Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая родина – остров Сахалин» Остров сокровищ
план-конспект занятия (старшая группа)

Новик Елена Григорьевна

Воспитывать у детей чувства любви к малой Родине.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию

«Моя малая родина – остров Сахалин»

Остров сокровищ

Цель: Воспитывать у детей чувства любви к малой Родине.
Задачи:

Образовательные:        

  • Дать детям первичные представления о малой Родине.
  • Подводить детей к обобщению накопленных представлений о родном крае:  природе, природных богатствах Сахалина.

Развивающие:

  • Развивать воображение.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь и гордость за родной край, способствовать воспринимать красивое, умение заботиться о растениях и животных.
  • Воспитывать позитивное и бережное отношение к природе родного края.
  • Формировать у детей чувство осознания своего единства с окружающим миром.
  • Вызывать в детях чувство восхищения и гордости своим родным островом.
  • Формирование элементарной экологической культуры старших дошкольников.

Методы и приемы:

  • Практические: игровые упражнения, развивающие игры, двигательные упражнения.
  • Наглядные: рассматривание карты о. Сахалин, флага, показ слайдов.
  • Словесные: констатирующие и познавательные вопросы, беседа, рассказ воспитателя, художественное слово (загадки), объяснения.

Предполагаемые результаты:

Наличие у детей знаний о родном крае, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного области; возникновение стойкого интереса к острову, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Ход нод: Дети заходят в зал и встают полукругом лицом к гостям.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебное путешествие, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Воспитатель.  Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите, когда к вам приходят гости?

Дети. Да.

Воспитатель. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети.  Здравствуйте.
Утро настает, 
Солнышко встает. 
Мы собираемся, 
В добрый путь отправляемся. 
Присаживаемся на стульчики

Ход беседы:

Воспитатель читает стихотворение:

Много мам живет на свете,

Всей душой их любят дети,

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она!

Кто она? Отвечу я:

Родная мамочка моя!

Вопрос: Какая мамочка? – Родная!

Пояснение воспитателя:

Родная – значит, дорогая, близкая, любимая, милая.

Вопрос: А кого или что мы еще можем назвать родным?

Ответы детей: папа, брат, сестра, дядя, дом, детский сад, страна, город, край.

Обобщение: Место, где все родное и близкое по – другому можно назвать своей Родиной.

Воспитатель: У каждого из нас есть большая Родина – это наша большая страна. А как она называется? (Россия)

А есть еще малая Родина - это тот уголок России, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом, детский сад, город.

В: - Это место, где мы с вами родились и живём, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. Это маленький кусочек нашей огромной страны.

А вы знаете, как называется наша малая родина?

Дети. Сахалин

Воспитатель читает стихотворение: «Малая Родина»

Где-то в океане, там, где волны плещут,

Есть остров, хоть и маленький, но очень он чудесный.

Сам он в виде рыбки, есть хвост и голова.

И я о нем сегодня хочу вам рассказать.

Почему мы говорим, что это остров? (Со всех сторон омывается водой).

С одной стороны Охотским морем, с другой Татарским проливом.

– Вот какой наш остров (показ карты о. Сахалин). На что он похож? (На рыбу).

Даже флаг Сахалинской области символизирует море, он представлен в цвете морской волны, в центре которого изображен наш остров.

Ведущий. Красив и прекрасен наш край, наша малая Родина – остров Сахалин. А какие богатства Сахалина вы знаете, ребята?

Дети. Растения, ягоды, животные, газ, нефть, крабы, рыбы, вода, люди. Ведущий. Вы все правы, никто не ошибся. Даже мы с вами – богатство Сахалина.

Воспитатель - Ребята, мир, в котором мы живем, полон тайн и чудес. Кто из вас любит чудеса и хотел бы сегодня с ними встретиться — поднимите руку! Прекрасно, я вижу, у нас очень любознательные ребята. Сейчас мы с вами отправимся на встречу с чудесами. 
А куда — я думаю, вы догадаетесь, посмотрев на меня...

воспитатель прикладывает к уху ракушку.

Кто знает, что я слышу сейчас?

Д е т и: Шум моря.

