развитие речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

тибичи алиса алексеевна

Разработка конспекта занятия по развитию речи

На тему: Рассказ сказки А.Н Толстого "Заяц-хвастун"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._tolstoy.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Солнышко»

 

Разработка конспекта занятия по развитию речи

Тема: рассказ сказки А.Н.Толстого "Заяц-хвастун"

Составитель: Тибичи А.А

Методист: Распутина А.А

Воспитатель: Л.Л

с. Яр-сале 2020

Тема: рассказ сказки А.Н. Толстого "Заяц-хвастун"

Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой "Заяц-хвастун".

Задачи: Образовательные: Побуждать детей к активному слушанию сказки, желанию участвовать в инсценировке.

Обучение детей правильно воспринимать эмоциональную окраску сказочных историй, проигрывать отдельные части сказки, используя кукольный театр.

Развивающие: Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения, с эмоциональной окраской  на состояние героев сказок.

 Развивать речевую  активность.

Развивать слуховое внимание и анализировать поступки героев.

Расширять словарный запас, закреплять в активном словаре детей слова, характеризующие героев сказки.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность.

Продолжительность: 25 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: старшая группа 5-6 лет.

Образовательная деятельность: речевое развитие

Словарная работа: хвастун, лапы-лaпищи, зубы-зyбищи, собаки ее подхватили и давай мять.

Форма проведения: игровая

Предварительная работа: чтение сказки А.Н Толстого «Заяц-хвастун»

Оборудование и материалы: запись музыки для вхождения в сказку; звуки голоса воющих волков, пение птиц; картина с сюжетом сказки; макет леса; персонажи сказки: Заяц, Волк

Методы и приемы:  введение в сказкотерапию, беседа, активное слушанье, демонстрация кукольного представления, анализ сказки.

Структура  занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный момент:

Звучит мелодия  «Песня о сказке».  Вход в сказку:

Загадки:

Слушают сказку «Заяц-хвастун»

Изучение нового

материала:

Пословицы и поговорки о зайце

Обсуждение сюжета сказки. Усвоение содержания всей сказки, совершенствование навыков пересказа.

Разбор фразеологических оборотов:

Беседа по вопросам:

Рефлексивный момент:

Воспитатель предлагает детям сесть полукругом. Звучит мелодия  «Песня о сказке».  Вход в сказку:

- Ребята, вы любите слушать сказки?

-Чтобы оказать в сказочной стране, я предлагаю вам дотронуться до волшебного светящегося шара, передавайте его по кругу и говорите такие слова: «Сказка приходи!»

-Отгадайте, какая сказка  сегодня пришла к нам в гости? Слушайте загадки.

«Длинноухий очень ловко

По утрам грызет морковку.

Он от волка и лисы

Быстро прячется в кусты.

Кто такой он, этот серый,

Что несется кувырком?

Летом сер, зимою - белый,

Он, скажите, вам знаком?»

Ответы детей (Заяц)

«У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги,

А от голода кора».

Правильно!

-Ребята, посмотрите, мы попали в красивый и загадочный лес

Итак, слушайте русскую народную сказку «Заяц-хвастун».

 «Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо - приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

- У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи - я никого не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвaсту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался:

- Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

- А как ты хвастал?

- А у меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи.

Вот она его маленько и потрепала:

- Более не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел.

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону - да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

- Вот ты молодец, не хвaста, а храбрец!»

Это небольшой длинноухий зверек оставил довольно большой след в народном славянском (и не только) фольклоре. На зайца охотились, над ним подшучивали, про него писали сказки, басни и рассказы. Многие небылицы о зайцах ходят до сих пор - заяц вовсе не труслив, вернее он не более труслив, чем многие другие животные схожих размеров, от своих больших врагов он убегает исключительно из-за собственной беззащитности, так как ни мощных лап, ни огромных зубов у зайца нет. Зато с более мелкими хищниками зайцы отважно сражаются: они отбиваются от ворон и сорок, других грызунов.

Пословиц и поговорок про зайцев очень много, в них подмечены многие характерные привычки и повадки зайцев. Правда, став символом трусости, зайцу так и не удалось избавиться от этого штампа - в большинстве поговорок и пословиц о зайце так или иначе обыгрывается тема трусости и боязливости, хотя случаются и исключения из этого правила.

Беззащитность перед волком или лисой сделала из зайца любимого персонажа сказок и стихов, где этот маленький зверёк одерживает вверх над грозными хищниками не за счет мускулов и силы, а за счет коллективизма, мудрости и хитрости.

 Но что произошло в этот раз с зайцем? (ответы детей).

Ребята, послушайте пословицы, поговорки и приметы о зайце:

Без собаки зайца не поймать.

Заяц не трус, он себя бережет.

Зайца на барабан не выманишь.

Труслив, как заяц, блудлив, как кошка.

За двумя зайцами гоняться – ни одного не поймать.

 -Почему такая молва пошла о зайцах?

-А каким был Заяц в сказке? Почему ее называют хвастун?

-Кто из героев сказки вам понравился больше?

-Кого заяц выручал из беды?

-Каким был сначала заяц? Каким оказался заяц потом, скажите, одним словом?

-(ответы детей). Правильно! Смелый, находчивый, решительный!

-А вы хотели бы иметь такого друга?

-Ребята, а вы запомнили, кто из зверей был героем сказки?

Выход из сказки:

-А нам пора  возвращаться.

Глазки закрываем:

Раз, два, три.

Сказку покидаем,

Только не грусти

Открывайте глаза ребята. Вот мы снова оказались в детском саду.

Звучит аудиозапись музыки «Песенка о доброте» из м/ф про Фунтика.

Вам понравилась сказка? Хорошо.

Ребята, если вам понравилось занятие, возьмите по одному овощу в корзинку для корма нашим зайчатам.

5

минут

10 мину

5 минут

5 минут

Знать: сказку Заяц-хвастун

Иметь: представление о сказке

Уметь: находить решение поставленной проблемы.

Литература: рассказ А.Н. Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...