Инновационные технологии в речевом развитии детей.
статья по развитию речи

Ханко Александра Ивановна

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hanko_ai.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в речевом развитии детей.

А.И. Ханко

ГБДОУ детский сад №123

Адмиралтейского район

г. Санкт-Петербург

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В работе с детьми по речевому развитию можно использовать следующие инновационные технологии: мнемотехнику, моделирование, сказкотерапию, синквейн, кинизиологию, биоэнергопластику, а также проектную деятельность, технологию портфолио, исследовательскую деятельность, коллекционирование, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технологии проблемного обучения, альтернативные технологии.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности; 

- технология должна носить здоровьесберегающий характер; 

- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком; 

- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; 

- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Сперва необходимо рассмотреть такую технологию как мнемотехника. Значение слов «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и то же –

техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.)

Мнемотехника - является системой разных приемов, дающих возможность легче запоминать и увеличивать объем памяти через создание дополнительных ассоциаций. Подобные приемы имеют особое значение для дошкольников, потому что наглядный материал усваивается намного лучше вербального [1, с. 5].

Особенности технологии заключаются в использовании не изображенного предмета, а знаков с целью опосредованного запоминания. Это существенно упрощает дошкольникам отбор и усвоение слов. Знаки максимально приближенны к речевому материалу, к примеру, с целью обозначения диких животных используют елку, домашних животных обозначают домом.

Мнемоника всегда создается на основе работы от простого к сложному. Нужно приступать к работе, начиная с простых мнемоквадратов, затем переходя к мнемодорожкам, и далее – к мнемотаблицам, потому что у дошкольников в памяти закрепляются отдельные образы: кошечка-пушистая, клубничка – сладкая. Потом – затруднять либо замещать другой заставкой – показать персонажа в графическом варианте.

Следующая технология приобрела широкое использование в обучении дошкольников знаково-символической деятельности (моделированию). Данный способ может помочь воспитателям четко отметить простые взаимосвязи и взаимоотношения с объектами действительности [2, с. 86].

Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы [3].

В процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении - это слова. Детям можно предложить построить предложение: «Наступила холодная зима. Дует холодный ветер».

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Следующая технология считается наиболее эффективным методом при работе с детьми, которые имеют речевые нарушения – сказка, оказывающая коррекционное воздействие [4].

Сказка является средством погружения ребенка в атмосферу той жизни и истории, которую проживает герой. Это «ключ» к ребенку и приобретению им новых знаний, накапливаемому опыту. Для того чтобы развить речь дошкольников воспитателем применяется методика сказкотерапии.

Сказкатерапия проводится единожды в неделю. В младшей и средней группе сказкатерапия длится 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной 25-30 минут. Проводя сказкотерапию в младшей и средней группе применяют прием словесно – режиссерской игры, психогимнастики, словесного комментирования, совместной словесной импровизации – учат продолжению предложений педагога. В старшей применяют подобные методы, но с усложнением, занятно выполняют дошкольники пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

Сказки влияют не только на эмоциональное состояние дошкольников, но и на их речевую активность. При использовании на занятиях сказкотерапии активизируется словарь детей. Её применяют при нарушениях речи, а также работая над связной речью. В сказке заключаются коммуникативные функции: лексико - образная, потому что формируется языковая культура дошкольника; активизируется и развивается внутренняя слуховая память; слушая сказки, происходит преобразование вербально-знаковой формы сказок; развиваются коммуникативная и экспрессивная функция языка.

Все разновидности сказок можно преподнести в разном виде: анализе, рассказывании, сочинении, постановках и рисовании. Но необходимо помнить о том, что это делается с целью создания интереса и положительной мотивации ребят. Жизненные ценности, вот что является ядром сказкотерапии.

Поэтому, становится возможным сделать вывод о том, что влияние сказкотерапии уникально в коррекционных целях, потому что другая деятельность не сможет оказать комплексное воздействие на речь дошкольника.

Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

При составлении синквейна обогащается и расширяется словарь дошкольников. Их знакомят с таким понятием как «слово, которое обозначает предмет» либо «слово, которое обозначает действие». Таким образом, закладывается «фундамент» для дальнейшей работы над предложением. Далее усваивают понятия «живой и неживой» предмет.

Синквеин помогает успешно корректировать всю речевую систему: активизируется и обогащается речевая лексика, усваиваются навыки образования слов, развивается умение описания предметов и составления синквейна по картине, использование в речи различных по составу предложений. Этот метод используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли [5].

Таким образом, можно подвести итог всему выше перечисленному - инновационные технологии являются одним из ключевых средств развития образования в целом и дошкольного учреждения в частности.

Инновации затронули все компоненты образовательной деятельности целиком и полностью. Речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

- повышению качества образования;

- повышению квалификации воспитателей;

- применению педагогического опыта и его систематизации;

- использованию компьютерных технологий воспитанниками;

- сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники // Система запоминания «Джордано» [Электронный ресурс], 2007. Режим доступа: http://mnemonikon.ru (дата обращения: 10.03.2017).

2. Григорьева А.А. Качество дошкольного образования: интеграция науки и практики / А.А. Григорьева, Л.В. Николаева, Т.И. Никифорова, Л.С. Ядрихинская. Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.

3. Карпова С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С.Н. Карпова, И.Н. Колобова. М., 1978. 281 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии // Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеева. СПб.: «Речь», 2006. 176 с.

5. Душка Н.Д. Синквейн в работе с дошкольниками» / М.Д. Душка // Журнал «Логопед», М.: «ТЦ Сфера», 2005. № 5. С. 85-91.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Сценарий районного методического объединения «Использование современных инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста».

В настоящее время каждое дошкольное учреждение стремится к совершенствованию, развитию, ищет новые возможности, создаёт необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества и дл...

Статья "Реализация принципа индивидуализации через использование инновационных технологий в речевом развитии детей"

В статье идет речь о реализации принципа индивидуализации  в речевом развитии детей, о путях повышения качества речи дошкольников, посредством использования инновационных технологий, а именно: ме...

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя е...

Статья «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии. В условиях ФГОС ДО принципально новой является необходимость решения речевых задач в контекс...

Презентация "Использование инновационных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному об...