Воспитатель - Конечно, правильно. Итак. Мы с вами отправляемся к морю

Физминутка «Море»

Море очень широко, (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья, (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить — нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Вот какое море

Без конца и края,

На песчаный берег

Волны набегают.

Перестанет ветер

На море сердиться —

Станет видно, кто там

В глубине таится.

А сейчас игра на внимание. Скажите. А какое самое главное богатство Сахалина?

А чтобы нам узнать, надо собрать пазлы – рыбы (горбуша, таймень)

Правильно вы справились с заданием.

одним из главных богатств Сахалина является рыба, которую называют серебром нашего острова. Самая распространенная рыба семейства лососевых - горбуша, а эта рыба включена в красную книгу сахалинской области - таймень.

Сахалинский таймень. Является древнейшим лососем на Земле. Самый длинный превышает два метра.

Игра для участников команд «Веселые рыбки» (используются маски-шапочки) Ход игры Дети-рыбки становятся в круг с колокольчиками в руках, в середине круга – рыбак с удочкой. Рыбак закрывает глаза. Один из детей по указанию ведущего звонит в колокольчик. С помощью слов (справа, слева, спереди, сзади) рыбак должен объяснить, где проплыла рыбка.

Следующая игра называется «Собери вещи для рыбалки» Ход игры Игрокам необходимо выбрать то, что понадобится для рыбалки.

Ребята, а вот и сказочный подводный лес, полный сказок и чудес. Дети присаживаются на стульчики.

Сейчас я вам расскажу «Историю одной звезды»

Педагог показывает сказку на магнитной доске, используя персонажи: Морская Звезда, Морской Еж, Нептун, Небесная Космическая Звезда, Черный Морской Еж, чернильное пятно, ракушка.

Сказка «Мечта»

Рассказывают, будто бы много лет назад в морской пучине не было морских звезд, звезды были только в космосе. И жила-была там, одна необычная Звездочка. Она отличалась от своих братьев и сестер космических звезд тем, что была очень любопытна. Каждую ночь она разглядывала свое отражение на морской поверхности. Когда Звездочка дотрагивалась своим лучом до воды, то тоненький лучик вздрагивал от этого прикосновения. «Какая она холодная! Совсем как я», — думала Звезда. «Что же там скрывается за этой зеленовато-синей пеленой? — задавала себе вопрос Звездочка. — Кто там живет?»

И она решила обязательно побывать в таинственной среде. Но кто поможет мне попасть туда? Решила Звездочка обратиться за помощью к морскому царю Нептуну. Он каждую ночь появлялся на поверхности моря и осматривал водные просторы. «Помоги мне, царь морской. Сделай меня подводной звездой, а за это мои братья и сестры будут светить еще ярче, чем раньше».

Что касается морского царя, то ему нравились очень любопытные, и он охотно превратил небесную звезду в морскую.

А кого встретила звезда мы узнаем, отгадав загадки:

Вот, ребята, луноход

По камням на дне ползет.

Он антенну выставляет,

Клешнями нам угрожает,

Перископами глядит,

Ножками спешит, спешит.

Я свободен, я не раб,

Догадались кто я?          Краб!

Да, я краб, передвигаюсь боком, но я бегаю быстро. Не всякий за мной угонится, у меня пять пар ног, я расту всю жизнь, сбрасываю старый панцирь, и у меня вырастает новый.

И повстречала звездочка краба и спрашивает

Скажи, пожалуйста, Краб, что тебе нужно, чтобы жить в море?

К р а б. У меня много приспособлений для жизни в море. Например, мой крепкий панцирь. Но самое главное для меня — мощные клешни для добычи и разделки пищи. Я люблю вкусно поесть.

Я весь, как черный шарик,

Колючками оброс,

Но от меня не ждите

Нападок и угроз.

По дну ползу неспешно

И камешки скребу,

Растительную пищу

Съедаю на ходу.

Иголки очень острые —

Меня ты не тревожь,

Иначе пожалеешь,

Ведь я колючий…Морской Еж!

Умею, как ракета,

В воде я проплывать

И, если вдруг придется,

По воздуху летать.

Я мягкий и изящный

И в мантию одет.

