"Инновационные технологии по обучению грамоте детей дошкольного возраста"
методическая разработка по обучению грамоте

Микушева Екатерина Дмитриевна

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребенка  к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Поэтому целесообразно уделять  внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма.  Поэтому в настоящее время при подготовке детей дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций  целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_po_gramote.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» Инновационные технологии в образовательной деятельности по обучению грамоте детей дошкольного возраста Составила: Микушева Екатерина Дмитриевна Сыктывкар, 2019

Слайд 2

Дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению чтению и письму. Проблема готовности ребенка к обучению грамоте является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам готовности ребенка к овладению грамотой и практика работы с детьми показали, что в последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Поэтому целесообразно уделять внимание проблеме по формированию готовности детей к успешному овладению грамотой, первоначальными навыками чтения и письма. Поэтому в настоящее время при подготовке детей дошкольного возраста к овладению навыкам чтения и письма педагогам дошкольных образовательных организаций целесообразно использовать более действенные, инновационные формы и методы обучения.

Слайд 3

Речевое развитие согласно ФГОС ДО включает: 1. Владение речью как средство общения и культуры; 2. Обогащение активного словаря; 3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 4. Развитие речевого творчества; 5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; 6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; 7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Инновационные технологии — это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Слайд 5

Инновационные технологии: Проектирование Игровые технологии Наглядное моделирование Интерактивные технологии. Информационно-коммуникативные. Синквейн . ТРИЗ - технологии.

Слайд 6

Интерактивные технологии: Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Слайд 7

Информационно – коммуникационные технологии Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной деятельности. Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы, а с детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран), что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Слайд 8

ТРИЗ-технологии Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Артшуллер Генрих Саулович . (Изобретатель, писатель-фантаст). ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность. Обучение грамоте дошкольников – это процесс овладения родным языком, который нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить. ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Слайд 9

Триз - технологии Приемы ТРИЗ : фантазирование, оживление неживых объектов, увеличение, уменьшение. В результате свободной деятельности с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, развивается речь и логика, мышление. Методики ТРИЗ высокоэффективны, имеют чёткий алгоритм к действию, которое всегда переходит в ожидаемый результат.

Слайд 10

Методы триз -технологии: Мозговой штурм Метод фокальных объектов Системный анализ Метод золотой рыбки Моделирование маленькими человечками Метод морфологического анализа Метод аналогии Типовое фантазирование

Слайд 11

ТРИЗ - игры по обучению грамоте Картотека игр и упражнений с использованием приемов ТРИЗ для формирования механизмов языковой ориентировки на различных уровнях языка: синтаксическом, лексико – семантическом, фонетическом, звуко – буквенном: Игра «Шифровальщики» Цель: развивать умение из набора букв составлять слова, зрительно воспринимая (записывая) слова из представленных букв, быстроту мыслительных процессов. Упражнять в чтении. Например : акдол – лодка, аснаан – ананас, родев – ведро . «Изобретатель» Цель : учить пользоваться приемом разделения-соединения, придумывая новые слова из двух разных слов Например: ворона – колобок: корона. Игра ««Составь слово из слогов» Цель : учить составлять новые слова из первых, (последних) слогов слов (картинок): Например : СОВА БЕРЕЗА – ВАЗА. «Угадай имя» Цель : развивать быстроту мыслительных операций, умении печать и читать слова: Например : ПЕ ТА РИ ТЯ - ПЕТЯ, РИТА .

Слайд 12

ТРИЗ - игры по обучению грамоте «Вычитание букв» Цель : развивать быстроту мыслительных операции при получении новых слов, вычитая одну или несколько букв представленного слов, упражнять в печатании и чтении. Например : РЫБАКИ - РЫБАК, РЫБА, БЫК. «Новые истории» Цель: активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение. Например : КОЖА – Оля купила желтый ананас ). «Четвертый лишний» Цель : научить видеть лишнее – букву, слог, слово, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение: по количеству слогов, букв (звуков), наличию мягких согласных и т.д ;

Слайд 13

Определенные правила использования технологий: Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Квест-технология как инновационная форма обучения грамоте детей дошкольного возраста. Игра "Приключения Буратино"

Предлагаю вашему вниманию конспект квест-игры "Приключения Буратино" (для детей старшего дошкольного возраста)...

Доклад на тему "Инновационные технологии обучения грамоте детей дошкольного возраста"

Вопрос подготовки воспитанников детских садов к школе приобретает все большее значение и становятся особенно актуальными в наше время, когда изменилось содержание начального обучения. Актуальность дан...

Опыт работы "Использование игровых технологий по обучению грамоте детей дошкольного возраста"

В данном материале представлено описание ипользуемых мной методов по обучению детей грамоте, дидактические игры, консультации для родителей и педагогов....

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Использование развивающих технологий при обучении грамоте детей дошкольного возраста...