Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Садекова Гульсина Ильязовна

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Воспитатель: Садекова Гульсина Ильзовна

Актуальность проекта

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребѐнка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её.

Ведущим видом деятельности  дошкольном возрасте является игровая деятельность.

 Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно.

 И поэтому работе затронула развития речи детей в игровой деятельности

 Игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний

цель: способствовать развитию связной, выразительной  речи детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_razvitiyu_rechi.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Воспитатель: Садекова Гульсина Ильзовна

Актуальность проекта

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребѐнка

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.Чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её.

Ведущим видом деятельности  дошкольном возрасте является игровая деятельность.

 Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребёнку». Игра - это творческая деятельность, имеющая внутреннюю мотивацию. Игра нравиться самому играющему, она – самоцель, и поэтому выбирается свободно.

 И поэтому работе затронула развития речи детей в игровой деятельности

 Игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний

цель: способствовать развитию связной, выразительной  речи детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи проекта:

Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;

Совершенствовать грамматический строй речи через игру

Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

Развивать монологическую и диалогическую речь, творческие способности

Активизация словаря детей посредством использования игровых приемов и упражнений

Создать условия для развития речи детей посредством   игр.  

 Воспитывать личностные качества  – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т.д.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

 Тип проекта: педагогический.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц). Март 2020 год

В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:

 подвижные игры

театрализованные игры

 сюжетно – ролевые игры.

Ожидаемые результаты проекта:  

Для группы: Создание предметно-развивающей среды в группе для речевого развития детей.  

Дети:  Речь детей должна стать более распространенной, эмоционально выразительной, грамотной  . Умение детей правильно строить предложения, сочетая слова и используя окончания. Умение детей самостоятельно играть в игры.      Развитие мелкой моторики у детей. Развитие у детей познавательной активности, творческих  способностей.

Родители:   Активность родителей. Сближение с детьми и педагогами групп. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.

Воспитатели: Новые знания о развитии речи детей дошкольного возраста.   Укрепились отношения с родителями, появилось желание чаще проводить совместные детско-взрослые проекты.  Повышение самообразования. Желание работать в данном направлении.

Реализация проекта:

 Этапы  реализации проекта:

1-й этап организационный: Изучить необходимую литературу, подобрать методический и практический материал.  Разработать тематическое планирование по работе с воспитанниками  и их родителями. Создать  уголки для театрализованных игр и представлений Подобрать диагностический инструментарий.  

2-й этап – практический:  Создать условия в группе для развития речевой активности детей; Создать  игры по направлениям: - развитие мелкой моторики рук,  - развитие артикуляционного аппарата,  - развитие речевого дыхания,  - развитие познавательных интересов. Создать альбомы с  иллюстрациями предметных и сюжетных картинок и потешками;  Создать картотеку игр; Создать театр по видам.  Подобрать  информационно-просветительский материал с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Привлечь родителей к изготовлению пособий.  

3-й этап – внедренческий: Проведение  игр с детьми во всех видах деятельности.  Проведение мероприятий с родителями по вопросам речевого развития детей. Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

4-й этап – аналитический (март 2020 г.):   Диагностика детей с целью определения уровня усвоения материала в рамках реализации проекта.  Анализ результатов реализации проекта.  Презентация проекта.  Анкетирование родителей.

  Перспективное планирование.

неделя

Подвижные игры

Театрализован

ные игры

Сюжетно – ролевые игры

Взаимодействие с родителями

1

«Горелки»

«Мороз – красный нос»

«Краски»

Игра – драматизация «Кошкин дом»

 «Библиотека»

«Ателье», «Дом мод».

Консультации

* «Игрушки полезные и вредные»

* «Что делать если у ребёнка плохая

память»

2

«Ослик»

«Фигурная ходьба»

Игра – драматизация «Теремок»

«Театр»,

«Супермаркет».

Родительские собрания:

Развитие правильной речи ребёнка в

семье.

