Детское словотворчество
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснением к старшим, вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей. Он решает ее «по вдохновению», внезапно, не обладая для этого никакими другими ресурсами, кроме языкового чутья, и не мудрено, что пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений, он вынужден прибегать к самым фантастическим выдумкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_slovotvorchestvo.docx31.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила

Учитель - логопед

Пузырева А.В.

…Взрослые никогда ничего не понимают сами,

а для детей очень утомительно без конца им всё

объяснять и растолковывать.

Антуан де Сент – Экзюпери,

 «Маленький принц»

Что такое детское словотворчество?

Термином «детское словотворчество» специалисты обозначают широко распространенное явление детской речи. Оно приходится на период с 2,5—3 лет до школьного возраста.

Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении с взрослыми, сверстниками, при игре малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих.

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами ,психологами (Н.А. Рыбников, А.Н. Гвоздев, Т.Н. Ушакова и др.)

Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих  малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка. («Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти».

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами?

Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта.

Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как проявляется словотворчество в речи ребенка?

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов.

  • Слова – осколки: например, «моги мне» - производное от «помоги мне». Ребенок просто выделил тот слог, который кажется ему ударным, главным, и взял его за основу. Часть слова, таким образом, превратилась в целое, новое;
  • Слова, образованные с помощью «чужих» окончаний: говорящий правду – «правдун», маленький лев – «левик» и т.д. Слова на первый взгляд кажутся необычными, но на самом деле они созданы по образу других слов, которые малыш когда-то слышал. «Правдун» имеет то же окончание, что и «ворчун», а «левик» это «лев» и «котик»;
  • Синтетические слова – составленные из двух: «собачка» может стать «афачкой» (от «ав» и «собачка», слепленных вместе), а лопатка, которой копают – «лопалкой». Таких слов в арсенале ребенка может быть множество. В словаре ребенка встречаются синтетические слова разных частей речи – глаголы, прилагательные, наречия и т.д. Даже во взрослой речи есть синтетические слова – колхоз, самолет и т.д. Ребенок образует синтетические слова сходу и запросто: «в самом деле» превращается в «всамделешний» без проблем.

При этом как отмечают исследователи, есть ряд одинаковых слов, которые можно услышать у многих малышей: «всехний», «огромадный» и т.д. Набор таких слов есть у каждого ребенка – достаточно просто внимательно его слушать.

Таким образом, детское словотворчество проявляется в словообразовании, в словоизменении, в проведении аналогии.

Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже вы слышите "новые" слова.

        Почему это происходит? Иссякают творческие способности ребенка?

Нет, просто к пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться в том, какую из них и когда нужно применить.

Словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием грамматических форм родного языка.

 Словесное творчество – важный этап знакомства ребенка с миром. Вслушивайтесь в речь малыша, наслаждайтесь ею, ведь период этот прекрасен и быстротечен.

Почему следует поощрять детское словотворчество?

Каждого ребенка можно назвать величайшим умственным тружеником, и чтобы доказать это, достаточно приглядеться к тому, в какое короткое время ему удается овладеть своим родным языком, всеми оттенками его суффиксов, приставок и окончаний.

Детский язык представляет собой лишь упрощенный вариант нормативной, правильной речи. Способность ребенка запоминать нормы и использовать их в своей речи называют обычно языковым чутьем.

У детей отмечается такое сильное чутье языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся грубыми недостатками речи, а, напротив, очень метки, естественны: «сердитки», «всехный», «красавлюсь». Переиначивая слова, ребенок чаще всего не замечает своего словотворчества и остается в уверенности, что правильно повторяет услышанное. Например, услышав слово «тормоз» и, думая, что повторяет его, ребенок приделывает к нему — ило: «тормозило». Это говорит о том, что ребенок тонко чувствует, что здесь необходим суффикс «л», показывающий орудийность, инструментальность предмета (то, чем шьют, - шило, то, чем моют, - мыло, то, чем тормозят, - тормозило).

Это свидетельствует о том, что в уме ребенка произведена четкая классификация суффиксов по разрядам и рубрикам. Хотя ребенок и не мог бы ответить, почему он называет почтальона «почтаником», эта реконструкция слова показывает, что для ребенка практически вполне ощутима роль суффикса «ник», который характеризует человека главным образом по его профессиональной работе - «пожарник», «сапожник», «печник». Называя почтальона «почтаником», ребенок включил его в разряд этих слов и поступил вполне правильно. Ребенок не виноват, что в грамматике не соблюдается строгая логика. Если бы наши слова были созданы по какому-нибудь одному прямолинейному принципу, детские высказывания не казались бы нам такими забавными, они нередко «вернее» грамматики и «поправляют» ее.

Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Он направляет все свои усилия на то, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, что нельзя не удивиться силе его сообразительности, внимания и памяти. Малейший оттенок каждой формы угадывается ребенком с легкостью, и когда ему понадобится создать то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа. Например, увидев червяка, ребенок называет его «ползуком». И этим -ук выражает свое паническое отношение к нему. Тут отмечается подражание таким словам, как «жук» и «паук».

Начиная с двух лет, всякий ребенок становится на короткое время гениальным лингвистом. Ребенок сознает законы образования слов лучше взрослых, потому что никто так часто не выдумывает новых слов, как дети.

Ребенок, который живет среди взрослых и постоянно присутствует при их разговорах, то и дело слышит такие слова, смысл которых ему непонятен. Часто он пытается осмыслить их сам, не обращаясь за объяснением к старшим, вполне уверенный, что эта задача не представит для него особенных трудностей. Он решает ее «по вдохновению», внезапно, не обладая для этого никакими другими ресурсами, кроме языкового чутья, и не мудрено, что пытаясь самостоятельно добраться до смысла непонятных речений, он вынужден прибегать к самым фантастическим выдумкам. Например, ребенок спрашивает у бабушки, пытавшейся расстегнуть ей пальто: «Зачем ты меня отпугиваешъ

Конечно, когда мы говорим о творческой силе ребенка, о его чуткости, о его речевой гениальности, все же не должны забывать, что общей основой всех названных качеств является подражание, так как всякое новое слово, создаваемое ребенком, творится им в соответствии с нормами, которые даны ему взрослыми.

Тот, кто в раннем детстве на пути к усвоению родной речи не создавал таких слов, как «ползук», «притонуть», «тормозило» и т. д., никогда не станет полным хозяином своего языка, речь будет анемична, бескровна, мертвенна. Иное созданное ребенком высказывание, кажущееся нам таким самобытным, возникло, в сущности, лишь потому, что ребенок слишком прямолинейно применяет к словам эти нормы, не догадываясь ни о каких исключениях. И, тем не менее, несомненна огромная речевая одаренность ребенка.

Таким образом, детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них.

Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов.

Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста.

Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию

Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению   основной идеи литературного произведения.

Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра.

Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития  речевого творчества у детей:

  • наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания, сопровождающим деятельность
  • способы творческой деятельности  (Стремление к преобразованию ,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи)
  • качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности)

В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза.

Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении.

Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу.

 Работу по развитию детского речевого творчества строят  в три этапа:

1.   Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности.

2.  Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений.

3.  Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа).

Всем известна истина, что  принуждение - враг творчества.

Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации.

Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу.

Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений.

Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически. Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух.

Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи).

Все литературные жанры - стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений.

 Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы:

  • знакомство детей с произведениями  искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок, сказок, рассказов и т.д.
  • использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах.
  • привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д.

Вся работа проводится в комплексе от  простого к сложному. Вот несколько примеров  работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители.

В работе с детьми используют следующие методы и приемы:

  1. Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом.
  2. Введение элементов соревнований, которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек.
  3. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами.

  1. Пословицы и поговорки..

Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни. Пословицы воспитывают патриотизм, чувство любви к родной земле, по пословице судят о защите Отечества, о культуре. В пословицах – философский опыт осмысления жизни: Вороне соколом не бывать. Пословица, по определению В.И. Даля, коротенькая притча, это суждение, поучение. Поговорка, по его же определению, это «окольное» выражение, простое иносказание, но без притчи, без суждения. В работе с детьми использую пословицы и поговорки как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка.

Задание для детей и родителей: найти  пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными.

Например:

Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.)

Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.)

и т.д.

  1. Загадки.

Загадка не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство. Загадка – игра в узнавание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления – этому учит ребенка загадка. Она сближает далекое с близким, неведомое с привычным. Образами народных загадок пронизана русская поэзия, знание загадок не только развивает память, но и воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы. Поощряю детей к придумыванию загадок.

а) Простейшие загадки описательного характера.

Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов ,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д.

Примерные   схемы составления загадок.

Мяч

Какой ?                                    На что похож ?

Круглый                                  как шар

Прыгучий                               как зайчик

Звонкий                                   как хлопок

Свеча

Что делает?                                  На что похоже по функциям?

Светит                                           как лампочка

Греет                                             как солнышко

Тает                                               как  льдинка

Шарик для пинг-понга

На что похож?                                          Чем отличается?

Как жемчуг,                                                но крупный

Как яйцо,                                                     но не бьется

Как град,                                                     но легкий

2. 1.  Загадки – угадай последнее слово.

