Конспект НОД. "Как учили удава"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Кисилева Наталья Вячеславовна

Конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_lechili_udava.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  « Как лечили удава»

по сказке Григория Остера

Цель: Познакомить со сказкой Григория Остера «Как лечить удава»; развивать образное мышление, воображение.

Материал: Мячик или грецкие орехи.

Содержание

Воспитатель. Я вам прочту письмо. Отправитель - Григорий Остер. Вот о чём это послание:

«Пишет тебе детский писатель. Этот писатель – я. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя, я не знаю, но догадываюсь. И ещё я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай.».

Вы все, наверное, видели мультфильмы про Слонёнка, Мартышку, Удава и Попугая? А про обезьянок помните? Где мама-обезьянка пытается догнать своих беспокойных деток? А про котёнка по имени Гав?  (Ответы.) Все эти сказки и ещё много других сочинил замечательный писатель Григорий Бенционович Остер. Хотите услышать его сказку сейчас? (Ответы.) Тогда слушайте!

«Удав лежал на большом плоском камне. Под голову он подложил хвост, а глаза его были закрыты.

- А-а-а-а! Вот он ты! – крикнула Мартышка, подбегая к Удаву. – Лежишь? Отдыхаешь? Устал, да? А что ты делал? А что-нибудь вкусное у тебя есть? Нет? А что у тебя есть?

- У меня есть мысль! – сказал Удав, открывая глаза. – Мысль. И я её думаю.

- Какая мысль? – спросила Мартышка.

- Так сразу не скажешь, - вздохнул Удав. – Это такая мысль… очень длинная… и  про меня, и про тебя, Мартышка, и про Слонёнка и Попугая. Про всех нас.

- Ух ты! – подпрыгнула Мартышка. – Ох, какая хорошая мысль! А можно я её тоже немножко подумаю?

- Думай, - разрешил Удав».

Как вы считайте, может Мартышка думать «длинную мысль»? (Ответы.) Да, она непоседа, бегает, вертится, шумит. А Удав какой? (Ответы.) Верно, Удав никуда не спешит, лежит себе на солнышке, свернувшись кольцами… А как он передвигается, кто скажет? (Ответы.) Совершенно верно, ползает. Скажите-ка, а бывает так, что кто-то из взрослых лежит себе, отдыхает, а вы к нему подбегает и начинает дёргать, щипать, задавать вопросы? (Ответы.) Как наша Мартышка, да? И сто вы тогда делаете? (Ответы.) Так вот, Мартышке надоело, что Удав всё лежит и всё думает, и она попробовала с ним поиграть. И вот что придумала:

«- Всё время думать одну и ту же мысль нельзя! Это очень вредно! От этого можно соскучиться и заболеть.

- Про что же мне думать? – Вздохнул Удав.

- Думай… Думай про кукаляку! – сказала Мартышка.

- Как же я буду про неё думать, - сказал Удав, - если я даже не знаю, что это такое – кукаляка?

- Кукаляка – это такой ящичек, в котором лежит мукука, - объяснила Мартышка.

- Что лежит? – не понял Удав.

- Мукука!

- А мукука – это что?

- Мукука – это такая коробочка, в которой лежит бисяка!

- А что такое бисяка?

- Бисяка – это такой пакетик, в котором лежит хрюря!

- Что ты такое говоришь, Мартышка? – возмутился Удав. – Кака ещё хрюря?

- Пампукская хрюря! – сказала Мартышка. – Пам-пук-скря!

- Никаких пампукских хрюрь я никогда не видел! – закричал Удав.

- Мало ли чего ты не видел! – сказала Мартышка. А пампушская хрюря – это такой сундучок, в котором лежит мамурик.

- Погоди, Мартышка! – взмолился Удав. – Погоди! Кто его туда положил? Этот сундучок. В этого мамурика.

- Не сундучок в мамурика, - поправила Мартышка, - а мамурика в сундучок. И никто его туда не клал. Он там и так лежал.

- Кто? Где? – закричал Удав. – Зачем он малилась Мартышка. – Про сундучок или про мамурика?

- Про них! – сказал Удав. – Про обоих. Зачем они там лежали?

- Там они не лежали, - сказала Мартышка. – Они лежали в другом месте. Неподалёку.

- Мартышка! – закричал Удав. – Сейчас же перестань! Я уже не понимаю!».

Ловко Мартышке удалось разговорить Удава, не так ли? Она же знала, что Удав осень любознательный. Вот и стала нести бессмыслицу, чтобы Удав её всё спрашивал и спрашивал. А вы как думаете, сама-то она знала, что такое «бисяка» или «мамурик»? (Ответы.) А можете придумать какое-нибудь такое же удивительное слово? Но не просто придумать, а попробовать объяснить его, описать, что это такое. (Проводится короткая игра со словами, наподобие диалога Мартышки и Удава.)

