Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет
картотека по развитию речи (средняя группа)

Елена Викторовна Зонова

         Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова

 Цель:
          1. Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи.

2. Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления.

3. Активизация временных понятий в словаре ребенка.

4. Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий.

5. Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа.

6. Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использованием глаголов с приставками.

7. Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_myachom.docx78.32 КБ
Файл slovesnye_igry_myachom.docx78.32 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Карымкарская «СОШ»

Структурное подразделение детский сад

Словесные игры  с мячом

в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет

http://razviv.mobkot.ru/wp-content/uploads/sites/7/2017/06/jeL-hkiZFg.jpg

                                                                         Воспитатель Зонова Е. В.

2020 г.

Детские игры, потешки, загадки, считалки, песни, сказки и пословицы с использованием грамматического содержания, способствуют стимулированию развития детской речи; расширению активного словарного запаса ребенка, а также воспитывают у него чуткость к звуковой форме слова.
        На развитие детской речи, развитие мышления ребенка непосредственное влияние оказывает овладение малышом грамматических категорий (места, времени, причины). Поэтому, занимаясь со своим чадом, не забывайте про игры на логическое мышление, например, «Найди лишнее».
        Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова

 Цель:
         1. Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи.

2. Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления.

3. Активизация временных понятий в словаре ребенка.

4. Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий.

5. Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа.

6. Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использованием глаголов с приставками.

7. Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Сегодня нас интересует, как применить мяч для улучшения речевой деятельности дошкольников. Поскольку все, чему мы обучаем деток в детском саду, происходит через игру и только игру, резиновый или пластмассовый шарик на занятиях играет роль игрового атрибута, отвлекая ребенка от необходимости заучивать.

 Освоение новых знаний происходит незаметно, приятно. Если есть дефекты речи, который нужно исправить, то мяч служит отвлекающим моментом.

Ребенок, увлеченный мячом, расслабляет аппарат речи и легче переступает через условные преграды. Кроме того, забавы с чем-то круглым и ярким включают непроизвольное внимание, и одновременно активизирует произвольное внимание.

Представьте, как активно задействуются сразу несколько моментов: услышать вопрос, поймать, сообразить, ответить, бросить обратно!

«Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»

Цель: закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов; развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово - шарик.

Слова можно сгруппировать по сходству окончаний:

Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.

«Кто чем занимается?»


         Цель: закреплять знания детей о профессии; обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры

         Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч , должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.
         Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

                            «Лови да бросай — цвета называй»


           Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет; закреплять названий основных цветов; развитие воображения у детей.
                                                  Ход игры

            Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Воспитатель: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.


                                        «Что бывает круглым?»


                Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных;  развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры

Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...).
  2.  Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...).
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...).
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...).
  5.  Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...).
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...).
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...).
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...).
  9.  Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...).
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...).
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  12.  Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...).


«Один — много»


         Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.


Ход игры

Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры: Стол - столы двор — дворы, нос — носы гора — горы, нора — норы,  мост —мосты ,дом — дома, глаз — глаза луг — луга ,город — города, провод — провода ,холод — холода ,день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы ,ухо — уши ,стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки ,кусок — куски ,кружок — кружки,  дружок — дружки ,прыжок — прыжки, утенок — утята ,гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

«Где мяч?»


         Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве;  закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.

Ход игры

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...).

«Утро, день, вечер, ночь»


         Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
                                                 Ход игры

 Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. «Что ты делал утром? «, «Что ты делал вечером?»,  «Назови «соседей» утра»,  «Сначала вечер, а потом?..»,  «Назови пропущенное слово (Мы завтракаем утром, а обедаем...)».

«Я спрошу, а ты ответишь»

Цель: закрепление пройденного материала  

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос, ребенок отвечает, бросает мяч обратно воспитателю.

