Мнемотаблицы по развитию речи дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Якупова Галина Николаевна

Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы для запоминания в процессе обучения, это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с  раннего возраста, т.к. у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_po_razvitiyu_rechi_doshkolnikov.docx17.23 КБ

Предварительный просмотр:

Мнемотаблицы по развитию речи дошкольников

Развитие связанной речи детей является одним из важных факторов, который влияет на их общее развитие.

Речь помогает детям познавать окружающий мир. Общение  через диалоги повышает степень своих способностей к выражению своих мыслей. Ребенок учится выражать пожелания, требования, задавать вопросы, вести диалоги и т.д. Развивая связанную речь, дети тренируют свои умственные навыки, совершенствуют их. Поэтому  важно детей дошкольного возраста научить  связанной грамотной речи, расширять  словарный запас, научить рассуждать и  размышлять.  В современном мире у детей дошкольного возраста существуем множество проблем с речью.  Дети не способны правильно формировать вопросы и ответы. Возникает сложность с ведением монологов, неправильно применяется интонация, темп речи, нарушена дикция.

 В процесс развития речи детей сложный. Воспитатель должен систематически проводить занятия  на развитие связанной речи,

В 4 года ребенок может вести монолог, к 5-6 годам -  монологи довольно развиты. Это объясняется тем, что фонематическая речь именно в этом возрасте  достигает пика  развития.

Начиная с 6 лет ребенок,  высказывает свои рассуждения, но полноценная монологическая речь формируется именно при регулярных занятиях.

В работе на занятиях главное место  занимает демонстрационный материал и  наглядность. Дети  рассматривают картинки и предметы, с удовольствием вступают в диалоги во время занятий с наглядным материалом. Педагог в свою очередь учит детей выявлять признаки, характеристики и описывать действия, тем самым расширяя у них словарный запас и формируя связанную речь.

Можно  сделать вывод о том, что мнемотехника один из  лучших способов для развития связной речи детей.

 Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы для запоминания в процессе обучения, это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с  раннего возраста, т.к. у детей в раннем возрасте развивается в первую очередь зрительно-образная память.

Суть  мнемотехники заключается в том, что весь текст  представляется в последовательных картинках. Для мнемотехники используются  рассказы, сказки, пословицы, стихотворения,  загадки.

На основе символов дети запоминают информацию в необходимой последовательности и  могут ее повторить, опираясь на картинки, которые включают в себя предметы, свойства, явления и т.д.

При помощи мнемотаблиц можно решить такие задачи как,  развитие связной  и диалогической речи, развитие навыков  формировать рассказы, сказки, стихи по средствам символов и картинок,  обучение правильного произношения звуков. У ребенка развивается сообразительность, наблюдательность, мышление, внимание, умения выделять свойства предметов и явлений. Дети учатся сравнивать, выделяя разное и одинаковое.

Мнемотехнику следует применять, начиная с простых словосочетаний, которые включаются в мнемоквадраты, затем  усложняя  задачу выстраивая мнеможорожки и мнемотаблицы.

Мнемотаблицы содержат картинки с изображением героев рассказа, их действия, свойства окружающего их мира и явлений и используются как дидактический материал при занятиях связанной РЕЧИ.

 Изготовление мнемотаблицы должно начинаться сразбивания произведения на части, определяя самые значимые моменты. На бумажном листе чертят квадраты. Существительное или прилагательное представляют в графическом виде с помощью картинки или схематичного изображения, глагол обозначают знаком вопроса..

Наиболее действенны мнемотаблицы при запоминании стихотворения, где слова и словосочетания переводят в графический вид. Затем выстраивается последовательная схема  всего произведения и  дети на основе памяти  воспроизводят  полностью стихотворение.

При составлении творческих рассказов детям так же помогает методика с использованием мнемотаблиц. Она позволяет выстраивать логический текст, где пересказ занимает особое место в развитии связной речи детей. Ребенок совершенствует структуру речи.

Процесс развития связной речи должен проходить не только в детском саду, но и дома. Большую роль в развитии ребенка  играет его семья. Поэтому  родители должны знать, что дома им надо будет заниматься. Родителям можно проводить консультации с педагогами по методике мнемотехники.

   С детьми не стоит применять большое количество мнемотаблиц. Это  вредит усвоению темы. В день стоит проводить занятия не больше чем по 2 мнемотаблицам.

Результатами первого года обучения по  мнемотехнике является способность детей вместе с педагогом составлять небольшой рассказ, сказку, соблюдая сюжетную линию. Хорошим  результатом считается самостоятельное применение мнемотаблиц,  где ребенок может сам рассказывать знакомый рассказ или сказку, или даже придумать свои истории.

 Мнемотехника помогает детям научиться логичности, последовательности, развивая все больше их умственные способности, и расширяя не только их словарный запас, но и кругозор в целом.