведь»).

 

Жили-были  дед и баба,

Жили  дома с птицей  рядом

Баба птицу ту любила,

Её зёрнами кормила.

(«Курочка Ряба»).

Воспитатель:

А  теперь  посмотрите,  пожалуйста, на экран.

Я думаю, вы узнали этих персонажей .

Дети:

Лиса, дед, баба, волк.

Воспитатель:

-Я хочу попросить вас  охарактеризовать каждого из этих персонажей.

Лиса какая?

Волк какой?

Дед какой?

Баба какая?

-Вы ребята молодцы, хорошо  знаете сказки. А теперь, давайте немножко поиграем.

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

«Знакомство с лесными животными».

(Дети выполняют движения согласно тексту.

Педагог следит за осанкой детей, акцентирует внимание на передачу детьми характерных особенностей  животных.)

 Педагог:

У нас славная осанка

Мы,  свели лопатки

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

Пойдём мягко, как лисята,

И как мишка косолапый,

И как серый волк-волчище,

И как заинька трусишка.

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик сладко потянулся.

 Воспитатель:

-Ребята!  Какие вы молодцы! Вы  правильно изображали  повадки зверей.

Должна вам сказать, сказки любят не только дети, но и взрослые.

А вы бы хотели сами сочинить сказку?

Воспитатель:

- Ребята, прежде чем приступить к  сочинению сказки, давайте

 назовём  отличительные особенности сказок.

(Дети с помощью педагога называют отличительные особенности сказок)

  - В волшебных сказках есть зачин:

 «Жили-были… «, «В некотором царстве, в некотором государстве…»

В сказке есть положительные и отрицательные герои, чудесные предметы, благодаря которым происходят чудеса.

В сказке    добро всегда  побеждает  зло.

Традиционная концовка: «Сказка-ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок»

Ребята! А вы знаете сказку «Лисичка- сестричка и серый волк»?

Воспитатель:

Давайте с вами вспомним сегодня эту сказку.

дети по цепочке рассказывают сказку).

Воспитатель:

Волк пошёл на речку, опустил свой хвост в  прорубь. Дело-то было зимою.

- Что произошло с ним дальше?

Дети:

Он приморозил свой хвост.

 Воспитатель:

-Ребята, а вам жалко волка?

  Воспитатель:

А мы можем ему помочь. Для этого вам надо изменить сказку.

-  Давайте  сделаем так, чтобы волк не пострадал.

- Пусть его  кто-нибудь спасет.  Мы с вами живем на севере. Значит, нам поможет северное животное.

- А каких северных животных вы знаете?

(Дети называют животных)

Педагог:

- Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там, где в тундре вьюга злится,

Где большой земли конец,

Там живет почти лисица,

 В шубке беленькой, хитрец! 

Дети: Это песец.

Воспитатель:

- Чем питается животное?

Дети: Песец ловит леммингов, куропаток, очень любит рыбу.

Воспитатель:

- Если песец любит рыбу, может ли он помочь волку?

(Ответы детей)

Итак, начнем  сочинять  сказку «Лисичка сестричка  и серый волк»  на  новый лад.

(На кране появляется  картинк с изображением песца)

Педагог вызывает двух ребят, желающих  продолжить сказку.

1 ребенок: Сидит волк,  а навстречу ему песец. Песец увидел волка и  спрашивает:

-Здравствуй братец волк! Что ты тут делаешь?

-Да вот рыбу ловлю.

-А как же ты ловишь?

- Лисичка-сестричка посоветовала хвост опустить в прорубь и приговаривать: «Ловись. рыбка, и мала, и  велика…»

2 ребенок

-Ох, уж эта лиса!  Опять она проказничает!

-Не верь ей, братец волк. Она тебя обманывает. Рыбу надо ловить не хвостом, а удочкой. А если не веришь, то спроси у мудрой полярной совы. Вот она, как раз сидит на суку и головой вертит.

Координация речи с движениями (релаксация)

«СОВА»

В лесу темно,

Все спят давно.

(Дети изображают спящих птиц )

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

(Дети делают взмахи руками)

Совушка - сова,

Большая голова.

На суку сидит,

Головой вертит.

(Изобразить большой круг руками.

Присесть, сделать повороты головой  вправо, влево)

Во все стороны глядит,

Да вдруг как полетит!

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

После выполнения упражнения  дети  продолжают сказку.

 3 ребенок

-Да, да, да- ответила сова.

-Совершенно верно!- добавила она.

2 ребенок

-Я сидела на суку и внимательно слушала ваш  разговор.

- Волк! Не верь лисе!

4 ребенок

-Понял волк, что лиса обманула его.

Волк вытащил свой хвост из проруби и  вместе с песцом стал ловить рыбу удочкой.

5 ребенок

Они дружно ловили рыбу, а сова сидела на суку и наблюдала за ними.

Волк с песцом наловили целую кучу рыбы. Потом песец пригласил волка на тайгу к себе в гости. И съели они всю рыбу. С тех пор у них завязалась настоящая дружба.

Воспитатель:

-Ребята, мы говорили, что в начале сказки есть зачин. Но у сказки должна быть и концовка. Какими словами  обычно заканчивается сказка?

 Дети:

 -Вот и сказке конец, а кто  слушал молодец!

Воспитатель:

- А еще как?

 А я знаю и другие  концовки сказок:

Так они живут, пряники жуют.

Медом запивают, нас в гости поджидают.

И я там был, мед, пиво пил.

По усам бежало, в рот ни капли не попало.

Воспитатель:

-  Мне  очень понравилась ваша новая сказка. Молодцы!    

Мы по сказке походили

В ней все круто изменили.

Мы ногами топали,

Мы в ладошки хлопали.

Будут в сказке помнить нас.

Вот какие молодцы!

Вот какие удальцы!

-Новую сказку мы с вами запишем в альбом,  оформим  рисунками и  поместим в книжный уголок.

Познавательное развитие

Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие

Речевое развитие

17 минут

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей.

Подведение итогов деятельности.

Рефлексия:

-Чем мы занимались сегодня на занятии?

-Что вам понравилось?

 «А теперь мы улыбнемся,

крепко за руки возьмемся,

и друг другу на прощанье

мы подарим пожелания.

Будьте все здоровы».

Социально-коммуникативное развитие

3 минуты

Длительность интегративной деятельности: 25минут

Список использованной литературы:

Интернет – ресурс

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/news11528.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи: « Любимый город Омск» в подготовительной группе МДОУ « Детский сад № 194 компенсирующего вида»

Коррекционно-образовательные цели:Расширять и обогащать знания детей о родном городе и его  достопримечательностях.Формировать нравственно-эстетические чувства детей. Расширение и активизац...

Конспект занятия по развитию речи "Любимый фольклор"

Конспект занятия по развитию речи "Любимый фольклор"...

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки

Конспект занятия по развитию речи Любимые сказки...

Конспект ООД по развитию речи "Любимые сказки"

Образовательные области: «Речевое развитие»Интеграция видов деятельности: познавательное развитие», социально-коммуникативное развитие.Лексическая тема: любимые сказки.Вид деятельнос...

Конспект занятия в старшей группе "Любимые сказки"

Расширять словарный запас по средствам русских народных сказок....

Конспект занятия в старшей группе «Любимые сказки А.С. Пушкина»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29392816","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] На занятии дети знакомятся с творчеством А.С. Пушкина на основе сказок: «О золо...