Квест-технология как инновационная форма обучения грамоте детей дошкольного возраста. Игра "Приключения Буратино"
методическая разработка по развитию речи

Серкунова Клара Рауфовна

Предлагаю вашему вниманию конспект квест-игры "Приключения Буратино" (для детей старшего дошкольного возраста)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_igra.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №28

«Колокольчик» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Конспект

ИГРЫ

с использованием квест-технологии

на тему «Приключения Буратино»

для воспитанников подготовительной к школе группы

Клара Рауфовна Серкунова Учитель- логопед высшей квалификационной категории

дата проведения: 15.05.2018г.

г. Октябрьский, 2018г.

Цель:

Совершенствование у воспитанников навыков звукового анализа и синтеза, звуко-буквенного и слогового состава слов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить понятия «звук, буква»;

- Совершенствовать навыки анализа слогового состава слов;

- Автоматизировать звуки Р, Рь, Л в чистоговорке;

- Подбирать слова-определения к существительному;

- Упражнять выполнять многоступенчатую инструкцию;

- Прививать навыки ориентирования в пространстве детского сада, самостоятельного передвижения по территории ДОУ.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать связную речь;

- Развивать мышление, слуховую и зрительную память, внимание, сообразительность, поисковую активность, стремление к самостоятельному решению проблемной ситуации.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать культуру речевого общения, сотрудничества и доброжелательности;  

- Объединить и сплотить детей путём выполнения различных заданий.

- Формировать умение работать в команде;

- Воспитывать  самоконтроль за речью.

Предполагаемый результат:

Выполнение всех заданий без затруднений

Предварительная работа:

Подгрупповые, индивидуальные занятия по формированию фонетико-фонематических представлений, звукового, звуко-буквенного, звуко-слогового анализов, разучивание чистоговорок, упражнения на деление слов на слоги, решение «Волшебных лабиринтов»

Образовательная область:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная, игровая.

Интеграция областей:

Форма организационной деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей в квест-игре.

Форма организации детей: подгрупповая (4 воспитанника подготовительной к школе группы)

Место проведения: музыкальный зал

Тип коррекционно-развивающего занятия: логопедический квест

Методы и приёмы:

Наглядные: рассматривание схемы на плакате, кроссворда, букв на плакате, использование ТСО

Словесные: художественное слово-чистоговорки, упражнения, игра, вопросы учителя - логопеда, повторение, поощрение, объяснение, указания, оценка ответов детей, создание игровой ситуации, сюрпризный момент, квест-игра.

Практические: хождение по «островам»,  решение кроссворда, заучивание чистоговорки, разгадывание загадок.

Материал и  оборудование:  

Ноутбук, интерактивный экран, видеозапись фрагментов мультфильма «Приключения Буратино», презентация, мольберт, 6 конвертов с заданиями, дидактическая игра, ранец, азбука, игрушки Винни-пух, Пятачок, Кролик, Мудрая Сова, Ослик Иа, мелкие игрушки (киндер-сюрпризы).

Демонстрационный материал: 

Конверт с письмом, карта (план-схема), плакат с парными согласными, гласными звуками-буквами, плакат с фрагментами букв, картинки с изображением нотного стана со скрипичным ключом, повара, физкультурного зала, доктора, старшего воспитателя, заведующей, картинка «паровоз»  для определения количества слогов в названии героев Винни-пух, Пятачок, Кролик, Мудрая Сова, Ослик Иа.

Раздаточный материал: 4 карточки с фрагментами букв, 4 карточки-пазла с буквами, маркер, 4 фломастера, мнемотаблица с чистоговоркой (4 шт.), медали «Я – умник!, Я – умница!», шапочка «Умник», задание для педагоов.

Ход квест-игры:

1. Вводная часть. Организационный момент:

Учитель-логопед с детьми идут на занятие в логопедический кабинет, на пути встречают плачущего Буратино.