Вариант 1. Взрослый называет природное явление, а ребенок -  время года. Например:

-Снег идет… (зимой);

-Радуга на небе… (летом);

-Желтые и красные листья на деревьях… (осенью);

-Скворец несет веточки в скворечник… (весной); и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

-Воспитатель: Насекомые — это ...

-Дети:... муха, комар, ...

-Воспитатель: Рыбы — это ...

-Дети:.. карась, щука,... 

Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

-Воспитатель: Муха, комар — это ...

-Дети:... насекомые.

-Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...

-Дети:... рыбы.

                                      "Назови одним словом"

Цель: закреплять обобщающие понятия;

Ход игры

Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.

                                    «Животные и их детеныши»


           Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
                                                       Ход игры

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Детенышей: у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.


                               «Что происходит в природе?»


         Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
                                           Ход игры

          Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Воспитатель: Дети Солнце — что делает? Светит, греет.  Ручьи — что делают? Бегут, журчат.  Снег — что делает? Темнеет, тает.  Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни. Капель— что делает? Звенит.  Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

                                               Игра «Кто кем был?» 


            Цель: развитие мышления; расширение словаря; закрепление падежных окончаний. 
                                                   Ход игры

            Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект: цыпленок — яйцом ,лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем ,рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей.

«Из чего сделано?»


          Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

                                                         Ход игры

        Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает: «Кожаные».  Воспитатель: Рукавички из меха... Дети: Меховые ; Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

                              «Месяцы и их последовательность»


           Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры

        Дети и воспитатель встают в круг,  воспитатель с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Величина»

        Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры

       Воспитатель говорит: « Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.

Например: Взрослый: Длинный - Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

                                    «Доскажи словечко»

        Цель: развивать слуховое внимание, правильно подбирать животных, птиц, и т. д, подходящих по описанию.

Ход игры

         Воспитатель читает стих не договаривая последнее слово, бросает мяч ребёнку, тот ловит мяч и заканчивает стих.

Могут в речке 
Плавать сутки
Непоседливые ….(утки)

  «Му и му»
  Одно лишь слово
  Говорит всегда …..(корова)


Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зерна?
Говори же не робей-
Это храбрый….. (воробей)


Для желторотых крошек
 Весь день носил он мошек,
Заботливый отец!
Зовут его….. (скворец )


Он не любит свет  дневной.

Проживает  по землёй
Землю роет, роет-роет.

          Каждый день метро он строит ….(крот)


            В луже место занимает
            И ложится на бочок.
            Пуговку напоминает
            Розоватый пятачок ….(свинья)


           В дом родной они спешат,
           Озабоченно жужжат.
           Из садов, с полей приносят
           Сладость, воск и аромат….. (пчелы)



Предварительный просмотр:

МКОУ «Карымкарская «СОШ»

Структурное подразделение детский сад

Словесные игры  с мячом

в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет

http://razviv.mobkot.ru/wp-content/uploads/sites/7/2017/06/jeL-hkiZFg.jpg

                                                                         Воспитатель Зонова Е. В.

2020 г.

Детские игры, потешки, загадки, считалки, песни, сказки и пословицы с использованием грамматического содержания, способствуют стимулированию развития детской речи; расширению активного словарного запаса ребенка, а также воспитывают у него чуткость к звуковой форме слова.
        На развитие детской речи, развитие мышления ребенка непосредственное влияние оказывает овладение малышом грамматических категорий (места, времени, причины). Поэтому, занимаясь со своим чадом, не забывайте про игры на логическое мышление, например, «Найди лишнее».
        Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова

 Цель:
         1. Развитие мышления и воображения, развитие памяти и, конечно, развитие речи.

2. Обогащение активного словаря ребенка за счет наречий, развитие логического мышления.

3. Активизация временных понятий в словаре ребенка.

4. Закрепление формы сравнительной степени качественных прилагательных и наречий.

5. Закрепление понятия мужского, женского, среднего рода и формы множественного числа.

6. Активизация употребления в речи ребенка слов-антонимов, с использованием глаголов с приставками.

7. Развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Сегодня нас интересует, как применить мяч для улучшения речевой деятельности дошкольников. Поскольку все, чему мы обучаем деток в детском саду, происходит через игру и только игру, резиновый или пластмассовый шарик на занятиях играет роль игрового атрибута, отвлекая ребенка от необходимости заучивать.

 Освоение новых знаний происходит незаметно, приятно. Если есть дефекты речи, который нужно исправить, то мяч служит отвлекающим моментом.

Ребенок, увлеченный мячом, расслабляет аппарат речи и легче переступает через условные преграды. Кроме того, забавы с чем-то круглым и ярким включают непроизвольное внимание, и одновременно активизирует произвольное внимание.

Представьте, как активно задействуются сразу несколько моментов: услышать вопрос, поймать, сообразить, ответить, бросить обратно!

«Мячик маленький поймай, да словечком приласкай»

Цель: закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов; развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры

Взрослый, бросая мяч ребенку, называет первое слово, например, шар, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово - шарик.

Слова можно сгруппировать по сходству окончаний:

Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики.

«Кто чем занимается?»


         Цель: закреплять знания детей о профессии; обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры

         Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч , должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Воспитатель: строитель - Дети: строит; повар (варит (готовит); носильщик (носит); чертежник (чертит); рабочий (работает); уборщица (убирает) художник (рисует) и т.д.
         Вариант 2. Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

                            «Лови да бросай — цвета называй»


           Цель: учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет; закреплять названий основных цветов; развитие воображения у детей.
                                                  Ход игры

            Воспитатель, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Воспитатель: красный - Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый - слива, сирень, сумерки.


                                        «Что бывает круглым?»


                Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных;  развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры

Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня...).
  2.  Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур...).
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф...).
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье...).
  5.  Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь...).
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко...).
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли...).
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка...).
  9.  Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока...).
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок...).
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  12.  Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей...).


«Один — много»


         Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.


Ход игры

Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.

Примеры: Стол - столы двор — дворы, нос — носы гора — горы, нора — норы,  мост —мосты ,дом — дома, глаз — глаза луг — луга ,город — города, провод — провода ,холод — холода ,день — дни, пень — пни, сон — сны, лоб — лбы ,ухо — уши ,стул — стулья, кол — колья, лист — листья, перо — перья, крыло — крылья, дерево — деревья, носок — носки, чулок — чулки ,кусок — куски ,кружок — кружки,  дружок — дружки ,прыжок — прыжки, утенок — утята ,гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, тигренок — тигрята, слоненок — слонята.

«Где мяч?»


         Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве;  закрепление в речи детей правильного употребления предлогов.

Ход игры

Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом...).

«Утро, день, вечер, ночь»


         Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.
                                                 Ход игры

 Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу), дети отвечают на вопросы ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. «Что ты делал утром? «, «Что ты делал вечером?»,  «Назови «соседей» утра»,  «Сначала вечер, а потом?..»,  «Назови пропущенное слово (Мы завтракаем утром, а обедаем...)».

«Я спрошу, а ты ответишь»

Цель: закрепление пройденного материала  

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку задает вопрос, ребенок отвечает, бросает мяч обратно воспитателю.

Вариант 1. Взрослый называет природное явление, а ребенок -  время года. Например:

-Снег идет… (зимой);

-Радуга на небе… (летом);

-Желтые и красные листья на деревьях… (осенью);

-Скворец несет веточки в скворечник… (весной); и т.д.

Вариант 2. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети — слова, относящиеся к данному значению.

-Воспитатель: Насекомые — это ...

-Дети:... муха, комар, ...

-Воспитатель: Рыбы — это ...

-Дети:.. карась, щука,... 

Вариант 2. Воспитатель называет видовое понятие, а дети обобщающее слово.

-Воспитатель: Муха, комар — это ...

-Дети:... насекомые.

-Воспитатель: Золотая рыбка, карась — это ...

-Дети:... рыбы.

