Педагогический проект по речевому развитию «Сочиняем сказки вместе»
проект по развитию речи (старшая группа)

Гайнутдинова  Ольга Анатольевна

Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним.
Дети знакомятся со множеством разнообразных сказок, но ещё больше, чем узнавать известные сказки, они обожают сочинять свои.
А взрослые только рады этому, ведь сочинительство – это школа мышления, способ развития речи, воображения, эмоций и многого другого.
Творческое рассказывание строится на особой психологической основе- детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказки необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Занимаясь сочинительской деятельностью, нами были выявлены дефекты.  То есть, у сочинённых детьми сказок, нет структуры истории. Действия персонажей не связаны друг с другом, и появление новых персонажей не мотивированно. Нет ориентации на слушателей, есть только взаимодействие с карточками. И в результате: нет истории как таковой, есть лишь обрывки фантазий. 
Родители, как самые главные наставники для детей, понимают значение сочинительства сказок, но как показало анкетирование, не знают многих приёмов используемых при сочинительстве сказок и не умеют пользоваться известными. 
Таким образом, выявив противоречие между тем, что уметь сочинять сказки необходимо как родителям, так и детям и тем, что ни те не другие не владеют этим умением в полной мере, у нас возникла идея создать с детьми и родителями библиотеку книг собственного сочинения. 
Разрешая возникшее противоречие, мы поставили перед собой цель:
Формировать умение сочинять сказки, используя карточки - картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «Сочиняем сказки вместе»20.43 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №1 «Колокольчик» Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

                                     

         Педагогический проект по речевому развитию
                                 

                             «Сочиняем  сказки вместе»

                                                               

                                                              Составила: воспитатель

                                                                  первой квалификационной категории

                                                                  Гайнутдинова Ольга Анатольевна

                                                                      2020г

Проект «Сочиняем вместе»

Тип проекта: групповой, творческий, речевой

 Сроки проекта: краткосрочный (ноябрь)

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, библиотекарь

Возраст детей: 5-6 лет.        

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» (Сухомлинский)
Актуальность. 
Сказка имеет древнейшие корни в истории и культуре. Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Ребенок рано начинает знакомиться с произведениями сокровищницы русской и мировой литературы. И, как мудрый друг, в его жизнь входит сказка.
Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, — это особая реальность мира чувств. Она раскрывает рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней нет прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности, и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не сравним.
Дети знакомятся со множеством разнообразных сказок, но ещё больше, чем узнавать известные сказки, они обожают сочинять свои.
А взрослые только рады этому, ведь сочинительство – это школа мышления, способ развития речи, воображения, эмоций и многого другого.
Творческое рассказывание строится на особой психологической основе- детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказки необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
Занимаясь сочинительской деятельностью, нами были выявлены дефекты.  То есть, у сочинённых детьми сказок, нет структуры истории. Действия персонажей не связаны друг с другом, и появление новых персонажей не мотивированно. Нет ориентации на слушателей, есть только взаимодействие с карточками. И в результате: нет истории как таковой, есть лишь обрывки фантазий. 
Родители, как самые главные наставники для детей, понимают значение сочинительства сказок, но как показало анкетирование, не знают многих приёмов используемых при сочинительстве сказок и не умеют пользоваться известными. 
Таким образом, выявив противоречие между тем, что уметь сочинять сказки необходимо как родителям, так и детям и тем, что ни те не другие не владеют этим умением в полной мере, у нас возникла идея создать с детьми и родителями библиотеку книг собственного сочинения. 
Разрешая возникшее противоречие, мы поставили перед собой цель:
Формировать умение сочинять сказки, используя карточки - картинки.
Задачи:
Познакомить с дидактическим приёмом - использование карточек с изображением, для сочинения сказок.
Формировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения.  
Развивать умение логически завершать какой – либо рассказ.
Подвести к коллективному сочинению сказки. 
Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью. 
Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи. 
Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать. 
Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.
Проект рассчитан на участников: родители, дети, воспитатель.
Тип проекта: педагогический. 
По числу участников проекта: групповой 
По продолжительности: краткосрочный – 1 месяц
По характеру контактов: в рамках ДОУ.
По методам доминирующим в проекте: практико – ориентированные 
Образовательные области: развитие речи , коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное  творчество.
Действия: пополнить центр развития речи настольно – печатными играми по теме «Творческое рассказывание» ( «Поиграем в сказку», «Развиваем воображение» и др.).Изготовление сюжетных картинок.
Оформить в центре книги выставку «Волшебные сказки. Проводить различные игры на развитие воображения. Задания на изменение рассказа, сказки, истории, героев в соответствии с сюжетом.
Способствовать активизации словаря детей через составление описательных характеристик героев, событий. Объяснить значение умения сочинять сказки. Привлечь к созданию библиотеки сказок, собственного сочинения.
Подготовительный этап
1 неделя. Подбор методической литературы, разработка совместной деятельности, иллюстрированного материала; пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности. (воспитатель) Систематизирован материал методической литературы. Подготовлен материал, пособия, атрибуты.
Консультации для родителей «Сочиняем сказки с детьми».
(родители, воспитатель ) . Родители в теории познакомились с дидактическим методом – использование картинок при сочинении сказок.
Технологический этап
2-3 неделя. Оформление выставки книг «Волшебные сказки» (родители, воспитатель) Дети наглядно познакомятся с разнообразием книг – волшебных сказок. Рассмотрят иллюстрации героев, ситуаций, волшебных предметов книг.
Знакомство детей с волшебными сказками по программе »Вдохновение» (дети, воспитатель) Дети познакомились со сказками: «Василиса Прекрасная», «Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо», «Снегурочка», «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Финист – Ясный сокол», «Заколдованная королевна», «Жар птица и Василиса Царевна».
Участие в выставке детских рисунков на тему: «Русские сказки глазами детей» .Дети проявят себя творчески в рисунках, вспомнят героев сказок.
Беседа с детьми на тему: “Как начинаются волшебные сказки?”. Дети знают, что такое зачин сказки и умеют самостоятельно подбирать слова к началу сказки.
Посещение детской библиотеки - мероприятие на тему «Волшебная сказка – какая она?» Дети познакомились со структурой волшебной сказки, с её неизменными атрибутами. 
Проведение совместной деятельности «Вижу сказку» (с применением нетрадиционной техники - кляксография). Дети учатся видеть в пятнах сказочных героев, волшебные предметы и др.
Проведение дидактических игр: «Закончи сказку», «Подбери картинки к сказке», «Волшебный предмет», «Измени героя». Дети умеют продолжать начатую сказку и выстраивать её в логическую цепочку соответственно структуре волшебной сказки. Дети умеют придумывать волшебство к любому предложенному предмету. Дети умеют наделять отрицательными качествами положительного героя и наоборот.
Проведение открытого мероприятия для родителей: совместная деятельность - коллективное сочинение сказки с использованием картинок. Дети учатся слушать и слышать друг друга; сочинять сказку вместе при помощи картинок. Родители на практике видят, как использовать картинки при сочинении сказок.
Завершающий этап 
4 неделя. Изготовление приглашений на игру «Сочиним сказку вместе». (дети, воспитатель) Изготовлены приглашения на игру. Дети заинтересованы в том, чтобы родители пришли на мероприятие. Оформление книжки «Веселые истории» .
Подготовка пособий, оформление презентации к мероприятию; продумывание оформления зала (дети, воспитатель).
Готовы пособия необходимые к проведению мероприятия. Дети нарисовали придуманных героев, подобрали загадки к ним, оформили книжку «Загадки». Проведение игры для родителей и детей «Сочиним сказку вместе» (дети, родители, воспитатель)