Учитель-логопед:

-  Кто это? И что он делает в нашем детском саду?  Из какого он  фильма  вы знаете? (Это Буратино. Из фильма « Приключения Буратино») Правильно.

Деревянного мальчишку

Шалуна и хвастунишку                            

Знают все без исключений

Он любитель приключений.                    

Легкомысленным бывает,                          

Но в беде не унывает.

Из полена Папа Карло

Буратино смастерил

Неприятностей немало

Папа Карло пережил.

Педагог и дети расспрашивают о проблеме.

Буратино излагает детям историю, в которой он не желал учиться, и по этой причине он не готов к школе (слайд №1) Злой Карабас украл у него школьный ранец, и спрятал где-то на территории нашего детского сада, и до тех пор, пока Буратино не решит все задания, у него нет шанса получить свой ранец обратно, а так же попасть в школу (слайд №2)Учитель-логопед и дети решают совместно отложить занятие и  прийти ему на помощь. Буратино протягивает детям карту, где  зашифрованы задания.

2. Основная часть

Учитель-логопед:  

- Нам немедленно нужно отправиться в дорогу на поиски школьного ранца. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это? (Карта.) Правильно, ребята. Вот она-то и подскажет нам верную дорогу. Посмотрите внимательно, на карте нарисованы острова, у каждого острова свой номер, а стрелками показано, как мы должны двигаться. На последнем острове мы видим волшебную дверь, возможно там злой  Карабас и спрятал ранец  Буратино (Дети рассматривают карту). На карте-схеме обозначены все подсказки, которые вам помогут пройти все испытания. Все задания будут о звуках и буквах. Будьте внимательными и дружными! (Учитель-логопед выставляет на мольберт карту - схему квеста)

2 часть - этапы игры (движение по схеме):

1 этап. Игра «Ушки на макушке!» (определение первого звука в слове и соотнесение его с графическим изображением)

Учитель-логопед:

- Итак, первый остров на карте называется "Ушки на макушке!", отправляетесь туда. (Музыкальный кабинет, конверт №1, муз.работник просит детей «пропеть» песенки жука ж-ж-ж, змеи ш-ш-ш, собаки р-р-р, парохода л-л-л и т. д., отдает волшебную коробочку, плакат с Карабасом).   Дети подходят к столу, разворачивают  плакат, на котором Карабас «поймал сачком» животных (игрушки из «киндер-сюрпризов»)

Учитель-логопед:

- Ребята, как вы думаете, что вы должны сделать?

Воспитанники: Нам нужно спасти всех, кто попал в сачок Карабаса.

Учитель-логопед:

- Правильно.  Ваша задача назвать животное, четко выделяя первый звук в слове, найти графическое изображение, т.е.  букву, обозначающую этот звук, затем поставить игрушку на свое место.  

2 этап.  Игра «Собери слово». 

Учитель-логопед:

- А теперь нам пора двигаться дальше. Смотрим, куда показывает стрелка. Идем по стрелке и пришли на остров "Путаница". Куда направитесь за заданием?  (Физкультурный зал, конверт №2, дети выполняют метание мешочками в цель и сбивают конверт, в котором лежит  задание).

- Задание следующее: составить по первым буквам слова, прочитать слово, подобрать к нему соответствующую картинку.

3 этап. Игра «Веселое путешествие»  (деление слов на слоги и определение количества слогов).

Учитель-логопед:

- Двигаемся дальше по стрелке. Попадаем на остров «Веселое путешествие». (Кабинет медсестры, конверт №3, просит подобрать определения к слову «витамины», на столе паровоз, на котором в вагонах разное количество окон (от одного до четырех).

- Задание следующее: необходимо разделить слова на слоги («отхлопать»), определить количество слогов в слове, затем рассадить героев мультфильма по вагонам с соответствующим количеством окон.  Если в названии один слог, герой едет в вагоне с одним окном, если два слога – в вагоне с двумя окнами и т.д.  Например:  «Кро-лик», в слове «кро-лик» два слога, поедет в вагоне с двумя окошками.

