КАРТОТЕКА "Речевой материал по лексико-грамматическим темам"
картотека по развитию речи

Тополевская Светлана Петровна

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoy_material.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

                           РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

        ПО ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИМ ТЕМАМ

                         ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                Осень.

1. Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы и листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов.

2.  К названию предмета (кто это? что это?) подобрать слова, обозначающие действия (глагольный словарь): что он, она (они) делает (делают)?

     Листья — распускаются, растут, летят, кружатся, опадают, зеленеют, желтеют, краснеют.

    Тучи собираются, плывут, летят.

3. Подобрать приставочный глагольный словарь.

     Птицы улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают.

4.  Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными.

     Мой лист, зонт, стул. Моя сумка, чашка, шапка. Мое блюдце, яблоко, ведерко.

5.  Подобрать иллюстрацию к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжету картинки.

     Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем различаются ранняя и поздняя осень?

                                                       Овощи.

1. Показать и назвать овощи. (Капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.)

2. Закрепить образование уменьшительной формы имен существительных (назвать большой и маленький предметы): помидор помидорчик, огурец огурчик, морковь морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок чесночок и т.д.

3. Закрепить умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. настоящего времени.

      Коля, чисть морковку Коля чистит морковку.

      Таня, мой свеклу Таня моет свеклу.

4. Подобрать иллюстрации или продемонстрировать действия и ответить на вопросы: кто это? Что он (она) делает?

    Девочка собирает помидоры.

    Мальчик выкапывает картошку.

5. Задавать друг другу вопросы и отвечать на них: Что ты Делаешь? Что делает Таня?

6. Выучить 2 — 3 загадки по теме.

                                                  Фрукты.

1.  Вспомнить и назвать фрукты. (Апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград.)

2.  Закрепить образование мн.ч.им. сущ.:

       апельсин — апельсины, банан — бананы.

3. Уметь употреблять сочетания притяжательных местоимений с существительными, отвечая на вопросы: чей? чья?

         Мой апельсин твое яблоко. Мои бананы твои лимоны.

4.  По предложенным иллюстрациям отвечать на вопросы: кто это? Что делает?

      Девочка срывает яблоки. Мальчики кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко мальчику.

5.Выучить 2 — 3 загадки по выбору ребенка и исходя из его речевых возможностей.

                                              Посуда.

1.  Показать и назвать: чашка — кружка — стакан, миска тарелка

      блюдце.

2. Образовать уменьшительную форму имен существительных. Назвать ласково    

    предметы: стакан — стаканчик, миска — мисочка, ложка — ложечка.

3.  Составить предложения по демонстрации действий или по предметным

     картинкам, употребляя притяжательные местоимения.

     У Вовы красная чашка. У Тани глубокая тарелка. Моя чашка большая. Твоя чашка красная.

                                            Продукты питания.

1.  Показать, назвать мясные, молочные, рыбные продукты; мучные,

      кондитерские изделия.

2. Подобрать глагол: рыбу на сковороде... (жарят), в кастрюле... (варят), в духовке... (запекают).

3.  Составить словосочетания (притяжательные местоимения с

     существительными): мой рогалик, моя булочка, мое печенье.

4. Изменить существительные по падежам.

    (Дидактические игры «Чего не стало?», «Что я вижу?», «Чем угостим  

    медвежонка?», «Кто чем любит лакомиться?».)

5. Составить простые предложения по вопросам: какую пищу можно есть в

   сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что

    делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот?

                                        Сезонные одежда и обувь.

1.  Показать, назвать одежду, обувь, которую носят летом, осенью, зимой,

     весной.

2. Подобрать приставочные глаголы. Закончить предложения.

    У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... .

   Таня хочет дырку в кармане....

   Юбка очень широкая, ее надо... .

3.  Образовать существительные с помощью уменьшительных суффиксов.

     У Томы шапка, а у куклы — ... .

    Лена носит юбку, а кукла - .. .

4. Составлять простые предложения по демонстрации действий, по сюжетным

     картинкам: «Оденем куклу на прогулку», «Как Толя собирается в детский

      сад».

5. Заучить короткие тексты. Заучить текст «Не замерзни, Лидочка!» после

     составления предложений по демонстрируемым действиям или с помощью

     фигурок на фланелеграфе.

    Мама одевает Лиду. Мама Лиде говорит: «Смотри, Лидочка, не замерзни!

