конспект по развитию речи для средней группы
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Дорошенко Антонина Андреевна

Конспект по развитию речи в средней группе «Предложение и слово».

Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_srednyaya_gruppa.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе «Предложение и слово».

Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.

Задачи:

Образовательная: Закрепить понятия «слово», «предложение», упражнять детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов, продолжать расширять словарный запас детей, способствовать его активизации при составлении рассказа, формировать навыки учебной деятельности.

Развивающая: Развивать внимание, умение слушать и не перебивать других.

Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным, желание заботиться о них.  Воспитывать любовь к домашним животным

       Материалы: мяч, предметные картинки, счетные палочки, цветные карандаши.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Организационный

Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения в школе,  как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на уроке, держать руки на столе.

 

( дети показывают)

Основной

Беседа о домашних животных (использую предметные картинки)

- Каких домашних животных вы знаете?

- Как человек о них заботится?

- Какую пользу они приносят?

Каждый предмет, который есть у нас в группе, на улице, дома можно назвать словом. Сейчас мы поиграем.

Игра «Скажи слово»

Встает на заре,

      Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?...(петушок)

Рыжий молокозавод

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко! (корова)

Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый. (свинья)

Мчится, выпучив глаза,

Наша старая …(коза)

Даже по железной крыше

Ходит тихо, тише мыши.        

На охоту ночью выйдет

И как днем все видит.

Часто спит, а после сна

Умывается она. (кошка)

Так что же такое «слово»? 

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы используем слово для того, чтобы дать предметам наименование, охарактеризовать их, описать качества. Например, дерево, деревянный стол. А еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.

Игра «Назови одним словом»

Мяч, кукла, пирамидка, машинка

Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка

Дуб, береза, ель, сосна

Роза, лилия, астра, тюльпан

(дети становятся в круг)

Физкультминутка

Вот окошко распахнулось, (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась (соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

С помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о кошке.

(Дети передают мяч по кругу, называют слова-прилагательные, какая она: пушистая, ласковая, веселая и т.д.; затем садятся за столы)

Когда мы хотим рассказать о чем-то, мы говорим предложениями, а не отдельными словами. В предложении несколько слов.

Теперь давайте попробуем составить предложения.

Игра «Кто как голос подает»

хрюкает

лает

мычит

и т.д.

- Сколько слов в наших предложениях? Какое первое, второе слово? Давайте выложим схемы предложений. Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.  Предложение начинается с большой буквы, поэтому на схеме первое слово обозначаем высокой черточкой.

В конце предложения ставится точка.

выкладывание схем из счетных палочек)

Затем проводится работа над предложениями, состоящими из трех слов.

Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ. Давайте составим рассказ о кошке. 

1. Придумайте ей имя.

2. Какого цвета кошка?

3. Какая у нее шерстка?

4. С чем она любит играть?

5. Какое у нее настроение?

А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинку.

( дети работают карандашами)

Давайте еще раз вспомним, что такое слово? Предложение? С какой буквы начинается предложение? Что стоит в конце предложения?

 - Правильно, слово - это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается. Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ.

 

 (ответы детей). Слово – это все, что мы произносим

– (игрушки)

– (посуда)

– (деревья)

– (цветы)

свинья хрюкает

собака лает

корова мычит

ответы детей

Васька

Серого

Гладкая

Мячом

Хорошее

(ответы детей)

Заключительный

Вы, ребята, сегодня все были молодцы. Что вам сегодня больше всего понравилось?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"

Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".

Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»

Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и проде­монстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...

Конспект по развитию речи в средней группе «Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».

Технологическая карта по развитию коммуникативно-речевых способностей для детей 4-5 лет.«Одежда. Обувь. Составление рассказа-описания «Магазин одежды»».г. Тамбов д/с «Радуга»  Воспитатель:...

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ

Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...

Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».

Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками  «З», «зь»...