 Родители на практике научились сочинять сказку вместе с детьми, используя картинки, как дидактический метод. Дети получили удовольствие от общения с родителями и показали на практике свои умения сочинять сказки.
Для успешной реализации проекта мы использовали методы:
Словесный – устные консультации, беседы, объяснение, чтение, рассказ, словесные игры.
Наглядный – оформление папок-передвижек для родителей. Рассматривание картинок, иллюстраций, книг, карточек для игры, атрибутов сказок. Просмотр видео, презентаций.

Практический – дидактические игры по обучению детей сочинительству, коллективное сочинение, изготовление приглашений, оформление зала
В завершающем этапе мы планируем получить такие результаты:
Дети получат новые знания (научатся сочинять сказки, используя различные приёмы), проявят себя творчески в процессе сочинительства и продуктивной деятельности.
Оценивая эффективность в работе с детьми, мы провели:
Открытое мероприятие для родителей – совместная деятельность «Сказочники».
Игра для родителей и детей «Сочиним сказку вместе»
Родители получат новые знания о том, как сочинять сказки, используя картинки, получат эмоциональный отклик от взаимодействия с детьми в процессе игры.
Оценивая эффективность в работе с родителями, мы провели:
Анкетирование «Сочиняем вместе».
В перспективе мы планируем продолжить работу по теме проекта и оформлять книжки – самоделки придуманных сказок как в ДОО, так и с родителями. А так же инсценировать одну из сказок и показать малышам (родители будут готовить костюмы).
Возможность распространения проекта.
Презентация проекта на педсовете в ДОО.
Участие в интернет конкурсах по проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект. Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками.

Проект «Познавательно-речевое развитие и создание предметно-развивающей среды через знакомство с русскими народными сказками» осуществляется, как увлекательная игровая, творческая деятельность, ...

Презентация. Педагогический проект социально-личностного развития родителей и детей «Вместе дружная семья»

Актуальность педагогического проекта «Вместе  дружная семья» заключается  в развитии творческих способностей детей – процесса, который пронизывает все этапы развития личнос...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

Педагогический проект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Страна Звуковия»

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений...

Педагогический проект Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук как средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Педагогический проект по речевому развитию «В гостях у сказки»

В проекте представлена технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, п...

Педагогический проект по речевому развитию «Сочиняем веселые истории»

Способствовать активизации словаря детей через составление описательных характеристик героев, событий. Объяснить значение умения сочинять сказки и рассказы. Привлечь к созданию библиотеки книг, собств...