Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста.
статья по развитию речи (младшая группа)

Серас Инна Напаевна

Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Методические особенности работы по развитию словаря у детей раннего возраста.

Над становлением педагогических систем речевого развития работали ещё мыслители в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения. Платон, особое значение как средству воспитания,  придавал чтению и рассказыванию детям литературных произведений, мифов. Считал необходимым установить законодательно, что именно нужно читать и рассказывать маленьким детям. Аристотель большое внимание уделял воспитанию в дошкольном возрасте. Дети до 7 лет должны заниматься подходящими их возрасту играми, им полезно слушать рассказы и сказки (непременно одобренные властями), следует обучать речи. Ян Амос Коменский (1592— 1672), до трех лет, главное внимание уделяет правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах — обогащению речи (на основе восприятия вещей), называнию словом того, что ребенок видит. В качестве средства развития речи Коменский предлагает использовать ритмические прибаутки, стихи, художественные рассказы, басни, сказки о животных (средства развития речи). Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного называния предметов. Иоганн Генрих Песталоцци (1746 — 1827) в обучении родному языку выдвинул три основные задачи 1) обучение звуку, или средству развития органов речи (ЗКР); 2) обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами (Словарь); 3) обучение связной речи. Фридрих Фребель (1782— 1852) развитие речи тесно связывал с наблюдением и игрой Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала (Дары Фребеля). Мария Монтессори (1870— 1952) считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Обеспечение сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом. Становление отечественной методики развития  речи берёт начало ещё в начале 19в. Лев Николаевич Толстой (1828— 1910) говорил о  воспитании детей путем бесед, чтения. Л. Толстой создал «Азбуку» и «Книги для чтения» для обучения детей в Яснополянской школе. Рассказы как образцы русской словесности нашли широкое применение в школах, и дошкольных учреждениях. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870) обосновал теоретически и разработал целостную систему обучения родному языку. Преподавание отечественного языка имеет три цели: развитие дара слова, т. е. умений выражать свои мысли в устной и письменной речи (связная речь);  усвоение форм языка, выработанных как народом, так и художественной литературой;  усвоение грамматики, или логики, языка в начальной школе. Елизавета Ивановна Тихеева (1867— 1944) создала свою систему развития речи детей дошкольного возраста  в условиях общественного дошкольного воспитания. Е. И. Тихеева определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду: 1) развитие аппарата речи у детей, его гибкости, четкости; развитие речевого слуха; 2) накопление содержания речи; 3) работа над формой речи, ее структурой. Как одну и самых главных задач развития и воспитания детей дошкольного возраста задачу развития речи определяет Сохин Феликс Алексеевич (1928 -1989). По его определению основными задачами развития речи являются: воспитание звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

