Воспитание и обучение детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы общеразвивающей направленности
материал по развитию речи

Орлова Екатерина Сергеевна

Особенности воспитания  детей с КИ и работы воспитателей над развитием речи в условиях группы общеразвивающей направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание и обучение детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы общеразвивающей направленности

Слух - важнейшее из человеческих чувств. С помощью акустического восприятия поддерживается тесная связь с окружающим миром.

Малыш, родившийся глухим, не слышит человеческих голосов, звучание музыки, звуков природы.  Этому ребёнку сложно адаптироваться в мире.

Кохлеарная имплантация (КИ) – это комплексная система мероприятий, направленная на полноценную социальную адаптацию детей и взрослых с глубокой потерей слуха. Она включает не только хирургическое вмешательство с целью восстановления слухового ощущения путем электрической стимуляции волокон слухового нерва, но, также, наиболее важным и длительным этапом, является реабилитация, основные задачи которой состоят в подключении речевого процессора и педагогической работе с имплантированными в разных направлениях. Поэтому, реабилитация ребёнка после КИ невозможна без полноценной работы по развитию речевого слуха.

В настоящее время КИ является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Система кохлеарной имплантации состоит из двух частей:

  • внутренняя (имплантируемая) часть содержит приёмник и цепочку активных электродов;
  • внешняя часть - речевой процессор, микрофон и радиопередатчик. Надевается на ухо и снимается во время сна или купания, как обычный слуховой аппарат.

Эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки, воспринимаемые через имплантат, искажены. Дети плохо слышат различия между звуками, а это ухудшает разборчивость речи. Они с трудом узнают голоса людей, медленно обрабатывают речь.

Требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет и зависит от возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи специалистов, воспитателей и их родителей.

В своей работе воспитатели могут руководствоваться методическими разработками профессора И.В.Королёвой, немецкого профессора П.Янн, Зонтовой О.В.

После обследования детей разрабатываются индивидуальные программы развития, где приоритетным направлением является содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Познание» и «Коммуникация».

Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия у детей с КИ

1. Ребенок должен постоянно носить КИ, и процессор КИ должен быть хорошо настроен.

2. При общении с ребенком лучше находиться со стороны импланта или перед ним. Благодаря тому, что педагог сидит и говорит близко к микрофону процессора, ребёнок слышит речь очень чётко. Если же ребёнок что-то не понял, он всегда может посмотреть на педагога.

3. Говорить надо чуть медленнее, отчетливо артикулируя, повторяя ключевые слова фразы, если ребенок не понял сказанное.

4. Следует постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторить услышанный звук с ребенком (произвести с ним действие). Это особенно важно в первый год после имплантации. Если ребенок услышал звук, надо научить его искать источник звука.

6. У маленьких детей важно стимулировать любые вокализации и попытки говорить, прося ребенка повторить произносимые вами слова или ответить на вопрос, давая ему образец ответа.

7. Важно постоянно закреплять сформированные навыки узнавания слов и предложений, соотнося с их значением, и проверяя понимание ребенком значений этих слов.

8. Надевать КИ ребенку следует в выключенном состоянии.

9. После включения процессора КИ мозг ребенка постоянно стимулируется окружающими звуками.

10. У детей младшего возраста необходимо следовать за вниманием, интересами и возможностями ребенка, развивая его умение слушать и узнавать звуки и речь, поощряя любое достижение ребенка.

Цель дошкольного обучения детей с КИ - предоставить максимум условий для индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей.

Подход к работе с детьми с кохлеарной имплантацией строится индивидуально под руководством дефектолога и логопеда.

При проведении работы соблюдаются следующие принципы:

  • коррекционная направленность обучения и воспитания;
  • принцип дифференцированного обучения;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность;
  • обучение от простого к сложному.

Также важно при работе с детьми, имеющими нарушение слуха, соблюдать определённые условия:

  • при разговоре педагог должен находится со стороны КИ;
  • темп речи слегка замедленный (напевный);
  • чёткая артикуляция;
  • многократное повторение слов и фраз;
  • предварительное привлечение внимания ребёнка к слушанию;
  • подчёркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;
  • выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);
  • интонационно окрашенная речь.

На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

НОД должна быть интересна ребенку и построена таким образом, чтобы он захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей с КИ эмоционально положительное отношение к игре, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной, речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию.

Эта среда меняет отношение детей с кохлеарными имплантами к образовательной деятельности: играя, они увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются.

У детей с КИ выявляется недостаточность словарного запаса. Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений слов. Развитие словаря (количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов) определяется первичной задачей обучения. Эта задача решается в НОД, совместной деятельности ребёнка и педагога, индивидуальной работе.

С целью овладения лексико-грамматическими формами языка, как основой речи, в группе должны быть организованы стенды, соответствующие лексической теме. У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово.

Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает.

Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.

Игры подбираются с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.

Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.  Схемы, мнемотаблицы, картинки с последующим развитием сюжета, сюжетные картины – эти дидактические пособия используем в организованной образовательной деятельности, в совместной и индивидуальной работе по развитию связной речи.

Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания.

С этой целью по каждой речевой теме подбираются пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю коррекционную гимнастику, НОД, физминутки и мини - разминки.

Словесное сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию интонационной выразительности речи, развитию слухового внимания и памяти, восприятию ритма речи.

Очень важно, для дальнейшей безопасности жизни, чтобы ребёнок с КИ научился узнавать окружающие звуки. Они помогают ориентироваться в пространстве, понимать, что происходит вокруг, и что делают взрослые люди. Для быстрого запоминания следует производить действие, которое этот звук вызывает (например, при включении крана обратить внимание на звук льющейся воды).

Развитие слухового восприятия

Звуки, к которым можно привлекать внимание ребёнка, при посещении ДОУ:

Движущаяся машина, тормозящая машина, звуковой сигнал машины, сирена машины, самолёт, шум ветра, гром, шум дождя, шум листьев; шаги, хлопанье в ладоши, смех, плач, кашель, чихание, усиленное дыхание, сопенье, цоканье языком, щёлканье пальцами, звуки при жевании, свист

  • различение звуков речи (сильно отличающихся по частоте, сходных по частоте),
  • различение и узнавание слогов,
  • определение наличия заданного звука в слове,
  • узнавание слова в слитной речи,
  • узнавание правильного слова среди «неправильных» вариантов этого слова,
  • определение места звука в слове,
  • подбор слова на заданный звук,
  • различение слов, похожих по звучанию.

Распознавание устной речи:

  • Расширение словарного запаса (ответы на вопросы, выполнение сложных поручений; наречия, междометия в речи),
  • грамматические представления (предлоги, наречия, союзы, «один и много», время глаголов).

Тренировка понимания вопросов.

Тренировка понимания многосоставных инструкций и высказываний.

Узнавание слов и предложений,  произносимых в быстром темпе, шепотом, разной высотой голоса.

Восприятие и понимание устных текстов.

Восприятие просодической информации в речи.

        Одним из этапов работы с имплантированными детьми является различение часто используемых слов и простых фраз.

С детьми необходимо работать над темами:  «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Транспорт», «Продукты», «Животные» и др.

            В результате работы по развитию слухового восприятия  и  умения пользоваться слухом на занятиях и в течение всего дня пребывания детей с КИ в детском саду, а также  большой работе родителей детей с КИ  по накоплению пассивного и активного словаря, у детей формируется естественная (как у слышащих сверстников), интонированная, выразительная речь.

Развитие связной речи:

В работе по развитию связной речи можно использовать комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком».

Это комплект методической литературы, необходимой для ребенка с нарушениями слуха, выполненный в мобильном формате, разработанный ведущими сотрудниками ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».

Рабочие тетради по развитию слухового восприятия, фонематического слуха и распознавания устной речи, а также настольно-печатные игры прекрасное развивающее пособие и значительный шаг к развитию слухового восприятия и устной речи у детей с КИ.

Речевое развитие детей с КИ является многоплановым процессом. В совместной деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой деятельности происходит постоянное общение таких детей со сверстниками и взрослыми людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь.

Приобретаемый опыт повседневного общения детей с КИ со слышащими сверстниками даёт больше шансов для их успешной социализации в мире слышащих.

   Реабилитация дошкольников с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью можно рассматривать подготовку для обучения в массовой школе.

           Кохлеарная имплантация – это шанс для ребёнка с нарушением слуха максимально приблизиться к нормально слышащим сверстникам, пусть не сразу, через несколько лет, но так, чтобы практически ничем не отличаться от них.  Эта возможность может  быть реализована только при условии ежедневных занятий по развитию речевого слуха и устной речи ребёнка и ежеминутного целенаправленного общения с ним.

Литература:

  1. Т.А.Малахова, С.Р.Абольянина «Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей» (журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2, 1912). 
  2. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. 4-е издание, дополненное/ И.В Королева. - СПб.:СПб НИИуха, горла, носа и речи, 2006.
  3. Королева И.В. Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации: Учебное пособие / И.В. Королева — Спб.: Спб. НИИ уха, горла, носа и речи, 2008.
  4. И.В.Королёва «Кохлеарная имплантация и дети. Все самое важное для родителей/ И.В. КоролеваСПб.:Умная Маша, 2010.
  5. И.В.Королёва, П.Янн «Дети с нарушением слуха».
  6. О.В. Зонтова Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом/ Науч. ред. проф. И.В. Королева. - СПб:Умная Маша,  2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Рабочая программа воспитания и обучения в детском саду для детей от 5 до 6 лет (группа общеразвивающей направленности)

Пояснительная записка        Рабочая программа разработана для старшей группы МКДОУ «Заводской детский сад» Солнышко» на основе «Программы воспитания и обучения в де...

Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.

Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...

Технология обучения детей после кохлеарной имплантации в условиях ДОУ

Консультация для педгогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»...

Консультация для педагогов "Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности"

Практикоориентированная консультация для педагогов, работающих в области речевого развития детей дошкольного возраста....