И всё-таки Удав хотел лежать и думать свою «длинную мысль». Он перестал отвечать Мартышке, и она решила, что Удав заболел. Мартышка очень огорчилась и побежала искать Попугая и Слонёнка, чтобы они помогли ей вылечить Удава, ведь они оба такие умные. А на прощание крикнула Удаву:

«- Я сейчас! Не волнуйся, мы тебя вылечим, ты скоро поправишься и сможешь ходить!

- Что ты сказала? – вдруг поднял голову Удав.

- Я говорю, ты поправишься и сможешь ходить! – повторила Мартышка.

- Нет, - сказал Удав печально. – Я никогда не смогу ходить».

Тут Мартышка совсем перепугалась и помчалась изо всех сил за помощью.

Как вам кажется, похожи Удав и Мартышка? Или они совсем разные? (Ответы.) Верно, совсем не похожи – и с виду, и по характеру. Мартышка быстра – Удав нетороплив, она скачет, суетится – он лежит и размышляет. Как же им удаётся дружить? (Ответы.) Да, очень часто совершенно разные по характеру люди ладят друг с другом и даже становится друзьями. Конечно, Удав иногда устаёт оттого, что Мартышка всё время болтает, вертится, пристаёт к нему… А вы хотели бы иметь друга, похожего характером на Мартышку? (Ответы.) Я думаю, что с Мартышкой никогда не соскучишься. С ней весело, правда? Она не любит ссорится и обижаться. Она всегда придёт на помощь. Вот её показалось, что Удав заболел, и она изо всех сил старается его вылечить. А с человеком, похожим характером на Удава, кто хотел бы дружить? (Ответы.) Да, Удав спокойный, большой, сильный. С ним не будешь скакать и веселиться. Но слушать его интересно. Вот в другой сказке как увлекательно он рассказывает свой сон…

А тем временем Слонёнок и Попугай шли по лесу и играли в интересную игру. Игра была такая: Слонёнок и Попугай шли по лесу и играли в интересную игру. Игра была такая: Слонёнок задавал вопросы, а Попугай отвечал.

«Слонёнок всё спрашивал и спрашивал, а Попугай всё отвечал и отвечал, и в конце концов Слонёнок сказал:

- Мне, Попугай, теперь почти всё понятно. Мне теперь только одно не понятно: откуда ты, Попугай, всё знаешь?

- Да уж знаю! – сказал Попугай.

- Всё, всё?

- Всё, всё!».

Что вы скажите про Попугая? Неужели он правда всё знает? (Ответы.) Конечно, он хвастается. Когда кто-нибудь говорит, что знает всё, на самом деле это большой хвастун. А Слонёнок ему верит и радуется, что у него такой умный друг. Вдруг друзья увидели под пальмой много кокосовых орехов. Целую кучу. Слонёнок посмотрел на эти орехи и задумался.

«- А сколько нужно орехов, - спросил Слонёнок, - чтобы получилась куча?

- Куча – это когда много, - сказал Попугай.

- А много - это сколько?

- Много – это много.

- Давай всё-таки разберёмся! – предложил Слонёнок. – Десять орехов – это куча?

Слонёнок подобрался десять орехов и сложил их вместе. Попугай обошёл вокруг десяти орехов и сложил их вместе. Попугай обошёл вокруг десяти орехов и осмотрел их с разных сторон. Потом он залез на орехи и поглядел на них сверху.

- Да! – сказал Попугай. – Десять орехов – это куча!

Слонёнок подобрал ещё два ореха и положил их отдельно.

- А два? – спросил Слонёнок.

Попугай подошёл к двум орехам и немножко рядом с ними постоял.

- Нет, - сказал Попугай, - два – это не куча. Что это за куча, когда всего два ореха? Два – не куча!».

Для наглядности желательно положить на стол мячики или грецкие орехи и, перекладывая их из одной кучи в другую, предложить детям определить, где их много, а где мало. Как делали Попугай и слонёнок: куча – не куча. Когда в каждой кучке окажется по шесть «кокосовых» орехов, попробуйте определить с детьми, что же отличает количество «много» от количества «мало». Неужели один орех?

Воспитатель. А знаете, как решил этот вопрос Попугай? (Ответы.) Тогда слушайте.

«- Значит, «много» от «мало» никак не отличишь? – спросил Слонёнок.

- Да нет, - сказал Попугай, - отличить можно.

- Как?

- Очень просто. Мало – это когда всё съел и  ещё хочется. А много – это когда уже больше не хочется».

Согласны ли вы с таким определением? (Ответы.) Попугай, конечно, молодец, нашёл ответ. НО ведь не всё же можно съесть, правда? Не знаю, поверили ли ему Слонёнок, но тут из зарослей выскочила Мартышка и закричала:

«- Надо идти спасать Удава.

