Мнемотаблицы для развития речи дошкольников
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Мнемотаблицы для развития речи дошкольников
Нестерова Екатерина Юрьевна
МБДОУ «Детский сад комюинированного вида № 22 «Солнышко»
Память имеет несколько видов, которые можно разделить на две группы:
1. Что запоминать: это чувства, мысли, образы, предметы, или явления, а также движения. Поэтому память бывает эмоциональная, образная, словесно-логическая или двигательная.
2. Как запоминать: случайно или намеренно. Здесь различают произвольную и непроизвольную память. Произвольная память – это намеренное заучивание какой-либо информации. Непроизвольная память – это запоминание информации как бы само по себе, без специальных усилий.
У ребенка в дошкольном возрасте главным видом памяти является образная память. Она тесно связана с развитием восприятия и мышления. Ребенок мыслит глобально, запоминает наиболее яркие признаки предмета, даже если они являются второстепенными. В первую очереди запоминаются те предметы, которые воздействуют на органы чувств своей яркостью и необычностью. Так же память ребенка дошкольника сильно зависит от его интересов и увлечений и, следовательно, носит избирательный характер. Два разных ребенка совершенно по-разному отнесутся к одному и тому же предмету. Одного предмет заинтересует, а значит запомнится, о у другого не вызовет никакого интереса, и соответственно ни оставит никаких следов в памяти. Еще хорошо запоминается то, что повторяется неоднократно. Например, дорога из дома в детский сад. (Поэтому дети так хорошо запоминают надоевшую рекламу). Сильно и надолго в памяти ребенка фиксируется то, что ярко и сильно воздействовало на его эмоциональную сферу (посещение цирка, театра и т.п.).
Для тренировок памяти были изобретены мнемотехники – совокупность приёмов и методов, которые основаны на построении цепочки ассоциаций, подкреплённой визуальными и звуковыми образами.Эта технология известна около двух тысяч лет. Ее использовали Аристотель, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт. Представляет собой некий дидактический материал в виде мнемотаблиц. Область их использования довольно широка: это и заучивание стихов, и обучение составлению рассказа, и пересказ художественной литературы, и обогащение словарного запаса ребенка.
Структурной единицей в мнемотехнике является мнемоквадрат. Это картинка, несущая определенную информацию. Далее – мнемодорожка. Это ряд картинок, состоящий из нескольких мнемоквадратов (обычно 3-4). Вершиной мнемотехники является мнемотаблица. Она состоит их нескольких мнемодорожек. Считается, что для дошкольников на начальном этапе изучения этой технологии, подходят мнемотаблицы содержащие не более девяти мнемоквадратов. Такие таблицы служат своеобразным зрительным планом при создании монологов, пересказывании текста, стихотворения. На начальном этапе дети используют схемы, предложенные воспитателем, а затем в более старшем возрасте и сами могут создавать такие таблицы, выбирать нужные элементы и располагать их в нужной последовательности.
С помощью мнемотаблиц с дошкольниками можно изучать стихи, сказки, счёт и состав числа, дни недели и времена года, последовательность действий при закреплении навыков самообслуживания, таких как мытьё рук, застилание кровати и одевание на прогулку. Кроме того, ребёнок учится строить рассказ о предмете или явлении самостоятельно, опираясь на схему.
Чем полезны мнемотаблицы
Кроме тренировки памяти, они развивают:
- воображение;
- интеллект;
- логическое мышление;
- речь;
- внимание;
- способность к целенаправленной интеллектуальной деятельности.
Работа с этой мнемотехникой стимулирует работу обоих полушарий головного мозга: левого, «логического», и правого, «творческого».Есть несколько правил применения мнемотаблиц:
- Начинать заниматься нужно начинать с малого. Сначала применяем мнемоквадрат. Когда дети научатся с ним работать, можно увеличивать нагрузку.
- Для дошкольников в мнемотаблице должно быть не более девяти мнемоквадратов. Это оптимальное количество информации, которую дошкольник может с легкостью осваивать. Когда техника будет освоена в совершенстве, количество мнемоквадратов в таблице может быть увеличено.
- Для детей 3-5 лет и на начальном этапе изучения техники очень важно чтобы таблицы были яркими, цветными. Так они легче запоминаются. Например, апельсин - оранжевый, помидор – красный, елка – зеленая. Позже, по мере освоения, детям постарше можно давать черно – белые таблицы.
Как создать мнемотаблицу?