   Варежки не снимай. Шарф не развязывай».

                               Домашние животные, их детеныши.

1. Показать и назвать домашних животных и их детенышей, части тела

    животных: корова, бык, теленок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок;

    кошка, кот, котенок; лошадь, конь, жеребенок.

2. Образовать уменьшительные формы имен существительных:

    лошадь лошадка, теленок теленочек.

3. Образовать приставочные глаголы: привел, вывел, подвел, отвел; приходит,  

    уходит, выходит, подходит. Употреблять их в простых предложениях,

     отвечая на вопрос: что делает кошка, когда хочет поймать мышку?

    (Крадется, подкрадывается, ползет, подползает.)

4. Составить предложения с предлогами.

    У коровы теленок. Около лошади жеребенок.

5. Выучить 2 — 3 загадки о животных.

                                                    Игрушки.

1.  Показать и назвать игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка,

     мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка —

     подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса,

     руль).

2.  Назвать форму, цвет, размер игрушки.

3. Образовать уменьшительные формы имен существительных в ед.ч. (Кукла —

     куколка, кольцо — колечко, ведро — ведерко.)

4. Выполнить 1—2-ступенчатую инструкцию и сообщить об этом.

    (Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе.)

5. Ответить на простые вопросы: что ты берешь? Что несет Таня? Что делает

    Коля?

                                                  Наше тело.

1.  Показать, назвать части лица и тела: брови, ресницы, нос, рот, глаза, уши,

     щеки, лоб, подбородок; голова, шея, руки, ноги, живот, спина, локти, колени

     — на себе, на кукле, на картинке.

2. Образовать существительные с уменьшительными суффиксами.

    У Тани лоб, а у куклы — лобик. У Миши рука, а у куклы ручка.

3. Подобрать приставочные глаголы: слушать, прислушиваться, услышать;

    бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать,

    отбежать.

4.  Употребить притяжательные местоимения.

    (Мои руки чистые, твой пальчик грязный.)

5.  Составить предложения по вопросам: что это? Что ты делаешь? Что мы

     делаем глазами? ушами? носом? ртом?

6. Выучить 2 — 3 загадки о частях лица и тела.

                       ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                                     Зима.

1.  Назвать основные признаки зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи

     длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья

     стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую

    одежду.

2. Подобрать слова — синонимы и антонимы.

Зимой ветер (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья) какой?

Холодный теплый, солнечный — ..., пасмурная — ...

3. Составить предложения разного типа по сюжетным картинкам со зрительной  

    опорой на предметные картинки. Употребить предлоги. Согласовать

   прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. (Наташа надела

    вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.)

4. Выучить загадки о явлениях природы зимой или детских играх и забавах.

                                                   Посуда.

1. Образовать относительные прилагательные: стеклянный, фарфоровый, деревянный.

2.Согласовать прилагательные с существительными в роде и числе, употребляя  

    предлоги в, на, под, из.

     На полке пластмассовая тарелка. На столе пластмассовые тарелки. Таня

    взяла пластмассовую чашку. Дима взял фарфоровый чайник.

3.  Совершенствовать навык ведения диалога. (Моделирование ситуации  

     сервировки стола, покупки посуды в магазине, мытья посуды.)

4. Выучить загадки о посуде.

                                                   Продукты.

1.  Употреблять относительные прилагательные: рисовая, овсяная, пшенная,

     манная, овощной, свекольный — и согласовывать их с существительными в

     роде и числе. (Дидактические игры «При^ готовим обед», «У Мальвины день

     рождения», «Магазин».)

2. Активно употреблять предлоги в, на, под, из (2—3-ступенчатые инструкции и

    их оречевление).

3.  Развивать умение вести диалог: задавать вопросы и отвечать на них в

     процессе сюжетно-ролевых игр «Магазин продуктов», «Кафе».

4.  Познакомиться в быту с профессиями продавца, повара, официанта.

                                               Сад и огород.

1.Образовать относительные прилагательные.

Какой лист любит заяц! Какой сок приготовила мама из яблок!

2.Прилагательные, обозначающие цвет, форму, размер, вкус, состояние,  

   согласовывать с существительными в роде и числе.

   Морковка длинная, помидор круглый, свекла твердая, яблоко сладкое.

3.  Употребить предлоги в, на, под, из.