Своим уменьем плавать

Я поразил весь свет.

Пущу пятно чернильное —

Мрак, ужас и кошмар.

И не поймает враг меня,

Ведь ловкий я…Кальмар!

Звезда - Ой, Акула совсем рядом!

К а л ь м а р. Но она меня все равно не поймает.

Звезда - Почему же?

К а л ь м а р. При опасности я выпускаю чернильное пятно, которое расплывается по воде, и становится темно, как ночью, и ничего не видно.

А это осьминог, друг кальмара, тело осьминога состоит из туловища и головы. На голове у них растут щупальца-руки, которые называют также и ногами, потому что животные ходят на них по дну, словно на ходулях.

Осьминога называют - Хамелеон морей

Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет «окружающей» их местности — это еще одно их приспособление. Однажды одного осьминога положили на газетный лист, и он моментально изменил окраску, сделавшись полосатым, в белую и черную полоску. Не правда ли, загадочное существо? Сливаясь по цвету с окружающими скалами и кораллами, он спасает себя от опасности.

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Маскировка»

Каждому ребенку дается карточка с изображением двуцветного осьминога, например: красно-коричневого, черно-желтого, оранжево-желтого, желто-коричневого, оранжево-коричневого, черно-красного.

На ковре лежат двуцветные квадраты, соответствующие цветам двуцветных осьминогов. Необходимо подобрать к окраске осьминога квадрат.

Так и поселилась нежно-сиреневая красавица на дне, с тех пор звезды стали светить ярче прежнего, озаряя поверхность воды. Скучала ли Звездочка по братьям и сестрам, что она чувствовала? Об этом не знает никто.

Вскоре она затерялась среди других морских обитателей. И наверняка ей снились космические сны. Правда это или нет, нам стоит только догадываться…

 Наше путешествие по морю подошло к концу.

Остров Сахалин расположен на живописном берегу охотского моря, которое является частью самого большого на Земле и самого загадочного океана — Тихого. Такого острова нет больше ни в одной стране мира, — это подтвердит любой приезжающий сюда человек. Практически всем мы обязаны морю, вся жизнь связана с ним. Мы очень хотим сохранить красоту и уникальность нашего острова. Для этого нужно, чтобы каждый житель и, конечно же, вы все — ребята, — гордились нашим островом и не наносили вреда природе  и его обитателям, ведь в сущности, нанося вред природе каждый наносит вред прежде всего себе.

И сейчас мы поиграем в игру «Очистим пляж».

обратите внимание на этот маленький уголок морского берега. Что здесь лишнее? (Обратить внимание детей на магнитную доску с изображением замусоренного морского побережья.)

Детям предлагается почистить пляж. Для этого каждый участник подходит к магнитной доске и убирает то, что считает ненужным

Мы, взрослые, надеемся, что вы, ребята, будете любить свой край, беречь природу, заботиться о ней и уважать ее. А главное, помните: мы с вами – частичка родной природы

Без нашей любви, внимания, заботы природе придется тяжело. Потому что все знают, что природа – это наш общий дом, который мы должны беречь и защищать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»

План-конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию «Моя малая Родина – Псебай»...

Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет) «Моя малая Родина - Оренбург»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литер...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Моя малая родина»

Задачи: -Продолжать знакомить детей с малой родиной - п. Березовкой, воспитывать любовь к ней;- Обогащать знания детей о поселке, о местном фольклоре....

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию "Путешествие на остров"

Конспект занятия  предназначен для старшего дошкольного возраста. Конспект можно использовать как для проведения образовательной деятельности по математике так и для занятий по познавательному ра...

Конспект занятия в старшей группе ( 5 – 6 лет)«Моя малая Родина»

Конспект занятия   в старшей группе (5 – 6 лет)по нравственно – патриотическому  воспитанию:«Моя малая Родина» Цели: дать детям  представление, что так...

Конспект ОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Что мы Родиной зовем?»

Конспект для детей старшего возраста программы "Мы Кубанцы"...

Конспект ОД для старшей группы по познавательному развитию «Моя малая Родина»

Воспитание патриотических чувств к своей малой Родине...