Методическая разработка Конспект НОД по речевому развитию на тему: "Рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Недосекина Людмила Леонидовна

Данный материал поможет педагогам систематизировать работу  по речевому развитию с детьми старшей группы. Цель: обобщить у детей имеющиеся знания по теме, закрепить умение составлять описательные рассказы о рыбах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы»                               для детей старшей группы (5-6 лет).

Образовательная область: Речевое развитие.
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие:
Развивать мышление, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приёмы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: картинки с изображением рыб, мнемотаблицы.
Предварительная работа: беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.


                                  Сообщение темы занятия

Дидактическая игра «Найди пару» (Дети заходят в группу, каждый ребёнок держит в руке одну рыбку. На столах разложены аналогичные рыбы. Дети садятся на места, согласно найденной паре рыбок)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? Отгадайте загадку: 

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Кто это?                                                                  

Дети: Рыбки.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации о рыбах, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Воспитатель: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся.
Воспитатель: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие.
Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос: Что ещё мы хотим узнать о рыбах? (ответы детей)                                               Воспитатель: Как много вы хотите узнать!
3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей).                                                Да, информацию можно получить из разных источников: энциклопедий, книг, интернета, спросить у взрослых.

   Дидактическая игра «Подберем слова-родственники к слову «рыба»                                    

Воспитатель: Как можно назвать маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка.
Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачок.
Воспитатель: Куда пошёл рыбак?
Дети: На рыбалку.
Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный. 
Воспитатель: А жир рыбы, какой?
Дети: Рыбий.
Воспитатель: Как называется посёлок, в котором живут рыбаки?
Дети: Рыбацкий.
Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

                               

                                  Физкультурная минутка «Рыбы» 
Рыбы плавают в реке, в Чёрном море, озерке
(волнообразные движения рук) 
Окунь, ёрш, карась, налим – все относятся к речным
(загибать пальцы) 
А ещё есть щука, лещ.
(ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща) 
В общем, - всех не перечесть.
(машут правой рукой) 
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь.
(гребут руками) 
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч.
(сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки) 
Даже есть такая рыба под названием игла
(руки вверх) 
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной.
(руки над головой, изображая крышу) 

Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица (показать).

Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живёт) Правильно, надо назвать место ее обитания.
В.: Эта группа рыб (показывает на картинке) где водится? (в реке)                                                                          - Как можно назвать рыб, которые живут в реке? (речные)

Воспитатель: А эти рыбы - где живут? (Показывает на картинку с морскими рыбами)

Дети: Они живут в море.                                                                                                               Воспитатель: Как они называются? (Морские)

Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (в аквариуме)                                                - Какие их можно назвать? (аквариумные)

Воспитатель: Третий пункт плана - описать рыбу, сказать, из каких частей она состоит.
И четвёртый пункт
плана - чем питается?

Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. 

Сегодня у нас будет работать три команды. Каждая команда рассматривает картинки (на столах), вместе составляете рассказ по плану. Капитан решает, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
(
Дети делятся на команды, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.)

После обсуждения команды собираются вместе.

Воспитатель: Послушаем первую команду.
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живёт в реке. Тело покрыто чешуей. У неё есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбёшками.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

Воспитатель: Послушаем вторую команду.

Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Послушаем третью команду.

Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперёд хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде)                                                                                                                                - В чём их различие? (Внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоёмах)
Воспитатель: Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.

                                     Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стихотворение, поработали в командах, составили рассказы. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?

Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У неё есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбёшками.
 

Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.

Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.

А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

Воспитатель: Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка конспекта по познавательно-речевому развитию

Цель:  создание оптимальных условий для развития речи детей посредством  игровых ситуацийЗадачи:Продолжать учить детей взаимодействовать и сотрудничать друг с другом; приобретать ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".

Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНСПЕКТА НОД ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ...

Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе.

Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию с использованием игровых технологий в подготовительной группе. Воспитатель: Паршина А.П. ГБДОУ детский сад № 106 Тема: «Зимние з...

Методическая разработка конспекта НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста "Зимняя одежда".

Конспект НОД по речевому развитию во второй группе раннего возраста на тему "Зимняя одежда"...

Методическая разработка конспекта ООД по "Речевому развитию" на тему: «9 мая – День Победы!» для детей подготовительной группы.

Программное содержание: -учить детей принимать участие в беседе, используя личный опыт; - закрепить знания детей о том,...