     Морковка растет в земле, морковку выдергивают из земли.

4. Совершенствовать диалог, включая вопросы: что это? Что ты делаешь? Где  

     взял? Что ты приготовишь из капусты?

5. Вспомнить и загадать загадки про фрукты и овощи.

                                    Сезонные одежда и обувь.

1.  Образовать относительные прилагательные, используя настольно-печатные  

      игры типа «Лото». Отвечать на вопросы: из чего сделан? Какой?

     Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.

2.  Согласовать прилагательные с существительными в роде и числе.

     Мама купила Тане резиновые сапоги. Котенок забрался в резиновый сапог.

3.  Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Выполнение 2—3-  

     ступенчатых инструкций {Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под    

     табурет) и оречевление выполняемых действий с игрушками.

4. Совершенствовать навык ведения диалога. Сюжетно-ролевые игры    

    «Магазин», «Обувная мастерская», «Ателье».

                              Дикие животные, их детеныши.

1.  Показывать и называть диких животных наших лесов, детенышей. (Волк,    

     волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха,  

     зайчонок).

2.  Называть жилища диких животных: у медведя берлога, у волка — логово.

3.  Употребить относительные прилагательные, учитывая правила их  

     согласования с существительными в роде и падеже. (Дидактические игры  

     «Отгадай, чей хвост», «Что перепутал художник?», «Что забыл нарисовать  

      художник?».)

4. Рассказывать сказку В. Бирюкова «Волчий хвост» по ролям.

5. Выучить 2—3 загадки о животных.

6. Составлять предложения с числительными, согласуя их с существительными  

     в роде и числе.

    У волчицы один волчонок, а в норе пять волчат. У белки в гнезде один  

    бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.

                                                   Транспорт.

1.  Называть наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Знать  

     основные части машины (мотор, колеса, кабина, кузов), самолета, корабля.

2. Уметь образовывать относительные прилагательные: из железа — железный,

    из алюминия — алюминиевый.

3. Называть профессии людей на транспорте: водитель, слесарь, контролер.

    (Сюжетно-ролевые и дидактические игры «Поезд», «Кому что нужно?».)

4.  Составлять рассказы-описания машины, самолета, корабля по плану:

      что это? Какой? Для чего нужен?

5. Выучить 2—3 загадки о видах транспорта.

                                                    Мебель.

1.  Показать и назвать предметы мебели (стол, стул, табурет, шкаф, кровать,  

     диван, кресло, скамейка) и их части (ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье,

     спинка).

2.  Употреблять относительные прилагательные: деревянный, пластмассовый,  

     железный — стол, стул.

3.  Употреблять предложения с предлогами в, на, под, из. Демонстрировать

     действия, сюжетные картинки.

4.  Совершенствовать навык ведения диалога. (Сюжетно-ролевые,

      дидактические игры «В мебельном магазине», «В гостях у Буратино».)

5. Выучить 2—3 загадки про предметы мебели.

                                               Семья.

1.  Называть членов семьи, знать, кто кому кем приходится, употребляя  

     притяжательные прилагательные.

    Дима мамин сын и бабушкин внук. Танина бабушка вяжет внучке носки.

2.  Называть профессии членов семьи, составлять предложения с предлогами.

     Бабушка работает в магазине. Она продает посуду.

3.  Совершенствовать навык ведения диалога.

     (Сюжетно-ролевые игры «Дочки-  матери», «Бабушкин день рождения».)

4. Выучить 2 — 3 загадки или четверостишие о членах семьи.   '

                 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

                                         Посуда.

1. Образовать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным  

     картинкам: чашку — принес, отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл и  

    т.д.

2.  Образовать притяжательные прилагательные: Бовина чашка, мамина  

     тарелка, папин стакан.

3.  Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в

     составе разных типов предложений с предлогами.

    Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку.

    Мамина тарелка большая, а Ваничкина маленькая.

4. Выучить загадки по теме.

                                                 Продукты.

1. Активизировать глагольный словарь (приставочные глаголы): принести,  

    отнести, поднести, унести, вынести.

2.  Подбирать синонимы и антонимы (имена прилагательные), употреблять  

     притяжательные прилагательные: Манная каша вкусная, сладкая,  

     ароматная. У Тани каша горячая, а у Вовы холодная. Бовину кашу надо

     подогреть.

3. Употреблять числительные с существительными: У Миши пять конфет.  

