"Звуки П-Т-К. Их дифференциация".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Фролова Светлана Владимировна

Тема: «Звуки П-Т-К. Их дифференциация»

Цель: закрепить навык четкого произношения звуков П-Т-К в слогах, словах, фразах.

Задачи:

1. Формировать умение дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звуки в слове, учить работать над предложением, анализу и синтезу слогов.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

3. Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпение.

Оборудование: картинки на заданные звуки, буквы П-Т-К, схема звуко-слогового анализа и предложения, касса букв, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход НОД:

1. Организационный момент: садится тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звуки П-Т-К.

2. Произнесение, сопоставление и характеристика звуков П,Т,К.

Давайте вспомним характеристику звука П – согласный, твердый, глухой. Звука Т - согласный, твердый, глухой. Звука К - согласный, твердый, глухой. Похожи ли звуки П,Т,К ? Чем?  - Похожи: все  согласные, глухие, твердые!

Но все-таки они различаются звучанием! И положением язычка и губ во время произнесения. Поэтому нам нужно научиться их различать. Это мы и будем сегодня делать.

3. Игра «Попугай»

Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.

ПА-ТА-КА                                   ПА-КА-ТА

ТА-КА-ПА                                   ТА-ПА-КА

КА-ПА-ТА                                   КА-ТА-ПА

(то же самое с гласными У, И).

4. А теперь попугайчики повторяют за мной словечко – и называют в этом словечке первый звук!!! Посмотрим, кто самый внимательный попугайчик!

ПЛИТА – П                          КОТ - К

ПАУК – П                            ПОПУГАЙ – П

КОНФЕТА – К                    ТАПКИ – Т

ТАНК – Т                             ТОПАТЬ - Т

КАЛИТКА – К                    КУХНЯ – К

ТАХТА – Т                           КУБИКИ – К

И др.

5. Игра «Потерялись маленькие слова»  договаривание предлога НА или ПОД:

Кот сидит … тахте.

Кот сидит … тахтой.

Кофейник стоит … столе.

Туфли стоят …диваном.

Книга лежит … столе.

Паук сидит … стене.

Толя едет … коне.

Павлин ходит.. тополем.

Катя стоит .. липой.

Попугай сидит ..ветке тополя.

6. Физминутка: «Считалочка»

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

Руки вверх подними!

Руки вниз опусти!

Руки шире разведи!

Делай раз, делай два,

Делай три!

7. Звуковой анализ и синтез слогов, работа с кассой:

А) анализ слогов ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ, ПИ, ТИ, КИ (можно одно слово – КИТ, ТАК, КОТ и др.)

Б) работа с разрезной азбукой – преобразование слогов:

ПА  → ТА → КА

8. Знакомство с буквами П-Т-К.

В каком замке будут жить буквы П-Т-К? Почему?

9. Звукослоговой анализ слова: ТУМАН, ПАУК

10. Составление схемы предложения: Толя положил кепку на полку.

11. Работа в альбоме № 1 О.С. Гомзяк, стр. 12

12. Итог занятия: Какие звуки мы учились различать? С какими буквами познакомились?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_p-t-k.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки П-Т-К. Их дифференциация»

Цель: закрепить навык четкого произношения звуков П-Т-К в слогах, словах, фразах.

Задачи:

1. Формировать умение дифференцировать эти звуки, выделять первый и последний звуки в слове, учить работать над предложением, анализу и синтезу слогов.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

3. Воспитывать самостоятельность, внимательность, терпение.

Оборудование: картинки на заданные звуки, буквы П-Т-К, схема звуко-слогового анализа и предложения, касса букв, рабочие тетради, цветные карандаши.

Ход НОД:

1. Организационный момент: садится тот, кто вспомнит слова, которые начинаются на звуки П-Т-К.

2. Произнесение, сопоставление и характеристика звуков П,Т,К.

Давайте вспомним характеристику звука П – согласный, твердый, глухой. Звука Т - согласный, твердый, глухой. Звука К - согласный, твердый, глухой. Похожи ли звуки П,Т,К ? Чем?  - Похожи: все  согласные, глухие, твердые!

Но все-таки они различаются звучанием! И положением язычка и губ во время произнесения. Поэтому нам нужно научиться их различать. Это мы и будем сегодня делать.

3. Игра «Попугай»

Давайте представим, что все вы превратились в маленьких попугайчиков. Я буду учить вас разговаривать. Кто лучше и правильнее всех повторит за мной, тот самый умный попугай.

ПА-ТА-КА                                   ПА-КА-ТА

ТА-КА-ПА                                   ТА-ПА-КА

КА-ПА-ТА                                   КА-ТА-ПА

(то же самое с гласными У, И).

4. А теперь попугайчики повторяют за мной словечко – и называют в этом словечке первый звук!!! Посмотрим, кто самый внимательный попугайчик!

ПЛИТА – П                          КОТ - К

ПАУК – П                            ПОПУГАЙ – П

КОНФЕТА – К                    ТАПКИ – Т

ТАНК – Т                             ТОПАТЬ - Т

КАЛИТКА – К                    КУХНЯ – К

ТАХТА – Т                           КУБИКИ – К

И др.

5. Игра «Потерялись маленькие слова»  договаривание предлога НА или ПОД:

Кот сидит … тахте.

Кот сидит … тахтой.

Кофейник стоит … столе.

Туфли стоят …диваном.

Книга лежит … столе.

Паук сидит … стене.

Толя едет … коне.

Павлин ходит.. тополем.

Катя стоит .. липой.

Попугай сидит ..ветке тополя.

6. Физминутка: «Считалочка»

Раз, два - выше голова!

Три, четыре - руки шире!

Пять, шесть - тихо сесть.

Руки вверх подними!

Руки вниз опусти!

Руки шире разведи!

Делай раз, делай два,

Делай три!

7. Звуковой анализ и синтез слогов, работа с кассой:

А) анализ слогов ПА, ТА, КА, ПУ, ТУ, КУ, ПИ, ТИ, КИ (можно одно слово – КИТ, ТАК, КОТ и др.)

Б) работа с разрезной азбукой – преобразование слогов:

ПА  → ТА → КА

8. Знакомство с буквами П-Т-К.

В каком замке будут жить буквы П-Т-К? Почему?

9. Звукослоговой анализ слова: ТУМАН, ПАУК

10. Составление схемы предложения: Толя положил кепку на полку.

11. Работа в альбоме № 1 О.С. Гомзяк, стр. 12

12. Итог занятия: Какие звуки мы учились различать? С какими буквами познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Конспект занятия "Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»"

Закрепление словаря по теме животные,формирование умения строить связное высказывание при анализе звуков...

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема: Звуки [Л] и [Л`] Этап дифференциации. «Такие разные животные»

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анал...

Игра "Различаем звуки [C] и [Ш] (слухопроизносительная дифференциация звуков, с элементами кинезиологии)

Чем полезна игра:•Развивает фонематический слух•Формирует фонематические представления•Учит детей различать звуки [С] и [Ш] на слух и в произношении•Активизирует словарь ребёнка&bu...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...