Развиваем речь, играя.

Почему ребёнку нужна игра.

3

«Серая утка»

«У Мазаля»

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

«Скорая помощь». « Поликлиника». «Больница».

«Детский сад»

Проведение совместных праздников по культуре

речи.

Выпуск папок-передвижек.

Выставки игр и пособий по развитию речи детей.

4

«Гуси-лебеди»

«Мышеловка»

КВН « В гостях у Сказки».

«Школа»

«Путешествие»

Анкетирование родителей.

Оформление стенгазеты для родителей по итогам реализации проекта.

В результате проделанной работы можно сделать вывод  - игры повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, необходимо стремится к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.  Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме. Работа в данном направлении будет продолжаться

Методическая литература:

1.В.В.Гербова. «Развитие речи св детском саду» МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2017 ГОД.

2. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

3.Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007

4.Интернет ресурсы.

Приложение:

Подвижные игры:

«Горелки»

Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.

Ход игры:

Дети становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2-3 шагов проводится линия.  По считалке выбирается Ловишка. Он становится на линию спиной к остальным детям. Все стоящие парами говорят:

«Гори, гори ясно,

чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят,

Колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети стоящие в последней паре бегут вдоль колонны (один – справа, другой - слева0., стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки.

Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если Ловишка не поймал, он остаётся в той же роли.

Во время произнесения слов Ловишка не оглядывается, ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Мороз – красный нос»

Цель: учить детей перебегать  в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

Ход игры:

На противоположных сторонах площадки обозначается два дома, в одном из них находятся игроки. Посередине площадки лицом к ним становится водящий – Мороз- красный нос, он говорит:

«Я мороз – красный нос.

Кто из вас решится

В путь дороженьку пуститься?»

Дети отвечают хором:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

После этого они перебегают через площадку в другой дом, мороз их догоняет и старается заморозить. Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг мороз, и стоят так до окончания пробежки. Мороз подсчитывает, сколько играющих удалось при этом заморозить, учитывается, что играющие выбежавшие из дома до сигнала или оставшиеся после сигнала, тоже считаются замороженными.

2 вариант.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней два мороза (Мороз-Красный нос и Мороз-Синий нос). Стоя посередине площадки лицом к детям, они произносят:

Мы два брата молодые,               Я Мороз-Синий нос.

Два мороза удалые,                      Кто из вас решится

Я Мороз-Красный нос,                В путь-дороженьку пуститься?

После ответа:

«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»

все дети перебегают в другой дом, а оба мороза стараются их заморозить.

«Краски»

Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

Ход игры:

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

-Тук! Тук!

-Кто там?

-Покупатель.

-Зачем пришёл?

- За краской.

-За какой?

-За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» если покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе. Идёт второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель который набрал больше краски. Хозяин может придумать задание сложнее задание, например: скачи на одной ножке по красной дорожке.

2 вариант.

Разговор повторяется, если покупатель угадал краску продавец говорит сколько стоит и покупатель столько раз хлопает продавца по вытянутой ладони. С последним хлопком ребёнок изображавший краску убегает а покупатель догоняет его и, поймав, отводит в условленное место.

«Ослик»

Цель: учить детей передвигаться по площ0адке, в ограниченном пространстве группками не падая. Развивать имитационные движения. Воспитывать интерес к играм.

Ход игры:

Дети с воспитателем гуляют по площадке. Неожиданно появляется ослик с повозкой.

Воспитатель: по жёлтенькой дорожке

Цок-цок – стучат копытца.

Приехал серый ослик,

Хотите прокатиться?

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!                        (Садятся в тележку).

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик1

Воспитатель: уселись мы в тележку,

Цок-цок – стучат копытца.

И словно по команде

Все улыбнулись лица.

Все дети:  ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Катаемся мы в парке,

Цок – цок - стучат копытца, завидует нам ветер,

И солнышко искрится.

ослик, ослик                 (ослик останавливается).

