Консультация на тему "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Сенина Лилиана Николаевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(консультация для педагогов и родителей)

 

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

        Чтобы научиться говорить, надо говорить...

При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Образовательная область «речевое развитие» предполагает:

*    владение речью как средством общения и культуры;

*    обогащение активного словаря;

*    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

*    развитие речевого творчества;

*    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

*    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

*    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо:

*    Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.

*    Помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них.

*    Знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.

*    Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

*    Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.  Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.

*    Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

*    Организовывать диалоги между детьми и со взрослыми. 

*    Уделять внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

*    Стимулировать детей комментировать свою речь.

*    Упражнять в умении планировать свою деятельность. 

*    Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.

*    Поощрять детское словотворчество.

 

   Каким содержанием будет наполнена работа по развитию речи решают сами педагоги, используя различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Но всё же вспомним и конкретизируем структуру основных технологий, методов и приемов.

 

Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если   дети:

1.     Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2.     Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.     Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

 

Методы речевого развития:

1.     Наглядные:

метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии;

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.

2.     Словесные:

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание наизусть;

пересказ;

обобщающая беседа;

рассказывание без опоры на наглядный материал.

3.    Практические:

дидактические игры;

игры – драматизации;

инсценировки;

дидактические упражнения;

хороводные игры;

пластические этюды.

 

Приёмы развития речи:

Словесные:  речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые:   игровое сюжетно – событийное развертывание, игровые проблемно – практические ситуации, игра - драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.

При использовании сюжетных картинок необходимо соблюдать следующие правила:

Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

 

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания», это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую- схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника помогает развивать:

•        ассоциативное мышление

•        зрительную и слуховую память

•        зрительное и слуховое внимание

•        воображение

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности самого педагога.

 

ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ среда    (центр развития речи)

Речевой уголок должен отражать  направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи ( способы словообразования)

- развитие связной речи (составление творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (развитие  фонематического слуха, закрепление чистого звукопроизношения)

- подготовка к обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики.

 Его наличие необходимо в комнатах всех возрастных групп. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог достать любую понравившуюся книгу. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные и аккуратно подклеенные. Количество книг в уголке не регламентировано. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта можно выставить их. Меняя предмет разговора, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки можно выставить 5-7 книг сказок. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо воспитателю и детям. В книжном уголке можно выставлять портреты писателей и художников – иллюстраторов детской книги.

Рациональность размещения в группе:

2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей

4. Сменяемость

5. Эстетическое оформление

6. Востребованность материала

Главным атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости,  вызывать у детей речевой интерес и побуждать к  активности.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось здесь находиться и играть.

 

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

 

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно  побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях,    в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой,  удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм. Дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра —формы обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 

 

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей, способствуют расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала?  Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н»,  «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).

    Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке,  букву или  фигуру», «Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение».  На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

      РЕЧЬ ДЕТЕЙ ТРЕХ ЛЕТ, КАКАЯ ОНА?

*    Почти полное отсутствие аграмматизмов (не путают окончания, правильно употребляют притяжательные местоимения)

*    Связь  слов в предложении осуществляется с помощью окончаний и простых предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи

*    Словарный запас характеризуется не только словами бытовой лексики, встречаются слова оценочного значения (нормально, отлично, хороший, дорогой), слова-обобщения (овощи, посуда, животные)

*    Звукопроизношение не полностью соответствует норме.     Отсутствуют шипящие (ш,ж – с,з, ч, щ – ть, сь), соноры (р,л). Твердые и мягкие звуки хорошо различаются в речи (Тема и Тома)

*    Большинство детей любят слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, запоминая их, воспроизводя дословно.

*    Начинаются вопросы: «Зачем?, Куда?»

*    Могут кратко рассказать о конкретной ситуации

 

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ     ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА?

*    в речь включает сложные предложения

*    стремительно увеличивается словарный запас, ведь к 5 годам он составит около 1000 слов

*    начинается словотворчество

*    может самостоятельно пересказать хорошо знакомую сказку

*    замечает неправильное произношение звуков  в чужой и в своей речи

*    умеет группировать предметы по классам

*    легко запоминает небольшие стихи, песенки

*    правильно произносит шипящие (ш, ж) и аффрикаты (ч, щ)

*    задает очень много вопросов познавательных, коммуникативных

*    на вопросы отвечает 2-3 предложениями

 

КАКОВЫ ПОКАЗАТЕЛИ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПЯТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА?