    Мама купила две булочки и четыре рогалика.

4. Составить предложения.

     Нина не ест кашу, потому что она не голодна. Чтобы приготовить борщ,

     нужно купить мясо и овощи. Повар налил в кастрюлю много воды, потому

     что он будет варить суп.

                                            Сад и огород.

1. Уметь образовывать глаголы с помощью приставок по демонстрации  

    действий, по сюжетным картинкам: наливать, поливать, выливать,  

   переливать.

2. Образовывать антонимы. Игра «Скажи наоборот».

   Лимон кислый, а банан ... (сладкий).

  Морковка твердая, а помидор ... (мягкий).

3. Образовывать притяжательные прилагательные: Танин помидор зеленый,  

   Бовин помидор красный.

4. Образовывать прилагательные с помощью ласкательных суффиксов: желтый    

    — желтенький, красный — красненький.

5.  Отвечать на вопросы типа: что мама делает из яблок? — и составлять    

     предложения.

     Из яблок мама варит компот. Мама варит яблочный компот. Из яблок мама  

    варит варенье. Мама варит яблочное варенье.

                                                      Весна.

1.  Называть основные признаки весны. (Солнце греет жарче; дни становятся  

     длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из

    теплых стран возвращаются перелетные птицы.)

2. Объяснить словосочетания типа вить гнезда, выводить птенцов.

3.  Образовывать мн. ч. им. сущ.: дерево деревья, сук — сучья, пень — пни,

     корень корни.

4.  Согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.  

     Закончить предложения.

     На высоком дереве гнездо, а на высоких деревьях ... (гнезда).

     В маленьком    гнезде птенец, а в маленьких гнездах ... (птенцы).

5. Совершенствовать навык составления разных типов предложений с  

     предлогами и союзами. Отвечать полным предложением на вопросы: зачем

     птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда?

6. Выучить загадки, четверостишия о весенних явлениях природы.

                                                     Лето.

1. Называть основные признаки лета. (Жарко греет солнце; дни длинные, а ночи  

     короткие; на деревьях много зеленых листьев; цветут цветы, поспевают

    ягоды, появляются грибы.)

2.  Показывать и называть отдельные виды деревьев, грибов, цветов, насекомых.  

    Уметь образовывать от существительных ед. ч. существительные мн. ч.,

    уменьшительные формы имен существительных.

3. Образовывать существительные с помощью приставок: под березой —

    подберезовик, под осиной — ...; путем сложения основ существительных,    

    глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый

    светло-зеленый, пчел разводит пчеловод.

4.  Употреблять разные типы предложений с предлогами и союзами.

     Дети пошли купаться, потому что было, жарко. В воде дети плавали,  

    ныряли, доставали со дна ракушки.

 

5. Выучить загадки о явлениях природы, играх и забавах детей летом.

                                     Сезонные одежда и обувь.

1. Называть существительные, обозначающие профессии: швея, сапожник,  

    продавец, чистильщик, гладильщик; и инструменты, необходимые для

    работы: иголка, линейка, шило. Использовать настольно-печатные пособия,    

    проводить сюжетно-ролевые игры.

2. Подбирать слова — синонимы и антонимы.

Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала.

В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая.

В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая.

3.  Употреблять числительные с существительными: 2 сапога, 5 шапок, 7'маек.

4.  Составлять предложения со зрительной опорой на предметные картинки.    

    Объединять предложения в короткий рассказ.

    Мама купила Томе новый комбинезон. Томе комбинезон очень понравился,  

    потому что он был красивый и удобный. Тома надела комбинезон и вышла на

    улицу, чтобы показать его подругам.

                     Животные жарких стран и севера, их детеныши.

1. Называть животных жарких стран, их детенышей.

2. Называть профессии людей, работающих в зоопарке: ветеринар,  

    смотритель; подбирать глагольный словарь к ним.

3. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные:

     пустынный, морской; тюлений, медвежий, львиный.

4. Образовывать антонимы («Скажи наоборот»): сильный — слабый, тяжелый  

    легкий, быстрый медленный и т.д.

5.  Составлять предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной  

     степени.

    Тюлень тяжелый, а морж еще тяжелее. Тигр бегает быстро, а леопард  

    бегает быстрее. Крокодил плавает медленно, а черепаха плавает еще  

   медленнее.