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,

Вот какой наш ослик!

Воспитатель: но скоро длинноухий

Задумал рассердиться:

Не вертятся колёса,

Не топают копытца.

Все дети: ослик, ослик

Вот какой наш ослик!

Ослик, ослик,                        (вылезают из тележки, подталкивают её, ослик упрямится)

Вот какой наш ослик!

По солнечной дорожке                        Вот какой наш ослик!

Стучим мы каблучками,                Ослик, ослик,

Упрямца и повозку                         Вот какой наш ослик!

Везём обратно сами.

Ослик, ослик             Повозка делается без дна, чтобы дети могли сами двигаться.

«Серая утка»

Цель: учить детей двигаться по кругу, по сигналу перебегать из одного круга в другой, стараясь, чтобы не поймал охотник. Развивать ловкость, быстроту движений, внимание.

Ход игры:

Один из детей – охотник, другой утка, несколько детей – утята, остальные, взявшись за руки, образуют круг – пруд. В котором плавает утка с утятами. Дети идут по кругу и говорят:

«Вот плавала серая утка по воде,

Закликала малых детушек к себе,

Вы утята берегитеся,

Далеко не расходитеся».

В это время утка и утята внутри круга, охотник за кругом. На слова последние утка  встаёт впереди утят, они идут за ней гуськом. Дети ведут хоровод в другую сторону:

«Вот залаяла собака в камышах,

ни сидит ли там охотничек в кустах?

Он изловит малых детушек,

Малых детушек – утятушек.»

Круг распадается на несколько маленьких (по 3- 5 детей), - это кустики, в которых прячутся утята (по одному или несколько в каждом). Охотник громко считает:

«Раз, два, три!». После этого утята должны перебежать от одного кустика к другому. Во время перебежки охотник старается их поймать. Утка защищает утят: расставляет руки в стороны, как бы взмахивает крыльями, преграждая путь охотнику.

Охотник ловит только утят; утёнок, пойманный охотником, встаёт в круг, изображающий кустик; после счета охотника утята не должны оставаться в том кустике, где прятались, надо обязательно перебежать в другой.

У Мазаля

Цель: совершенствовать согласованность движений.
Ход игры:
Участники сидят на стульях, выбирают деда Мазаля. Все остальные отходят от него и договариваются, что будут показывать. После чего идут и говорят:
«
Здравствуй, дедушка Мазаль с длинной белой бородой, с карими глазами, с белыми усами»
- Здравствуйте, детки! Где вы были, что делали?
- Где мы были - мы не скажем, а что делали - покажем.
Все выполняют движения, о которых договаривались. Когда дед отгадает, играющие разбегаются, а он их ловит.


Гуси-лебеди
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции; закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли; согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры:
На одном краю зала обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположной – стоит пастух. Сбоку – логово, в котором живет волк. Остальное – луг. Выбираются дети исполняющие роли волка и пастуха, остальные – гуси. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся.
Пастух: Гуси, гуси!
Гуси: Га-га-га!
Пастух: Есть хотите?
Гуси: Да-да-да!
Пастух: Так летите.
Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!
Пастух: Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят, а волк старается их поймать. После нескольких перебежек подсчитывается количество пойменных.

Мышеловка
Цель: развивать быстроту, ловкость, внимание; учить согласовывать слова с игровыми действиями.
Ход игры:
Играющие делятся на две неравные подгруппы. Меньшая образует круг – мышеловку. Остальные – мыши. Игроки в кругу двигаются и приговаривают
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть.
Все погрызли, все поели, всюду лезут – вот напасть.
По окончании слов дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу дети опускают руки и приседают. Мыши, не успевшие выбежать, считаются пойманными. Они тоже встают в круг. Игра продолжается. Когда большая часть детей поймана, подгруппы меняются местами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Я считаю, что речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".

Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"....

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Цель:  Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи :  Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Об речевом развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности....

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...