Например :

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла …

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно …….

                       (листопад)

2.2. Загадки-дразнилки

Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и  т.д.  Далее с помощью суффикса  – лк -  превращаем слова в дразнилки.

Например:

Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать.

Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка .

Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать.

Не кидалка, не бросалка, а умозанималка .

  1.  «Объяснялки».

3.1. Работа с фразеологическими оборотами.

Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д.

Дети объясняют что, по их мнению,  означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и  назвать ее «Веселые фразы».

  1. Азбука важных слов

АДРЕС - его важно знать иначе потеряешься.

БАБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая.

ВОДА - потому что без нее нет жизни.  и т.д. И так на все буквы алфавита.

 На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку.

3.3  Наши имена.

Берется имя ребенка и разбирается по буквам:

Марина

М-милая

А - авторитетная

Р - решительная

И – игривая

Н - нежная

А - артистичная  

Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы.

  1.   Придумывание слов-эпитетов за счет слов-представлений.

Лиса какая? Хитрая, рыжая, коварная. Или, наоборот, узнавали по эпитетам предмет. Что это? Зеленая, кудрявая, в белом сарафанчике? Береза.

  1. Придумывание детьми синонимов и антонимов.

Подбирая слова, близкие по смыслу, дети обучаются точности словоупотребления, осознают оттенки значений глаголов (шепчет, говорит). Работа над антонимами учит детей сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (величине, цвету, весу).

  1. Разучивание скороговорок.

Умение произносить скороговорки – интересное занятие для ребенка. Часто дети сами, без всякого поощрения, несколько раз повторяют скороговорку, стремясь овладеть произношениемДети приобретают навык произносить их быстрее, отчетливее, порой доходят до виртуозности

 На дворе трава, на траве дрова.

 Коси, коса, пока роса.

  1. Знакомство детей с небылицами.

Небылица - это прекрасное средство для развития юмора. Небывальщина необходима ребенку тогда, когда он утвердился в «бывальщине». По какой-то непонятной причине ребенка влечет в этот перевернутый мир, где безногие бегают, а вода горит, а лошади скачут на своих седоках. Это игры мыслительные, игры ума, потому что ребенок играет не только кубиками, но и мыслями. Кочерга раскудахталась. Квашня бабку месит.

  1.  Сочинение собственных стихов.

Дети любят стихи слушать, а еще любят сочинять их. Хорошие стихи – это та же музыка. Ребята легко постигают его ритм, способны наслаждаться красотой построения, созвучием строф.

Требования к сочинению стихов таковы: простота и четкость ритма; краткость; простота и ясность образов.

С детьми придумали стихи об осени, «Наш огород», «Мой Новочебоксарск родной», загадки о профессиях, придумали сказки «Волк и семеро козлят», «Теремок» на новый лад и показали родителям. Итогом работы по данной теме являются стихи, сочиненные с детьми:  

Осень золотая

Осень набежала,

Листья сорвала.

Желтые и красные

Краски пролила.

В сапогах резиновых,

 Шапке и шарфе

Я по лужам шлепаю

Где-то во дворе.

Скоро, скоро Осень

Всех уложит спать,

Чтоб красотку Зиму

В гости приглашать.

 

Осень в гости к нам пришла

Осень в гости к нам пришла,

Всем подарки принесла:

Зайчику – капустки,

Спелой, очень вкусной.

Мишке – меду,

 Полную колоду.

Рыжей лисичке –

Новые рукавички.

Хлопотунье-белочке –

 Орехи на веточке.

А ребятам –

Пирог ароматный.

За обе щеки уплетайте

Да Осень дружно вспоминайте!

 Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит  самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское словотворчество.

В данной статье даётся понятие детского словотворчества и раскрывается три основных принципа, лежащих в основе образования новых слов....

Альбом детского словотворчества "Давай поговорим"

Альбомы детского словотворчества могут использоваться в работе с родителями в любой дошкольной группе. Альбомы дают возможность воспитателям закрепить пройденный материал, выявить необходимость работы...

Детское словотворчество.

появление новых слов в речи ребенка называют словотворчеством. словотворчество составляет одну из важнейших особенносте развития речи ребенка....

Детское словотворчество

Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. Процесс творчества у ребенка сопровождается...

Детское словотворчество "Ребятам о зверятах"

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребёнка.Развивает наблюдательность, умение ребёнка свободно и правильно выражать свои мысли,...

«О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста».

Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка.Но нельзя путать словотворчество и речетворчество детей. Речевое творчество -это проявление творчества в речевой деятель...