 

                                              Транспорт.

1.  Называть транспорт, различный по назначению: пассажирский, грузовой,  

     специальный.

2.  Подбирать синонимы, антонимы: тяжелый — легкий; нагружать —  

     выгружать; подъехать — отъехать.

3. Употреблять разные виды предложно-падежных конструкций в    

     предложениях.

    Грузовик въехал на мост. Машина съехала с моста. Самосвал проехал под    

    мостом. Самолет пролетел над мостом. Трамвай едет по большому

     железобетонному мосту.

4. Называть элементарные правила дорожного движения. Правильно

    произносить слова: регулировщик, светофор, троллейбус, электропоезд,

    машинист.

                                              Школа.

1.  Называть школьные принадлежности: ручка, ластик, пенал, ранец.

2.  Образовывать относительные прилагательные: ручка пластмассовая, ластик  

     резиновый.

3.  Подбирать синонимы и антонимы:

    ученик — внимательный, прилежный, аккуратный;

    тетрадь — толстая, тонкая;

    линейка — длинная, короткая.

4. Составлять описательные рассказы, например «О каком ранце я мечтаю».

5. Уметь сравнивать 2 однородных предмета (чем похожи, чем отличаются,  

     например, ранец и портфель).

6. Выучить 2 — 3 загадки о школьных принадлежностях.

7.Составить предложения, грамматически правильно употребив словосочетания    

   — числительные с существительными.

   В пенале два карандаша, а в стаканчике на столе десять карандашей.

                                             Мебель.

1.  Подбирать синонимы и антонимы: кресло — мягкое, удобное, комфортное;  

     круглый стол высокий, а квадратный низкий; деревянный стул с мягким  

    сиденьем, а пластмассовый — с твердым.

2. Называть профессии: столяр, плотник, продавец; определять, кому и что  

    нужно для работы. (Игры «Что забыл нарисовать художник?», «Художник  

     нарисовал стул без чего?».)

3. Употреблять разные типы предложений с предлогами. (Игра «Кто где  

    спрятался?».)

    Танины ботинки видны из-за дивана. Кошка выглядывает из-под стола.

4.  Вспомнить и загадать 2 — 3 загадки о видах мебели, выучить 2 новые.

                                   Дом и его части.

1. Показывать и называть части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять  

    их назначение.

2. Употреблять синонимы и антонимы: высокий —..., длинный —...,  

    многоэтажный — ....

3. Образовывать слова путем сложения основ: десятиэтажный, темно-

    коричневый, светло-желтый.

4.  Называть строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик,  

     архитектор; составлять распространенные предложения:

    Маляр красит стены краской.

5.  Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который.

    На стройке нужен кран, чтобы построить высокий дом. Кран нужен  

    потому, что он поднимает тяжелые грузы.

6. Выучить 2 — 3 загадки о доме.

7. Знать и уметь называть свой адрес: город, улицу, номер дома и квартиры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный материал "Формирование лексико-грамматического строя речи и предупреждение дисграфии на этапе автоматизации звука [Ш]"

Формирование лексико-грамматического строя речи и профилактика различных видов дисграфии у детей с нарушением речи на основе применения различного комплексного материала будут способствовать автоматиз...

Занятие в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень"

Занятие в подготовительной к школе группе по развитию лексико-грамматических категорийТема «Осень»....

Конспект разноуровнего занятия учителя - логопеда с подгруппой детей в старшей логопедической группе (ОНР) по формированию лексико - грамматических категорий. Тема: "Фрукты"

Конспект разноуровнего логопедического занятия по формированию лексико - грамматических категорий у детей старшего дошкольног возраста (ОНР) по теме " Фрукты"...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий. Тема: "Осень. Деревья наших лесов"

Занятие позволяет в игровой форме уточнить и расширить словарный запас, образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, закреплять умение образовывать и употреблять в речи форму родит...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «Посуда».

Материал для закрепления пройденного материала на логопедическом занятии....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений Тема: Полёт на Далёкую планету.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических представленийТема: Полёт на Далёкую планету....

Конспект открытого занятия по формированию лексико – грамматических категорий. Тема: «В гостях у Мухи – Цокотухи»

 В данном материале раскрыты цель, задачи НОД, оборудование, ход занятия: Вводная часть, основная часть и заключительная часть. Представлены вопросы учителя - логопеда и варианты ответов д...