Мастер-класс для педагогов «Сочиняем загадки и лимерики с детьми дошкольного возраста».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лиджиева Джиргал Анатольевна

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности детей важнее научить их составлять собственные загадки, чем просто отгадывать.  В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_limeriki.docx19.04 КБ
Файл master-klass_limeriki.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 2 «Рябинка»

Мастер-класс для педагогов  «Сочиняем загадки и лимерики с детьми дошкольного возраста».

Составила Лиджиева Джиргал Анатольевна,

воспитатель МАДОУ Детский сад №2

«Рябинка» г.о. Троицк в г. Москве

г. Москва, г. о. Троицк

2017 год

Мастер-класс для педагогов  «Сочиняем загадки и лимерики с детьми дошкольного возраста».

        Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу Вас пригласить в творческую мастерскую. Сегодня мы с Вами будем сочинять загадки и лимерики. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности детей важнее научить их составлять собственные загадки, чем просто отгадывать.  В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. Технология обучения составлению загадок начинается с обучения составления сравнений. Например: берем дыню. Пожалуйста, ….., опишите  ее по различным признакам: цвету, размеру, форме, вкусу, тактильности, температуре. ( Овальная, сочная, сладкая, желтая).  Молодцы! Следующее задание подберите объекты с данными значениями признаков. ( овальное по форме лицо, кабачок; сочное- арбуз, апельсин; сладкое - мёд, сахар, ягода; желтое- банан, абрикос. Так дети учатся сравнивать.

    Следующий этап.  Обучение  составлению загадок методом сравнения. 

Посмотрите на нашу новогоднюю елочку. Опишите ее. (зелёная, пушистая, душистая, нарядная, колючая). Молодцы!

Перед Вами лежат картинки, опишите их. (кошка- пушистая, ласковая, серая; кукла- пластмассовая, нарядная, красивая, большая ; крокодил- зубастый, зелёный, длинный, хищный; апельсин- душистый, круглый, оранжевый; ёжик- маленький, колючий, серый). Далее из описания каждого предмета выберите тот признак, который подходит к описанию елки. (кошка- пушистая, кукла- нарядная, крокодил- зелёный, апельсин- душистый, ёжик- колючий). Составьте загадку, используя метод сравнения. Пушистая, но не кошка, нарядная, но не кукла, зелёная, но не крокодил, колючая, но не ёжик. Что это? Елка.  Молодцы.  

      Переходим к лимерикам. Перед тем как начать сочинять лимерики, необходимо научить детей составлять рифмы. Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк. Перед вами две группы картинок. Выбирайте одну картинку с первой группы и находите подходящую созвучную картинку со второй группы.  Если возникают трудности, можно слова произносить в уменьшительно-ласкательной форме или во мн. числе. Молодцы, справились. Теперь можно приступить к сочинению лимериков. Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая строчки рифмуются между собой, а пятая не рифмуется, но содержит вывод, смысл стихотворения.

Такие тексты сочиняли в Ирландском городе Лимрик, но в русском языке принято читать как Лимерик. Давай попробуем сочинить лимерик по схеме. 

1 строчка

Жил(а)-был(а) кто-то или что-то.

2 строчка

Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то

3 строчка

Необычные или обычные действия

предмета.

4 строчка

Взаимодействия с другими предметами

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль)

Где же вы можете применить знания, полученные на данном мастер-классе? Для чего? (на уроках развития речи, в конкурсах; для развития творческих способностей, воображения, поднятия настроения)

Я думаю, что лимерики также можно использовать для поднятия настроения. А хорошее настроение – это  залог здоровья.

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила : Воспитатель МАДОУ Детский сад № 2 « Рябинка » Лиджиева Д.А. Мастер – класс «Сочиняем загадки и лимерики»

Слайд 2

В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Слайд 3

Технология обучения составлению загадок начинается с обучения составления сравнений.

Слайд 4

Составляем загадки методом сравнения

Слайд 11

Составляем рифмы . Рифма - это созвучие окончаний стихотворных строк.

Слайд 13

. Лимерик — это коротенькое веселое стихотворение из пяти строк, где первые две строчки рифмуются между собой, третья и четвертая строчки рифмуются между собой, а пятая не рифмуется, но содержит вывод, смысл стихотворения.

Слайд 14

Такие тексты сочиняли в Ирландском городе Лимрик , но в русском языке принято читать как Лимерик.

Слайд 15

1 строчка Жил(а)-был(а) кто-то или что-то. 2 строчка Свойства предмета, сравнение предмета с кем-то или с чем-то 3 строчка Необычные или обычные действия предмета. 4 строчка Взаимодействия с другими предметами 5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Мастер - класс для педагогов "Использование релаксационных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста"

    Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не м...

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Мастер-класс: для педагогов ДОУ «Синквейн в работе педагога с детьми дошкольного возраста»

Актуальность и целесообразность использования синквейна в работе с дошкольниками объясняется тем,что прежде всего является диагностическим инструментому детей открываются новые творческие интелектуаль...

Мастер-класс по теме «Использование метода 3-х вопросов с детьми дошкольного возраста»

Имея большой стаж работы с детьми дошкольного возраста, я заметила, что с каждым годом дети становятся менее инициативными и самостоятельными, речь становиться скудной, дети предпочитают гаджеты живом...