*    к 4,5 -5 годам правильно произносятся все звуки  русского языка

*    в речи не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков

*    знает назначения предметов, может сказать, из чего они сделаны

*    умеет пересказывать небольшие тексты

*    знает и использует в речи простые антонимы /твердый мягкий, большой-маленький/

*    способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук

*    ребенок может менять громкость голоса и говорить шепотом

 

КАКАЯ РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ У РЕБЕНКА В 6 ЛЕТ

 

*    словарь увеличивается до 3500 и более слов

*    хорошо развит фонематический слух (может назвать каждый звук в словах типа каток, сапоги, придумать  слова на заданный звук)

*    легко запоминает как стихотворные, так и небольшие произведения в прозе

*    составляет рассказы-описания, пересказывает тексты, рассказывает сказки

*    на вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется всеми видами предложений

*    имеет четкие представления о предметах, что делает его речь более содержательной

*    созревают предпосылки для освоения письменной формы речи, поэтому в этом возрасте начинают  обучать детей чтению и письму

 

КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РЕЧЬ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА?

 

*    необходимо расширять словарный запас /чтение книг с уточнением значения всех новых и малознакомых слов, подбор эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, знакомство с фразеологическими оборотами/

*    развивать умение рассказывать точно и последовательно содержание художественных произведений, описывать ситуации из своей жизни /монологическая речь/

*    совершенствовать умение заучивать стихи и выразительно их читать /основа общения/

*    активно развивать диалогическую форму речи

*    игры со словами, звуками, направленные на развитие слухового восприятия

*    совершенствовать звуковую культуру речи (скороговорки,   стихотворения/

*    не заменять совершенствование речевого развития обучением грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

(консультация для педагогов и родителей)

Скороходова Е.Н.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью.

        Чтобы научиться говорить, надо говорить...

При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Образовательная область «речевое развитие» предполагает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

  В работе по речевому развитию детей в условиях реализации ФГОС педагогу необходимо:

  • Следить за правильным произношением, проводить работу по звуковому анализу слов, использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения.
  • Помогать ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойства и рассказывать о них.
  • Знакомить детей с синонимами, антонимами, омонимами.
  • Учить правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
  • Учить формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.  Развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей.
  • Поощрять детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
  • Организовывать диалоги между детьми и со взрослыми.  
  • Уделять внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  • Стимулировать детей комментировать свою речь.
  • Упражнять в умении планировать свою деятельность.  
  • Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
  • Поощрять детское словотворчество.

   Каким содержанием будет наполнена работа по развитию речи решают сами педагоги, используя различные формы, методы и приёмы. Пути решения, действительно, могут быть различны, главное – достижение цели. Но всё же вспомним и конкретизируем структуру основных технологий, методов и приемов.

Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если   дети:

1.     Владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.

2.     Умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.

3.     Знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.

Методы речевого развития:

  1. Наглядные:

метод непосредственного наблюдения и его разновидности: наблюдения в природе, экскурсии;

опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность): рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам.

  1. Словесные: 

чтение и рассказывание художественных произведений;

заучивание наизусть;

пересказ;

обобщающая беседа;

рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: 

дидактические игры;

игры – драматизации;

инсценировки;

дидактические упражнения;

хороводные игры;

пластические этюды.

Приёмы развития речи:

Словесные:  речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные: показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые:   игровое сюжетно – событийное развертывание, игровые проблемно – практические ситуации, игра - драматизация с акцентом на эмоциональное переживание, ролевые обучающие игры, дидактические игры.

При использовании сюжетных картинок необходимо соблюдать следующие правила:

Использовать на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;

После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;

Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер;

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания», это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую- схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Мнемотехника помогает развивать:

•        ассоциативное мышление

•        зрительную и слуховую память

•        зрительное и слуховое внимание

•        воображение

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации.

Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;

- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;

- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;

- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;

- развивать у дошкольников исследовательское поведение;

- расширять творческие возможности самого педагога.

ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ среда    (центр развития речи)

Речевой уголок должен отражать  направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка

- работа над грамматическим строем речи ( способы словообразования)

- развитие связной речи (составление творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)

- воспитание звуковой культуры речи (развитие  фонематического слуха, закрепление чистого звукопроизношения)

- подготовка к обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом, деление слов на слоги, анализ предложения)

- развитие мелкой моторики.

 Его наличие необходимо в комнатах всех возрастных групп. Книжный уголок должен располагаться так, чтобы даже самый маленький ребенок мог достать любую понравившуюся книгу. В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые и зачитанные и аккуратно подклеенные. Количество книг в уголке не регламентировано. Если воспитатель знакомит детей с творчеством одного автора и в его распоряжении имеются 2-3 книги писателя или поэта можно выставить их. Меняя предмет разговора, меняем и книги. Если педагог говорит о жанре сказки можно выставить 5-7 книг сказок. Состав книжного уголка может не меняться, если его содержание необходимо воспитателю и детям. В книжном уголке можно выставлять портреты писателей и художников – иллюстраторов детской книги.