1. Внимательно читаем стихотворение или сказку.
2. Выделяем важные, яркие, запомнившиеся моменты.
3. Берем чистый лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты. Их количество равно количеству выделенных нами моментов.
4. В каждом квадрате рисуем картинку, которая выражает основную мысль выделенного нами момента.
5. Обязательно подписываем каждый квадрат. Можно подписывать прямо на таблице, можно на отдельном листе.
Как работать
Принцип занятий по данной методике во всех случаях практически одинаков. Для заучивания стихов последовательность действий будет такой:
- В начале занятия вы читаете стихотворение. Старайтесь прочесть его выразительно и эмоционально, заинтересовав малыша.
- Предложите выучить стишок наизусть.
- Объясните ребёнку значение непонятных слов и выражений, убедитесь, понял ли он содержание стихотворения.
- Читайте по одной строчке, указывая крохе на соответствующие изображения в таблице.
- Попросите его повторить за вами строчку.
- После нескольких повторений ребёнок может попробовать сам рассказать то, что запомнил, опираясь на картинки.
При этом задействуются сразу несколько каналов восприятия: слуховой (мы озвучиваем дошкольнику содержание материала), зрительный (он видит соответствующую картинку), дигитальный (он осознаёт содержание стихотворения, понимает, о чём идёт речь), а также в процессе включается эмоция интереса, способствующая запоминанию.
Самостоятельное составление рассказа или пересказ текста строится по той же схеме: когда ребёнок в процессе опирается на картинки, расположенные в определённой последовательности, он не запутается в содержании и порядке действий. Получается своеобразный рассказ по плану. Это тренирует формирование связной речи и произвольной памяти, учит запоминать логическую последовательность действий.
После занятий по мнемотаблицам у детей значительно увеличивается словарный запас, расширяется круг знаний об окружающем мире, появляется умение и главное желание пересказывать сказки, рассказы, заучивать стихотворения, придумывать различные истории. Дети учатся общаться, свободно держаться перед аудиторией, учатся преодолевать свою застенчивость. Выстраивать логические цепочки. Если ребенок освоит эту технологию и станет применять ее в жизни, то он сможет развить свою память, воображение, интеллект, образное мышление, внимательность, фантазию.
Чем раньше мы начнем применять метод мнемотехники на занятиях с детьми, тем раньше и лучше у ребенка разовьется связная речь. Тем лучше мы подготовим его к школе.
Как сделать мнемотаблицы для дошкольников
Материал, который необходимо запомнить, следует разбить на фрагменты: чем подробнее, тем лучше. Лист бумаги делим на квадраты по числу фрагментов и рисуем в ячейках получившейся таблицы изображения. Каждая картинка должна соответствовать одной из частей текста. Для занятий с детьми 3–5 лет иллюстрации лучше сделать цветными, яркими, привлекающими внимание. Старшим дошкольникам уже можно предложить чёрно-белые схемы, а при желании добавить в таблицу сам текст. Ребёнок сам может нарисовать картинки, используя образы, с которыми у него ассоциируется содержание материала – тогда зашифрованные в таблице сказка или стихотворение запомнятся ещё быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"
Буклет "Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников"...

роль мнемотаблиц в развитие речи дошкольников
Мнемотехника- система различных приемов облегчающих запоминание...

Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Выступление на педагогическом совете
Использование опорных схем и мнемотаблиц для развития речи дошкольников.Выступление на педагогическом совете...

Мнемотаблицы по развитию речи дошкольников
Мнемотехника – это система, которая включает в себя методы и приемы для запоминания в процессе обучения, это тексты в графическом виде. Применение методов мнемотехники рекомендуется начинать с...

Использование мнемотаблиц в развитии речи дошкольников.
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».К.Д. Ушинский....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья посвящена развитию связной речи детей с общим недоразвитием с помощью приемов мнемотехники. Описаны приемы мнемотехники, которые позволяют решать проблему.Ключевые слова: М...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПОРНЫХ СХЕМ И МНЕМОТАБЛИЦ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация. Статья посвящена развитию связной речи детей с общим недоразвитием с помощью приемов мнемотехники. Описаны прием...