Мастер класс для родителей "Развитие речи у детей в игровой деятельности"
учебно-методическое пособие по развитию речи (подготовительная группа)

Литвинова Наталья Владимировна

Мастер класс для родителей детей подготовительной группы "Развитие речи у детей в игровой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей «Развитие речи у детей в игровой деятельности» Выполнила:  Литвинова Н. В. воспитатель , подготовительной группы.

 Задачи:

 1. Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

 2. Показать возможность развития связной речи через рассказывание по игрушке дома;

3. Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, анкет для рефлексии, презентации Ход: Родители сидят в кругу на стульчиках 1.

 Вступительное слово

- Здравствуйте, уважаемые родители, как здорово, что у нас так много неравнодушных пап и мам, которые интересуются жизнью своих чад, и хотят как можно больше узнать об их развитии и помочь им гармонично расти. Прежде, чем перейти к теме нашей встречи, я предлагаю познакомиться. Передавайте по кругу мяч, называйте своё имя, расскажите какая (ой) вы сейчас, и с какими ожиданиями вы пришли.

 2. Основная часть Развитие речи является важнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. И вопрос о проблеме развития связной речи всегда являлся одним из самых актуальных. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием. Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи. Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становиться одной из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание. И сегодня мы с вами поговорим о том, как в дома, вы сами можете легко и доступно развивать качественную, грамматически связную речь в игровой форме.

Высказывание об игрушке влияет:

 • на сенсорное восприятие, развитие наблюдательности;

• творческое мышление и воображение;

• закрепление и активизация словаря, или же служит источником новых слов;

 • положительные эмоции и желание высказываться; Какие же игрушки могут использоваться?

 • дидактические (матрёшки, башенки, пирамидки, бочонки);

• сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт

 • готовые наборы игрушек, объединённые одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;

• наборы, составленные воспитателем или детьми, — мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребёнка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для общения нужно использовать новые или чем то обновлённые знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребёнка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию. Различают несколько видов рассказывания по игрушке

 1. Описание игрушки — связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа

 2. Сюжетное рассказывание (повествование)

 3. Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями . Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов;

4. Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. Какова же последовательность беседы об игрушке.

Старший возраст (6-7 лет) В этом возрасте ребёнок, уже самостоятельно составляет рассказ, взрослый лишь задаёт план и схему пересказа. Но всё равно важно не опускать игровой момент, заинтересованность. Обыграйте появление игрушки. Например, почтальон принёс посылку. Затем можно загадать загадку. Предложите рассмотреть внимательно игрушку, обращая внимание на внешний вид и качества – цвет, форма, размер, материал. И затем по этой же схеме попросить рассказать об этой игрушке.

 Для облегчения пересказывания можно для ребёнка нарисовать схему с символикой микро-тем описания.

 Лист картона 45 на 30 см делиться на квадраты по количеству признаков предметов

. В каждый квадрат помещают символ, подсказывающий детям последовательность изложения.

В конце можно поговорить об отношении к этой игрушке, попросить загадать загадку про неё для другого члена семьи или друга, опираясь на признаки.

С этой игрушкой в дальнейшем можно придумать историю, проиграть, так, что бы интерес к ней не пропал. Во время пересказа можно подсказывать слова, дополнять, поощрять улыбкой. Важно отслеживать правильность высказывания, грамотность (соотнесение слов в падежах, числах и т.п.). А сейчас я вам предлагаю выбрать возраст и самим попробовать обыграть ситуацию с игрушкой. Вам нужно будет составить рассказ именно по этой игрушке, следуя алгоритму.

Родители разделяются на несколько команд. У каждой команды своя игрушка. Благодарю вас за такую продуктивную работу, надеюсь, что эта информация будет полезной для вас и вы обязательно примените её на практике дома! Есть ли у вас ко мне вопросы? Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами.

Важно научить

ребѐнка ясно выражать свои мысли, планы, настроение, желания словами, предложениями. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать вот, что необходимо ребенку». Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка. Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. Сейчас мы с вами поиграем в эти игры:


 "Цепочка слов" Цель: обогащение словаря прилагательных.

 Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов

. Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос: Воспитатель: Кошка, бывает какая? Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная... Воспитатель: Что еще бывает разноцветным? Родитель: Радуга, платье, мяч… Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым?

 Родитель: Линия, дорога, взгляд... и т.д

 

 « Разноцветный сундучок»

 Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

 Материал: шкатулка, предметные картинки .

 Ход: Я картинки положила В разноцветный сундучок. Ну-ка, Катя, загляни-ка, Вынь картинку, назови. Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

 "Семейная олимпиада"

 Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

 Например: трава (какая она?) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …

 Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак. Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Предложить детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Следите, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, можете задавать им наводящие вопросы:

 "Скажи наоборот" Цель: расширение словаря антонимов.

 Для этой игры нам понадобится мяч. Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

 Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот.

Например: темно, а наоборот - светло. Утро - вечер Хорошо - плохо Низко - высоко Правда - ложь Можно - нельзя Трудно – легко Говорить – молчать Плакать - смеяться Быстро - медленно Продавать - покупать Прятать - искать

«Эхо»

 Правила игры. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Ход. Взрослый громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее.

 Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д. Благодарю вас за такую продуктивную работу, надеюсь, что эта информация будет полезной для вас и вы обязательно примените её на практике дома! Сейчас я раздам вам памятки по составлению рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"

В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...

Мастер класс как развивать речь у детей раннего возраста

laquo;Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.  Другими с...

Мастер-класс «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через составление рассказа по серии сюжетных картинок с помощью использования современных средств и приемов работы»

Обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок способствует развитию всех психических процессов у детей дошкольного возраста....

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической группы во время логопедического часа»

Мастер- класс «Автоматизация звуков речи у детей воспитателями логопедической  группыво время логопедического часа» Цель мастер-класса: научить воспитателей логопедической группы...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....