Учитель-логопед:

4 этап. Упражнение «Восстанови букву».

Учитель-логопед:

- Двигаемся дальше по стрелке. Попадаем на остров «Буквоешка» (Кабинет заведующей, конверт №4, просит назвать «добрые слова»).

Учитель-логопед:

- Здесь часто идут дожди и все слова смываются на нем. Вам необходимо восстановить слова, т. е. дописать смытые дождем элементы букв.

5 этап. Игра «Зоркий глаз» (Поиск фрагмента с буквой)

Учитель-логопед:

- Молодцы, хорошо справились и с этим заданием, смотрим на карту и идём дальше. Что вы видите?  Видим остров «Дикарей» (Кухня, конверт №5, повара просят угадать, что готовят на ужин по запаху).

 - Задание: необходимо найти на карте фрагмент с буквой и составить слово, которое очень любят все ученики во всем мире (каникулы)

6 этап. Кроссворд «Буквоград» 

Следуя по карте-схеме, дети подошли к острову «Буквоград» (Методический кабинет, конверт №6, ст. воспитатель просит назвать героев разных сказок, приносят конверт, где в кроссворде зашифрованы отгадки на загадки Карабаса.

Учитель-логопед:

- Ребята, это целый город, называется «Буквоград», здесь необходимо отгадать загадки и ответы найти в кроссворде.

Учитель-логопед:

- Молодцы, дети, нашли все предметы, но здесь нет ранца, его ещё надо найти. Давайте обратимся к карте, она должна нам подсказать, где находится ранец  (Дети ищут обозначенный объект на слайде).

7 этап. Конкурс «Красноречие»

Учитель-логопед:

- Ну вот, ребята, мы и нашли пропажу и теперь надо вернуть ее кому? – Буратино (слайд № 3). Ребята, но он не открывается, наверно заколдован. Видим листок с заданием. Мы попадаем на  Остров   «Красноречие» и он последний.  Открываем конверт с заданием №7:  необходимо выучить и четко проговорить чистоговорку:

Деревянный Буратино

Карабаса победил

Дверь в каморку под картиной

Золотым ключом открыл.

Учитель-логопед разучивает с детьми чистоговорку о Буратино, затем отдает ранец Буратино.  

3. Заключительная часть. Итог.

Учитель-логопед:

- Наша игра закончилась. У вас все получилось, потому что вы все задания выполняли дружно, помогали друг другу, были одной командой. Молодцы! А самое главное – не оставили в беде Буратино! Давайте пожелаем ему успехов в дальнейшей учебе.

Предполагаемые ответы воспитанников:

- Я желаю тебе  на уроках быть внимательным!

- Я желаю получать хорошие отметки за выученные уроки и т. д.

Учитель-логопед раздает детям медали «Я – умник!, Я – умница!», а Буратино обещает сменить колпачок на шапочку «Умника», в случае его успешной учебы в школе. До встречи в школе!

Задание педагогам:

Учитель-логопед: (на внимательность)

- Уважаемые педагоги! Предлагаю продолжить нашу игру. Найдите в следующих предложениях названия  6 стран! Будьте внимательны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

"Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с...

Инновационный педагогический опыт работы "Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Данный инновационный опыт может быть использован педагогами ДОУ с целью реализации эффективных методов развития речи старших дошкольников с ОВЗ, а также родителями дома....

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста

Инновационные технологии, применяемые в обучении элементам грамоты детей дошкольного возраста...

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

Консультация "Игровые квест технологии как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка представляет опыт  работы по теме «Игровые квест – технологии, как средство развития познавательного интереса у дошкольников». В разработке  ...

Тема: «Применение квест-технологии в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель:создание условий для эффективного развития связной речи старших дошкольников с ОВЗ посредством внедрения квест-технологии в образовательный процессДля достижения цели были поставлены следующие за...