Рациональность размещения в группе:

2. Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы

3. Соответствие интересам детей

4. Сменяемость

5. Эстетическое оформление

6. Востребованность материала

Главным атрибутом речевого уголка должна быть игрушка – “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости,  вызывать у детей речевой интерес и побуждать к  активности.

Ей можно придумать название, например, «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось здесь находиться и играть.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача – каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев. Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально- подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребенок приходит в группу, можно  побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях,    в которых сами участвовали. Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой или папой,  удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем закончился фильм. Дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра —формы обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей.  Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей  глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

 

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей, способствуют расширению  словарного запаса детей,  их умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка. Например: «Какое дерево я загадала?  Название этого дерева начинается со звука «к», а заканчивается на звук «н»,  «Подбери «родные» слова к слову «снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).

    Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке,  букву или  фигуру», «Кто первым назовет слово на данный звук, или составит предложение».  На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру речью.

      РЕЧЬ ДЕТЕЙ ТРЕХ ЛЕТ, КАКАЯ ОНА?

  • Почти полное отсутствие аграмматизмов (не путают окончания, правильно употребляют притяжательные местоимения)
  • Связь  слов в предложении осуществляется с помощью окончаний и простых предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи
  • Словарный запас характеризуется не только словами бытовой лексики, встречаются слова оценочного значения (нормально, отлично, хороший, дорогой), слова-обобщения (овощи, посуда, животные)
  • Звукопроизношение не полностью соответствует норме.     Отсутствуют шипящие (ш,ж – с,з, ч, щ – ть, сь), соноры (р,л). Твердые и мягкие звуки хорошо различаются в речи (Тема и Тома)
  • Большинство детей любят слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, запоминая их, воспроизводя дословно.
  • Начинаются вопросы: «Зачем?, Куда?»
  • Могут кратко рассказать о конкретной ситуации

КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕЧЬ     ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕГО РЕБЕНКА?

  • в речь включает сложные предложения
  • стремительно увеличивается словарный запас, ведь к 5 годам он составит около 1000 слов
  • начинается словотворчество
  • может самостоятельно пересказать хорошо знакомую сказку
  • замечает неправильное произношение звуков  в чужой и в своей речи
  • умеет группировать предметы по классам
  • легко запоминает небольшие стихи, песенки
  • правильно произносит шипящие (ш, ж) и аффрикаты (ч, щ)
  • задает очень много вопросов познавательных, коммуникативных
  • на вопросы отвечает 2-3 предложениями

КАКОВЫ ПОКАЗАТЕЛИ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПЯТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА?

  • к 4,5 -5 годам правильно произносятся все звуки  русского языка
  • в речи не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков
  • знает назначения предметов, может сказать, из чего они сделаны
  • умеет пересказывать небольшие тексты
  • знает и использует в речи простые антонимы /твердый мягкий, большой-маленький/
  • способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук
  • ребенок может менять громкость голоса и говорить шепотом

КАКАЯ РЕЧЬ ДОЛЖНА БЫТЬ У РЕБЕНКА В 6 ЛЕТ

  • словарь увеличивается до 3500 и более слов
  • хорошо развит фонематический слух (может назвать каждый звук в словах типа каток, сапоги, придумать  слова на заданный звук)
  • легко запоминает как стихотворные, так и небольшие произведения в прозе
  • составляет рассказы-описания, пересказывает тексты, рассказывает сказки
  • на вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется всеми видами предложений
  • имеет четкие представления о предметах, что делает его речь более содержательной
  • созревают предпосылки для освоения письменной формы речи, поэтому в этом возрасте начинают  обучать детей чтению и письму

КАК СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ РЕЧЬ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА?

  • необходимо расширять словарный запас /чтение книг с уточнением значения всех новых и малознакомых слов, подбор эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов, знакомство с фразеологическими оборотами/
  • развивать умение рассказывать точно и последовательно содержание художественных произведений, описывать ситуации из своей жизни /монологическая речь/
  • совершенствовать умение заучивать стихи и выразительно их читать /основа общения/
  • активно развивать диалогическую форму речи
  • игры со словами, звуками, направленные на развитие слухового восприятия
  • совершенствовать звуковую культуру речи (скороговорки,   стихотворения/
  • не заменять совершенствование речевого развития обучением грамоте

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи старшего дошкольника.

В данной консультации помещён материал о том , что должно быть сформировано в речи  (звукопроизношение, лексика, грамматика) старшего дошкольника к 6-7 годам и на что родителям следует обратить о...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми и ...

Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"

Автором представлен материал по развитию речи младших дошкольников....

Консультация для родителей «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Цель: познакомить родителей с особенностями развития речи малыша, рассказать о роли художественной литературы в развитии речи и речевом общении....