- От чего спасать? – Удивились Попугай и Слонёнок.

- От болезни. Удав очень болен! Он уже никогда, никогда не сможет ходить! – Мартышка всхлипнула. –Он сам сказал!

-Сам сказал? – испугался Слонёнок.

-Сам! – подтвердила Мартышка. – Скорей! Надо что-то делать!

-Что же мы тут стоим?! – воскликнул Попугай.

И все трое кинулись бежать…

Удав лежал с закрытыми глазами и совсем не шевелился…

-Возможно, он перегрелся, - сказал Попугай, разглядывая Удава. – На солнце.

-Тогда его нужно отнести в тень, - высказал своё мнение Слонёнок.

Мартышка схватила Удава и оттащила его в тень, под дерево.

-Но он мог и простудиться! – вдруг предположил Попугай.

-Тогда нужно вынести его на солнце! – высказал Слонёнок своё другое мнение.

Мартышка быстренько перетащила Удава обратно на солнце».

Как вы думаете, кто больше всех старается вылечить Удава? (Ответы.) Да, мне тоже кажется, что Мартышка: она одна перетаскивает тяжёлого удава то в тень, то на солнце, чтобы поскорее его вылечить. Попугай и Слонёнок размышляют, перегрелся Удав или простудился, а Мартышка, улавливая каждое слово, перетаскивает Удава заново. Скажите: поможет ли Удаву такое лечение? Что бы вы посоветовали Мартышке? (Ответы.) Конечно, сначала надо всё-таки точно понять: простудился Удав или перегрелся? Что у него болит? И вообще, болит что-нибудь?… А Мартышке думать некогда, она торопиться, бегает, Удава спасает. Кстати, кто скажет, почему Мартышка решила, что Удав заболел? (Ответы.) Верно, Удава просто хотел спокойно полежать и обдумать свою «длинную мысль». И вот теперь он не может понять: что это с ним делают? Почему все вокруг кричат: «Перегрелся! Простудился!»? Наконец, не выдержав, Удав закричал:

«- Кто перегрелся? Кто простудился?

- Ты! – сказал ему Попугай.

- Я? – поразился Удав. – Когда?

-Недавно, - сообщил Слонёнок.

-А почему я этого не заметил? – спросил Удав.

-Ты заметил! – напомнила ему Мартышка. – Ты сам сказал, что уже никогда не сможешь ходить!

-Правильно! – крикнул Удав. – Я никогда не смогу ходить!

-Потому что ты очень болен! – добавила Мартышка. – Нет! – сказал Удав. – Я никогда не смогу ходить, потому что я вообще не хожу. Я ползаю».

Вы поняли на этом примере, как важно правильно употреблять слова! Без ног ходить нельзя, правда? Разве что дождик идёт без ног или часы. Но они идут немножко по-другому.

Понравилась вам сказка? (Ответы.) Конечно, вы видели её по телевизору, а сейчас послушали и немного разыграли её. Можете попробовать разыграть сказку ещё раз, но уже самостоятельно. Взять на себя роли кто Слонёнка, Попугая, а кто Мартышки и Удава. Но помните: Мартышка – непоседа и болтушка, Попугай делает вид, что он всезнайка. И командовать любит. Слонёнок очень вежлив и послушен. А Удав больше всего любит лежать, свернувшись кольцами, и мечтать. И что самое главное, несмотря на разницу в характере, все они дружат, не ссорятся. Всегда готовы помочь друг другу. А что делать дома? Нарисуйте, пожалуйста, картинки к этой сказке: или Удава, или Попугая, или кого-либо ещё. И обязательно покажите нам. На следующем занятии поделимся впечатлениями.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Учимся доброте"

Воспитание детей дошкольного возраста в контексте ФГОС дошкольного образования через организацию совместной деятельности взрослых и детей - одно из основных и важных направлений деятельности дошкольны...

Конспект логопедического занятия "Учим звук Р в деревне Простоквашино"

Конспект занятия в логопедической группе для детей с ОНР , направленный на актоматизацию звука Р....

Конспект музыкального занятия "Учимся слушать музыку" (для детей средней группы 4-5 лет)

Это занятие развивает у детей 4-5 лет звуковысотный слух, навыки выразительного пения, умение подыгрывать простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах...

Конспект "Как правильно учить стихи"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Обучение ребенка-логопата старшего дошкольного возраста с нарушением зрения словообразованию сложных слов, состоящих из двух основ. Конспект логопедического занятия «Учимся образовывать одно слово из двух»

Как известно, словообразование – это самый короткий путь к обогащению словаря ребенка. В статье предтавлен  конспект логопедического занятия, в основе которого дидактическая игра «Обр...