"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Каминская Елена Ивановна

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaminskaya.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Каминская Е.И.

"Невозможность видеть отделяет человека от вещей.

Невозможность слышать отделяет человека от людей"

Эммануил Кант

Слух - важнейшее из человеческих чувств. С помощью акустического восприятия поддерживается тесная связь с окружающим миром.

Малыш, родившийся глухим, не слышит человеческих голосов, звучание музыки, звуков природы.  Этому ребёнку сложно адаптироваться в мире.

В настоящее время кохлеарная имплантация является наиболее перспективным направлением реабилитации глухих и слабослышащих детей, так как обеспечивает значительную результативность при восприятии речи и звуков окружающего мира.

Система кохлеарной имплантации состоит из двух частей:

  • внутренняя (имплантируемая) часть содержит приёмник и цепочку активных электродов;
  • внешняя часть - речевой процессор, микрофон и радиопередатчик. Надевается на ухо и снимается во время сна или купания, как обычный слуховой аппарат.

Но эта сложная операция возвращает ребенку слух, но не учит его слышать. Звуки, воспринимаемые через имплантант, искажены. Дети плохо слышат различия между звуками, а это ухудшает разборчивость речи. Они с трудом узнают голоса людей, медленно обрабатывают речь.

        Требуется продолжительная  слухоречевая реабилитация, чтобы научить ребенка понимать обращённую к нему речь и говорить. Длительность реабилитации у детей с врожденной глухотой после кохлеарной имплантации составляет 3 – 5 и более лет и зависит от
возраста пациента в момент проведения операции и индивидуальных особенностей ребенка. Ежедневная коррекционная работа по развитию ребенка с КИ ложится на плечи специалистов, воспитателей и их родителей.
 

        В 2010 году к нам в группу поступили два ребёнка среднего возраста с диагнозом системное недоразвитие речи с тугоухостью, ОНР 1-2., после КИ. До этого времени мы никогда не работали с глухими и слабослышащими детьми. Изучив литературу о специфике работы обучения таких детей, мы руководствуемся в своей работе методическими разработками профессора И.В.Королёвой, немецкого профессора П.Янн, Зонтовой О.В.

        После обследования детей были разработаны индивидуальные  программы развития, где приоритетным направлением является содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей  «Познание» и «Коммуникация».

        Наша цель -  предоставить детям с КИ максимум условий для

индивидуального развития, максимального раскрытия индивидуальных возможностей.

        Подход к коррекционной работе с самого начала строился индивидуально под руководством учителя-логопеда, так как речевое развитие детей находилось на разном уровне (один ребёнок использовал в речи только слова, другой пользовался предложением из 2-3 слов).

        При проведении работы по коррекции речи соблюдаем следующие принципы:

  • коррекционная направленность обучения и воспитания;
  • принцип дифференцированного обучения;
  • систематичность и последовательность;
  • доступность;
  • обучение от простого к сложному.

        Также  важно было при работе со слабослышащими детьми соблюдать определённые условия:

  • при разговоре педагог находится со стороны КИ;
  • темп речи слегка замедленный (напевный);
  • чёткая артикуляция;
  • многократное повторение слов и фраз;
  • предварительное привлечение внимания ребёнка к слушанию;
  • подчёркивание (выделение голосом) ключевых слов во фразе;
  • выделение голосом наиболее тихих слов или частей слов в предложении (приставки, предлоги, окончания слов, безударные слоги);
  • интонационно окрашенная речь.

На развитие личности слабослышащего ребёнка большое влияние оказывает окружающее его пространство, слухоречевая среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.

В состав предметно-развивающей среды входит центр коррекции речи, представляющий собой специально оборудованное пространство для игр. Играя, дети с КИ получают разнообразные и меняющиеся впечатления. Вследствие этого происходит стимулирование, активизация и развитие аналитической, познавательной и  речевой деятельности.

Эффективность педагогического воздействия зависит и от позиции самого ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

        НОД должна быть интересна детям и построена таким образом, чтобы ребёнок захотел самостоятельно продолжить эту деятельность. Поэтому созданная эстетическая предметно-развивающая среда вызывает у детей с нарушенным слухом эмоционально положительное отношение к игре, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной познавательной, речевой и творческой деятельности, а также способствует интеллектуальному развитию.

        Эта среда меняет отношение детей с кохлеарными имплантами к образовательной деятельности: играя, они увлеченно занимаются, а значит, активно и быстро обучаются.

        У детей с КИ  выявляется недостаточность словарного запаса. Пассивный словарь шире активного. Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений слов. Развитие словаря (количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов) определяется первичной задачей обучения. Эта задача решается в НОД, совместной деятельности ребёнка и педагога, индивидуальной работе.

С целью овладения лексико-грамматическими формами языка как основой речи в речевом центре организован мини-музей, соответствующий лексической теме. У детей с КИ преобладает наглядно-действенное восприятие, то  есть показ предмета или картинки, обозначающей его, действует на ребёнка сильнее, чем слово. Поэтому обогащению словарного запаса детей помогают игры с экспонатами музея.

Процесс усвоения ребенком слов родного языка происходит одновременно с «исследованием» предметов, соответствующих этим словам. Ребенок предметы осматривает, трогает, ощупывает, поглаживает, прислушивается, как они звучат, некоторые пробует на вкус, нюхает. Во время рассматривания экспонатов мини-музея знакомим детей с  новыми словами так, чтобы они входили в их сознание через все пять чувств - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

        Важным условием в работе является использование дидактических игр. С их помощью дети с КИ качественно усваивают сложный дидактический и речевой материал. Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) активизируют  мыслительную речевую деятельность ребёнка. Кроме того, они предотвращают утомление, поддерживают у детей познавательный интерес, повышают эффективность коррекционной работы в целом.