«Основная цель работы по развитию речи в дошкольных учреждениях  формирование устной речи и культуры речевого общения с окружающими. Она включает в себя ряд конкретных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, совершенствование грамматической правильной речи, развитие связной речи ( диалогической и монологической).» Бородич А. М. определяет общую задачу формирования правильной устной речи и выделяет составляющие её частные задачи 1. Развитие словаря. 2. Формирование грамматической стороны речи. 3. Воспитание звуковой культуры речи. 4. Формирование разговорной (диалогической) речи. 5. Обучение рассказыванию (монологической речи).6. Ознакомление с художественной литературой. 7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Одним из существенных разделов педагогики раннего детства является методика развития речи детей первых трёх лет. Методику развития речи детей первых трёх лет, в течении многих десятилетий,  разрабатывали известные учёные и практические работники - педагоги, методисты: Е. И. Тихеева, Н. М. Щелованов, П. М. Аксарина, Н. Ф. Ладыгина, Е. К. Каверина, Г. Л. Розенгарт-Пупко, Г. М. Лямина, В. А. Петрова, Н. С. Карпинская и другие т.к. «В течение первых лет жизни в развитии речи ребенка происходят громадные сдвиги. Они определяются быстрыми темпами общего развития и усвоения различных сторон родного языка. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок, — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах его деятельности». «Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать детей понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.» В возрасте от 1,5 до 2 лет ребенок переходит от пассивного приобретения слов от окружающих его людей к активному расширению своего словаря, используя вопросы: что это? как это называется? При общении со взрослыми дети усваивают новые слова, уточняя их значение и корректируя употребление старых. Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и расширение общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря. Дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, т.к. именно в дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и пользоваться средствами массовой информации. Как отмечает В.И.Логинова « ..в 1 год малыш активно владеет 10—12 словами, а к 6 годам его активный словарь увеличивается до 3—3,5 тысяч.» Результат познания закрепляется в слове благодаря этому осознаётся человеком и в процессе общения передаётся другим людям. "..процесс овладения словарем..." "...имеет специфические особенности." Одна из них содержание словаря детей: «...ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко». «Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова». Так же словарь детей значительно меньше словаря взрослого по объёму т.к. опыт познания и, следовательно, объём накопленных сведений об окружающем мал. Исходя из этих особенностей словаря, определены задачи словарной работы с детьми дошкольного возраста в детском саду.1.Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.2.Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает: а) овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям; б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им. 3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения. Эти особенности словаря детей и задачи словарной работы определяют принципы, на которых строится программа и методика словарной работы в детском саду: а) опора при формировании словаря у детей на активное и действенное познание ими окружающей действительности (в структуре программы этот принцип реализуется таким образом, что содержание словарной работы включено в разделы, посвященные разным видам деятельности: труд, игра, занятия, бытовая деятельность); б) связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания ребенком окружающего мира. Таким образом, содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях: 1. Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений. 2. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира. 3. Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам. Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т. д.  На четвертом году дети должны точно называть все вещи обихода, предметы обстановки, разные транспортные средства и т.п., т. е. то, с чем они сталкиваются повседневно. Установление связей между, предметами, действиями и словами, их обозначающими, в этом возрасте уже не представляет труда. Поэтому в последующих возрастах задача пополнения словаря названиями предметов и действий с ними решается попутно, по мере того как ребенок сталкивается с новыми предметами.  В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное их общение в широком плане (общение со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной. Н.А.Стародубова так определяет задачи словарной работы в детском саду. 1. Обогащение словаря детей.2. Закрепление и уточнение словаря.3. Активизация словаря детей. 4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Содержание словарной работы в дошкольном учреждении определяется программой развития и воспитания детей. Дошкольники усваивают обществоведческий словарь; бытовой словарь; лексику, связанную с математикой, физическим воспитанием, музыкой, изобразительным искусством; лексику, необходимую для общения, для выражения собственных мыслей. Расширение запаса слов детей происходит за счет обогащения словаря названиями предметов, качеств, признаков, свойств, действий и процессов. В грамматическом отношении это слова-существительные, слова-глаголы, слова-прилагательные и слова-наречия. Источниками развития словаря являются: 1) наблюдения над окружающей действительностью; 2) общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность); 3) речь взрослых дети заимствуют у взрослых слова в их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат; 4) художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения. Обучение на занятиях и руководство развитием речи детей в повседневной жизни - основные формы работы над речью детей. В процессе разнообразной деятельности взрослый может целенаправленно влиять на развитие речи ребенка, если учить его: обращаться с просьбой, благодарить за услугу, предлагать помощь и т.п. С малышами надо обо всём говорить поддерживать эмоциональный контакт, слышать их первые самостоятельные суждения и радоваться за них. Воспитатель, осуществляя руководство развитием речи детей на занятиях и в течении дня, должен владеть соответствующими методами и приёмами. Так, в соответствии с целью, занятия проводят или со всей группой детей или по подгруппам. Программный материал периодически повторяется. Освоение программного материала продолжается и после окончания занятия. Комбинированные занятия начинают занимать значительное место по сравнению с более ранним возрастом. Важно эмоционально заинтересовать детей, включить их в работу. Необходимо поддерживать интерес детей к занятиям, добиться того, чтобы они не мешали друг другу, хорошо видели воспитателя, исключить отвлекающие моменты. Речь воспитателя должна быть чёткой, выразительной, неторопливой. Педагог учит понимать вопрос и отвечать на него. Если ребёнок молчит можно подсказать ответ, повторить его с детьми, а  через какое-то время вновь задать малышу тот же вопрос. Эффективность работы так же повышают следующие факторы: чередование различных приёмов работы с игровыми заданиям, сочетание хоровых ответов с индивидуальными, использование разнообразных демонстрационных материалов, использование заданий, направленных на то, что бы дать детям возможность сменить позу, подвигаться. Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляется практически во всех видах детской деятельности. К приёмам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребёнку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием. К приёмам активизации словаря можно отнести следующие: вопросы, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи, договаривание детьми слов, сочетание показа и объяснений с игрой детей, поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания.

Таким образом, задачи словарной работы: обогащение словаря, закрепление и уточнение словаря, активизация словаря. Приёмы обогащения и уточнения словаря: показ с называнием, многократное повторение нового слова или фразы, объяснение происхождения слова, использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами, поручения, предполагающие ответ действием. Приёмы активизации словаря: вопросы, дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи, договаривание детьми слов, сочетание показа и объяснений с игрой детей, поручения, требующие от ребёнка развёрнутого высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего  возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из...

картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Речевые игры,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр,направленных на развитие словаряу детей раннего возраста...

Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста

Пальчиковый театр как средство развития словаря у детей раннего возраста...

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей раннего возраста...

Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей раннего возраста в нашей работе выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных ср...