Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации.
консультация

В статье отражены особенности в работе с ребенком после кохлеарной имплантации. Отражено с чего начинать логопедическую работу, а так же трудности, которые возникают в процессе работы по речевой реабилитации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_soprovozhdenie_posle_ki.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации.

Съёмщикова Лариса Аркадьевна (учитель – логопед)

 Кохлеарная имплантация ( КИ ) как эффективный метод слухоречевой реабилитации глухих детей активно развивается в России. Кохлеарная имплантация – операция, которая возвращает глухому ребёнку слух, но не учит его слушать, понимать, говорить. Ребёнок, получивший имплант, способен воспринимать практически полный спектр звуков, однако слышать звуки и пользоваться новыми возможностями автоматически он не способен – необходим длительный период по формированию речи, мышления, личности на основе появившихся возможностей. Такая длительная реабилитация предполагает:

- наличие речевой среды;

- регулярные занятия с сурдопедагогом и логопедом;

- обучение родителей развитию у ребёнка слуха и речи в ежедневных ситуациях общения.

При внешней простоте этих условий организация необходимой ребёнку реабилитации по месту жительства представляет серьёзную проблему. Не редко ребёнок живёт далеко от учреждений, в которых работают сурдопедагоги. В то же время в детских садах с нарушением слуха среди не говорящих детей ребёнок с КИ не получает необходимой ему речевой среды.

Оптимальным для таких детей является посещение логопедических групп детских садов, где ведётся систематическая коррекционная работа по развитию речи ребёнка. В логопедии разработаны эффективные методы работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями – моторной алалией, сенсомоторной алалией, дизартрией, артикуляторной апраксией. А большинство детей с нарушением слуха имеют речевые расстройства, как самостоятельные нарушения – либо как первичные (в результате поражения соответствующих центров мозга), либо как вторичные, вследствие нарушения развития двигательных (голосообразующих и артикуляторных) речевых центров. Поэтому логопедические методы очень помогают при работе с детьми после кохлеарной имплантации.

Необходимо подчеркнуть важные особенности в работе логопеда с детьми с КИ:

  1. Логопед, работающий с детьми с КИ должен иметь опыт работы с детьми с тяжёлыми расстройствами речи. Очень важно, чтобы он ознакомился с литературой по развитию слухового восприятия у слабослышащих, детей с нарушениями речи, детей с КИ.
  2. На начальном этапе использования КИ у не говорящего ребёнка вызывание звуков речи следует рассматривать, прежде всего, как процесс активизации его голосовой и артикуляторной деятельности. Наша цель в этот момент не столько добиться от него качественного произнесения конкретных звуков речи, сколько подтолкнуть его к появлению интонационно- модулированного лепета – фазе естественного предречевого развития, которую он пропустил из-за глухоты.
  3. Уделять много времени развитию просодических характеристик речи.
  4. Работая с детьми с КИ, логопед должен учитывать, что кроме проблем в развитии произносительных навыков, такие дети имеют ОНР 1 уровня (в лучшем случае – ОНР2 уровня). Это предполагает необходимость многолетней целенаправленной работы по формированию языковой компетенции ребёнка.  

При организации коррекционной работы с детьми после кохлеарной имплантации необходимо учитывать особенности восприятия звуков и речи у детей этой категории. Причины особенностей заключаются в следующем:

- звуки, передаваемые имплантом в слуховую систему, в определённой степени искажены, а пороги слуха составляют 25 – 40 дБ. Это означает, что звуки и речь, воспринимаемые с КИ, содержат меньше полезной информации и воспринимаются менее чёткими по сравнению с нормально функционирующей улиткой.

- кохлеарному импланту требуется время, чтобы закодировать и передать сигнал слуховому нерву, что обуславливает задержку воспринимаемых сигналов.

- у рано оглохшего ребёнка не сформированы слуховые центры мозга, в которых происходит обработка звуковой и речевой информации. Это проявляется в проблемах со слуховой памятью, вниманием, скоростью обработки речи.

- моноуральным восприятием. Кохлеарная имплантация проводится обычно на одно ухо, а взаимодействие двух ушей необходимо для локализации звука в пространстве, восприятия речи в шумных помещениях.

Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребёнка с кохлеарным имплантом, мы должны создать оптимальные условия для развития у него слуха и понимания речи. Вот они:

  1. Ребёнок должен постоянно носить имплант, процессор кохлеарного импланта, который анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов, должен быть хорошо настроен.
  2. Во время занятий следует исключить зашумлённость.
  3. При общении с ребёнком лучше находиться со стороны импланта.
  4. Прежде чем говорить с ребёнком, нужно привлечь его внимание к себе (особенно на начальных этапах использования кохлеарного импланта).
  5. Говорить с ребёнком слегка замедленным (напевным) темпом речи.
  6. Говорить простые слова и короткие фразы.
  7. Подчёркивать (выделять голосом ) ключевые слова во фразе.
  8. Многократное повторение одних и тех же слов и фраз.
  9. Речь, обращённая к ребёнку, должна быть интонационно окрашена.
  10. Необходимо выделять голосом наиболее тихие слова и части слов в предложении ( приставки, предлоги, окончания, безударные слоги)
  11. В процесс реабилитации должны быть вовлечены все люди, заботящиеся о ребёнке: родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки, педагоги и т.д.

