Развитие речи дошкольника
статья по развитию речи (средняя группа)

Карпус Мария Александровна

На протяжении всего дошкольного возраста речь активно развивается во всех направлениях: формируется произношение звуков, расширяется словарный запас, ребенок учится рассказывать, грамотно составлять предложения, изменяя для этого слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_doshkolnika.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника

На протяжении всего дошкольного возраста речь активно развивается во всех направлениях: формируется произношение звуков, расширяется словарный запас, ребенок учится рассказывать, грамотно составлять предложения, изменяя для этого слова.

В возрасте трех лет у ребенка возрастает внимание к звуковой стороне речи. Это положительно влияет на его произношение, хотя в большинстве случаев многие звуки ребенку еще не доступны для произношения, а часть звуков ребенок произносит с характерным смягчением, по которому любой взрослый угадает возраст говорящего малыша. Расширяется личный опыт ребенка и познание окружающего мира, поэтому увеличивается количество употребляемых в речи слов. В этом возрасте ребенок говорит со взрослым в режиме «вопрос-ответ».

В четырехлетнем возрасте развивается правильное звукопроизношение и дикция. В повседневной речи уменьшается количество сокращений слов, перестановок слогов или букв в них. К этому возрасту хорошего развития достигает весь голосовой аппарат: ребенок может говорить быстро, медленно, протяжно, выделяя голосом определенные звуки. Детям становится доступно выделение звука из слова в специальных речевых упражнениях. Ребенок в четыре года на интуитивном уровне начинает использовать грамматические правила образования слов в языке и их согласования. Ведь ни один взрослый, например, не объясняет ребенку, почему мы говорим «кот - коты», а «ухо - уши», или «стол - столы», а «стул - стулья»! Активно развивается любознательность малыша, а с ее развитием неуклонно увеличивается словарь понимаемых ребенком слов и тех слов, которые он постоянно использует в речи. Четырехлетка уже может с помощью взрослого пересказывать короткое литературное произведение или рассказывать о событиях, изображенных на картинке, много говорит сам.

К пяти годам большинство детей уже четко произносят все звуки родного языка, способны четко произносить трудные звуки (шипящие, свистящие, например). Отчетливой речью дети пользуются не только во время специально организованных занятий, но и в повседневной жизни. У пятилеток активно совершенствуется слуховое восприятие: дети могут различать звуки, выделять их из слов, сравнивать слова по их длине. В пятилетнем возрасте дети активно занимаются словотворчеством, словоизменением, словообразованием. Дети самостоятельно могут выбрать способ образования слов, например, они легко выполняют задания по типу: «В футбол играет футболист, а в хоккей - … (хоккеист)». Не вызывает затруднений и задания, где нужно закончить начатую взрослым фразу. Например: «На улице стало холодно и …». Подобные занятия очень интересны ребенку пятилетнего возраста. Продолжает развиваться и пополняться словарь: в него добавляются слова, обозначающие группы предметов (посуда, мебель, грибы, ягоды и др.), противоположные слова разного рода (широкий – узкий, громкий - тихий и т. п.). В этом возрасте дети могут составить подробный рассказ по одной картинке или нескольким последовательным картинкам, активно используют рассказывание из личного опыта.

У детей шести лет недостатки произношения встречаются редко. Речь шестилетки богата разного рода речевыми формами и конструкциями, очень приближена по своим качествам к речи взрослого человека. Ребенок сам стремится к правильности и точности речи. К моменту поступления в школу может легко передавать свои впечатления и представления, выбрать наиболее точные слова и выражения, подходящие к данной ситуации, умеет правильно сочетать слова по смыслу и по форме, понимает переносный смысл (в пословицах, например). К шести годам практически все дети способны анализировать состав слова, составлять слова из букв,  вычленять слова из предложений, делить слова на слоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе «Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей»

В данном материале размещено родительское собрание,проведённое с родителями детей в старшей группы в игровой форме. Начинается собрание со вступительного слова педагога о большом значении развития реч...

Использование современных технологий в развитии речи дошкольников. Конспект НОД по развитию речи с элементами моделирования для средней группы "Путешествие в лесной кинотеатр"

В данном материале можно увидеть,как используются некоторые из современных технологий для развития речи детей среднего возраста: пальчиковая гимнастика,упражнение для речевого дыхания, артикуляционная...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

Консультация для воспитателей по развитию речи «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»

Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуютразвитию речи детей дошкольного возраста. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развиваютумение подражать взрослому...