Статья на тему «Познавательно-речевое развитие дошкольников через мнемотехнику».
статья по развитию речи (старшая группа)

Широкова Ильмира Камильевна

В этой статье я хочу рассказать, как через мнемотехнику у детей дошкольного возраста развиваетсся познавательно-речевое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Широкова Ильмира Камильевна-воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района

г. Санкт-Петербурга

«Познавательно-речевое развитие дошкольников через мнемотехнику».

Дошкольный возраст - как мы с вами знаем - это познавательное  и активное развития детей. В этот период у детей мы прекрасно знаем, что развиваются и формируются все психические процессы. В этот период у детей память опережает все другие способности. Мы должны понимать и помнить о том, что внимание и память носят непроизвольный характер. А  ФГОС ДО использует  только три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

 Познавательные действия – это, прежде всего активность, при помощи которых, наши воспитанники стремится получить новые знания, умения, и навыки. При этом у них развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, а от сюда вытекает расширения знаний кругозора. Кроме вопросов, которые являются проявлением познавательных действий, включаются также и исследовательски-экспериментальные действия, при помощи, которых наши дети сами добывают им нужные сведения о мире.

Познавательные интересы – это конечно же стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах и свойствах предметов, явлений  действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Познавательное развитие - совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах. Конечно, же ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.[3-25]

Я считаю, что в педагогической практике необходимо ориентироваться на несколько направлений. Это развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Содержание образовательных областей зависит не только от индивидуальных, но и от возрастных особенностей детей. В программах для каждой группы должны указываться  те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В каждом детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, должна быть направленна на познавательное развитие  и строится в трех направлениях:

- организованная деятельность (образовательная деятельность, экскурсии,

индивидуальная работа, игры);

- совместная деятельность педагогов и детей;

- самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к познавательной деятельности и развитие творческих способностей (игры, продуктивная деятельность).[1-15]

В моей группе создана познавательная игротека, которая доступна детям, в нее входят: картотеки по артикуляционной гимнастике, физминуток, пальчиковых игр, дидактические игры, пособия, по развитию речи детей (художественная литература, сюжетные картины, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры ), позволяющие детям воспроизводить, закреплять то, что они делали в Н.О.Д  и в совместной деятельности с воспитателем. В группе также есть различные виды театров, которые способствует развитию диалогической речи воспитанников. Я считаю, что полноценное умственное развитие происходит только в процессе правильно организованной деятельности, а основным видом деятельности дошкольников является игра. А мы все с вами знаем, что в процессе игры, у детей идет усвоение общественного опыта. В своей работе с детьми я использую игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников. Также в моей группе созданы все оптимальные условия для развития у дошкольников элементарных математических представлений. В группе есть центры по познавательному развитию, которые дают возможность ребенку действовать индивидуально или вместе со сверстниками. В этих центрах полная доступность для детей, и пополняется от запроса детей, это очень важно, мы не должны детям диктовать в какие игры они должны играть. Мы все прекрасно знаем, что речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. При правильном произношении слов и воспитании совершенствуется и «детский жаргон» исчезает по мере улучшения фонематического слуха. Усваивается грамматический строй родного языка. Мы понимаем, что активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Соответственно и приемы оказания помощи разнообразны. [2-3] Основная цель речевого развития - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения программы представлены

в виде целевых ориентиров дошкольного образования. И на этапе завершения дошкольного образования дошкольник уже должен хорошо владеть правильной устной речью, выражать  мысли и желания, использовать свою речь для выражения своих мыслей, чувств. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

В своей работе одним из эффективных методов развития речи, который я успешно применяю в своей практике, является мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность методов и приемов, направленных на тренировку памяти, речи, которые  обеспечивают информацию путем образования ассоциаций и успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Как и  любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Для этого необходимо начинать работу с простейших мнемо квадратов, и конечно же последовательно переходить к мнемо дорожкам, и позже - к мнемо таблицам.

Содержание мнемо таблицы - это графическое или частично графическое

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное

нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.[3-3] Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Для чего я их использую? Конечно же для  обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов. Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемо таблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, и.т.д Данные схемы в моей работе помогают , детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог, не художник, в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Через какое то время необходимо усложнять, изобразить в графическом виде. Для старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений. Мы совместно с детьми, составили мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Дети  с интересом используют их на занятиях. Такие схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказов, их последовательность, наполняемость рассказа. Хотелось бы рассказать ещё о модельных схемах  заучивания стихотворений. Я увидела в процессе своей работы, что такое использование моделирования, оно облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, а также формирует приемы работы с памятью. При таком  виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Мои воспитанники легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов я широко использую мнемотехнику. Хочу сказать, что таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы детям даются готовые схемы, то наследующем - коллективно выбираем и обсуждаем различные версии и отбираем наиболее удачные варианты. Вы должны понять,  что педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, и сообща. В результате разнообразных форм работы с детьми, происходит познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста. В ходе своей работы с мнемотехникой, я поняла, что дети преодолевают робость, застенчивость, они свободно держаться перед своими сверстниками, не стесняются выражать свои мысли, умозаключения. Поэтому я считаю, чем раньше начать учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем дети будут лучше подготовлены к школе. А мы с вами знаем, что связная речь является важным показателем умственных способностей к готовности детей к школе

Литература.

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Academia,1998.

2.Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

3.Коноваленко В. В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы: методическое пособие / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

Контактный номер телефона- 921-324-46-69

E-mail-manina7@rambler.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

План по самообразованию на 2014 – 2015 учебный год Тема «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через ознакомление с народными промыслами»

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. В наше время уделяется мало вниман...

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Представление опыта работы по теме самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы по теме моего самообразования «Познавательное развитие дошкольника через дидактические игры»...

Отчёт по теме самообразования «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры»

Тема самообразования «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» выбрана мною не случайно. Ведь всем нам известно, что для детей, а особенно для детей дошкольного возраста, са...

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектов

Развитие познавательно-речевой деятельности старших дошкольников через метод проектовИспользование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, выраба...

Статья на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одной из актуальных проблем умственного развития ребёнка, особенно в настоящее время. Организация познавательно-речевого развития дошкольника ...