С чего начинать коррекционную работу?

  1. Накопление в памяти слуховых образов слов.
  2. Узнавание неречевых звуков.
  3. Узнавание звукоподражаний.
  4. Узнавание тихих-громких звуков.
  5. Поиск источника звука.
  6. Узнавание звуков музыкальных инструментов.
  7. Узнавание  бытовых звуков (голоса родителей, скрип дверей, стук в дверь, стук ложки, звук льющейся воды, звук сыплющейся крупы и т.д)

При работе с ребёнком с КИ возникает ряд трудностей, которые также необходимо учитывать, особенно на начальном этапе  коррекции:

- ребёнок – «иностранец». Нарушена понятийная сторона речи. Ребёнок слышит обращённую к нему речь, но не понимает её.

- отсутствие интереса к звукам окружающего мира и речи.

- отсутствие мотивации к развитию речи.

- эмоционально – волевая незрелость.

- ЗПР.

- нарушение развития коммуникативных навыков.

- плохая долговременная память.

- ребёнок испытывает слуховую усталость.

Приведу пример. В логопедическую группу поступил ребёнок, которому была проведена кохлеарная имплантация в 3 года. До этого возраста у ребёнка не было никакого слухового опыта. Коррекционная работа велась по индивидуальной программе. При проведении индивидуальных занятий учитывались все перечисленные выше особенности восприятия звуков, речи, особенности памяти, мышления. При проведении индивидуальных занятий в средней группе была выработана следующая структура:

- повторение пройденного материала;

- развитие речевого дыхания;

- вызывание звуков речи (начинать надо со звуков раннего онтогенеза);

- развитие интонационно-ритмической структуры речи

 (начинаем с отдельных хлопков, затем присоединяем слоги);

- ввод нового лексического материала и развитие навыков чтения;

- чтение книжек ( простые сказки « Колобок», « Курочка-Ряба» и т.п), где ярко проиллюстрированы события.

В результате такой работы у ребёнка наблюдалась следующая динамика:

Начало года: понимание речи ограничено отработанным материалом, в экспрессивной речи присутствуют только вокализы, звукоподражаний нет, не понимает простых инструкций, испытывает слуховую усталость.

Конец года: увеличился пассивный словарь, возросла речевая активность, называет детей в группе по именам, стал усваивать множественное число существительных, отражённо повторять простые слова, типа: банан, тётя, пока, собака и т.п., воспроизводит ритмические рисунки, дифференцирует неречевые звуки, поставлены все звуки раннего онтогенеза.

В старшей и подготовительной группах структура занятий была усложнена, причём, в подготовительной группе ребёнок дал сильную динамику в речевом развитии и к индивидуальным занятиям прибавились подгрупповые. На подгрупповых занятиях ребёнок усваивал материал наравне со всеми детьми, задания формировались для ребёнка с учётом его основных особенностей. Пробелы восполнялись на индивидуальных занятиях.

Структура логопедического занятия в старшей и подготовительной группах:

- повторение пройденного материала.

- речь с движением.

- упражнения на развитие дыхательной и голосовой функций.

- постановка звуков.

- развитие фонематического восприятия и навыков фонематического анализа.

- развитие грамматического строя речи ( по онтогенезу).

- развитие навыка чтения.

Динамика речевого развития в подготовительной группе:

Начало года: понимание речи на низком уровне, отражённо повторяет звуковой образ слова, не пропорциональное развитие речи, как звуковой системы и речи, как лингвистической системы, читает простые слова, фонематический слух на стадии формирования.

Конец года: резкая активизация экспрессивной речи, поставлены все звуки, кроме «Л», выделяет заданный звук на фоне слова, доступен фонематический анализ простых слов, рассказывает простые стихотворения.

В идеале, конечный результат – это то, что ребёнок с КИ научится слышать, понимать, говорить, использовать речь для общения и познания окружающего мира.

В целом, исходя из положительного опыта работы, можно сделать вывод о том, что если ребёнок с нарушенным слухом, получивший современные высокотехнологичные способы слухопротезирования включён в систему инклюзивного образования, он способен овладеть языком и успешно включиться в социум.

Литература.

  1.  Королева И.В. « Развитие слуха и речи у глухих детей раннего и дошкольного возраста после кохлеарной имплантации»// учебно-методическое пособие, СПб, 2009
  2. Жукова О.С., Королёва И.В. « К вопросу о взаимодействии сурдопедагога и логопеда в реабилитации глухих детей после кохлеарной имплантации//Два века российской сурдопедагогики: Матер. Всероссийск. Конгресса сурдопедагогов.- СПб.: « Наука – Питер», 2006
  3. Королёва И.В. « Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлаерными имплантами» // СПб, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Психолого - педагогический аспект реабилитации детей после кохлеарной имплантации

После медико-технологического вмешательства ребенку требуется система реабилитационных мероприятий, которая должна осуществляться комплексно. В работу должны включаться разные специалисты : сурдопедаг...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.

Разработка адаптированной образовательной программы  дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...

Логопедическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации: проверенные методы и приемы для достижения максимальных результатов

В статье рассматриваются ключевые аспекты логопедического сопровождения детей после кохлеарной имплантации, включая этапы работы, методы и приемы, направленные на развитие слуха, речи и коммуникативны...