Игры подбираются совместно с учителем – логопедом с учётом тематического планирования и индивидуальных особенностей детей с КИ.

Название игры

Цель игры

«Один - много»

закрепить умение образовывать существительные множественного числа

«Какой предмет лишний», «Назови кто (что) это?»

расширять словарь по теме, умение подбирать обобщающие слова

«Чего не стало?»

развивать внимание и зрительную память, активизировать словарь по теме

«Живые картинки»

закрепить умение согласовывать части речи

«Скажи какой (какая, какие)?»

употребление в речи имён прилагательных

«Шумовые коробочки»

развивать слуховое внимание

«Кто, что делает?»

обогащение лексического запаса детей словами-действиями (глаголами)

«Добавь слово»

закрепить умение классифицировать

«Посмотри вокруг», «Где сейчас машина»

закрепить умение употреблять предлоги

                

При прохождении лексических тем «Город», «Домашние птицы», «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Растения леса» в Логосреде оформляем фотовыставки. Фотографии отображают реальный вид предметов и живых существ. Это очень важно для слабослышащих детей. Фотографии прикрепляются для рассматривания и составления рассказов на магнитной доске, которая находится на уровне роста детей.

Очень эффективно использование в работе схем и мнемотаблиц для обогащения словарного запаса, отгадывания и загадывания загадок, составления описательных рассказов, заучивания стихов. Дети с КИ достаточно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Занимаясь по индивидуальной карточке (зрительная опора), ребёнок проговаривает последовательность действий, и задание выполняется легче, затруднений с каждым разом становится всё меньше. Схемы, мнемотаблицы, картинки с последующим развитием сюжета, сюжетные картины – эти дидактические пособия используем в организованной образовательной деятельности, в совместной и индивидуальной работе по развитию связной речи.

При закреплении произношения звуков и слов в коррекционной работе по заданию учителя-логопеда в старшем возрасте используем чтение. Детям с нарушенным слухом опора на рисунок буквы и написанное слово помогает запомнить, как они произносятся.

Глобальное чтение (чтение целыми словами) играет большую роль у слабослышащих детей в развитии языковой системы и речи. Читая слово,  ребёнок с КИ запоминает, как называется предмет.

Существует прямая зависимость между развитием речи ребёнка и координацией движений пальцев рук, поэтому развитию мелкой моторики рук уделяется много внимания. С этой целью по каждой речевой теме подобраны пальчиковые игры, которые включаются в утреннюю коррекционную гимнастику, НОД, физминутки и мини - разминки.  Словесное сопровождение этих игр способствует обогащению словарного запаса, развитию интонационной выразительности речи, развитию слухового внимания и памяти, восприятию ритма речи.

Очень важно, для дальнейшей безопасности жизни, чтобы ребёнок  с КИ научился узнавать окружающие звуки. Они помогают ориентироваться в пространстве, понимать, что происходит вокруг, и что делают взрослые люди. Для быстрого запоминания следует производить действие, которое этот звук вызывает (например, при включении крана обратить внимание на звук льющейся воды).

Звуки, к которым можно привлекать внимание ребёнка, при посещении ДОУ

.

Звуки группы

На прогулке

Транспорт, звуки природы

Звуки человека

Домофон, телефон, тиканье часов, магнитофон, щелчок включения и выключения света, стук в дверь, звук льющейся воды

Движущаяся машина, тормозящая машина, клаксон машины, сирена машины, самолёт.

Шум ветра, гром, шум дождя, шум листьев.

Шаги, хлопанье в ладоши, смех, плач, кашель, чихание, усиленное дыхание, сопенье, цоканье языком, щёлканье пальцами, звуки при жевании, свист, поцелуй.

        В коррекционной работе по развитию связной речи используем

комплект методических материалов «Занимаемся с Ушариком».

Это комплект методической литературы, необходимой для ребенка с нарушениями слуха, выполненный в мобильном формате, разработанный ведущими сотрудниками ФГУ «СПб НИИ уха, горла, носа и речи».

Рабочие тетради по развитию слухового восприятия, фонематического слуха и распознавания устной речи, а также настольно-печатные игры прекрасное развивающее пособие и значительный шаг к развитию слухового восприятия и устной речи у детей с КИ.

        Речевое развитие детей с КИ является многоплановым процессом. В совместной деятельности, при организации режимных моментов, в ежедневной бытовой и игровой деятельности происходит постоянное общение слабослышащих детей со сверстниками и взрослыми людьми, что также стимулирует развитие связной речи: обогащается словарный запас, формируется грамматически правильная речь.

        [Приобретаемый опыт повседневного общения детей с КИ со слышащими сверстниками даёт больше шансов для их успешной социализации в мире слышащих.]1

          Реабилитация дошкольников с  КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью можно рассматривать подготовку для обучения в  массовой школе.

Литература:

  1. Т.А.Малахова, С.Р.Абольянина «Особенности межличностных отношений обучающихся с проблемами слуха и нормально слышащих детей» (журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2, 1912)
  2. И.В.Королёва, П.Янн «Дети с нарушением слуха»
  3. И.В.Королёва «Кохлеарная имплантация и дети»
  4. Зонтова О.В. «Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Технология обучения детей после кохлеарной имплантации в условиях ДОУ

Консультация для педгогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации...

Методическая разработка.Развитие слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации.

Данная методическая разработка содержит практический  матераиал по работе над развитием слухового восприятия у детей с нарушением слуха, а так же у детей после кохлеарной имплатации....