                                      "Назови одним словом"

Цель: закреплять обобщающие понятия;

Ход игры

Воспитатель называет несколько предметов, предлагает назвать их одним словом и бросает ребенку мяч. Например: "Сорока, ворона, синица, воробей, грач. Кто это?" Ребенок отвечает на вопрос и бросает мяч взрослому.

                                    «Животные и их детеныши»


           Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. 
                                                       Ход игры

Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Детенышей: у медведя — медвежонок, у верблюда — верблюжонок, у волка — волчонок, у зайца — зайчонок, у кролика — крольчонок, у белки — бельчонок, у коровы — теленок, у лошади жеребенок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок, у курицы — цыпленок, у собаки — щенок.


                               «Что происходит в природе?»


         Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. 
                                           Ход игры

          Воспитатель, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Воспитатель: Дети Солнце — что делает? Светит, греет.  Ручьи — что делают? Бегут, журчат.  Снег — что делает? Темнеет, тает.  Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни. Капель— что делает? Звенит.  Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги.

                                               Игра «Кто кем был?» 


            Цель: развитие мышления; расширение словаря; закрепление падежных окончаний. 
                                                   Ход игры

            Воспитатель, бросая мяч кому-либо из детей, называет животное, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект: цыпленок — яйцом ,лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем ,рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей.

«Из чего сделано?»


          Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

                                                         Ход игры

        Воспитатель, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч воспитателю, отвечает: «Кожаные».  Воспитатель: Рукавички из меха... Дети: Меховые ; Тазик из меди... Медный; Медвежонок из плюша... Плюшевый; Рукавички из шерсти... Шерстяные; Стакан из стекла... Стеклянный; Ваза из хрусталя... Хрустальная. Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

                              «Месяцы и их последовательность»


           Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры

        Дети и воспитатель встают в круг,  воспитатель с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март...». Вместо следующего месяца, воспитатель называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

«Величина»

        Цель: Уточнить представление детей о величине предметов, учит находить сходство предметов по признаку величины.

Ход игры

       Воспитатель говорит: « Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.

Например: Взрослый: Длинный - Ребёнок: Дорога, лента, верёвка и т.д.

                                    «Доскажи словечко»

        Цель: развивать слуховое внимание, правильно подбирать животных, птиц, и т. д, подходящих по описанию.

Ход игры

         Воспитатель читает стих не договаривая последнее слово, бросает мяч ребёнку, тот ловит мяч и заканчивает стих.

Могут в речке 
Плавать сутки
Непоседливые ….(утки)

  «Му и му»
  Одно лишь слово
  Говорит всегда …..(корова)


Отгадай-ка, кто проворно
Ищет крошки, ищет зерна?
Говори же не робей-
Это храбрый….. (воробей)


Для желторотых крошек
 Весь день носил он мошек,
Заботливый отец!
Зовут его….. (скворец )


Он не любит свет  дневной.

Проживает  по землёй
Землю роет, роет-роет.

          Каждый день метро он строит ….(крот)


            В луже место занимает
            И ложится на бочок.
            Пуговку напоминает
            Розоватый пятачок ….(свинья)


           В дом родной они спешат,
           Озабоченно жужжат.
           Из садов, с полей приносят
           Сладость, воск и аромат….. (пчелы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения и словесные игры, их роль в развитии речи детей 4-5 лет

Очень важно проводить артикуляционную гимнастику, которая подготовит артикуляционный аппарат малыша к овладению звуками речи. Такая гимнастика обычно проводится на начальном этапе работы. Она нужна дл...

Словесные игры, их влияние на развитие речи детей.

Дошкольный возраст считается возрастом игры. Дети играют всегда и везде, в одиночку и с друзьями, с родителями и со сверстниками. Бег наперегонки, постройка башен из кубиков, шитье платьев для к...

Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Словесные игры  с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощ...

Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста»

укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики, словесных игр, в работе с детьми....

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...