Особенности речевого развития детей раннего возраста.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Галиева Любовь Александровна

      Главным средством развития речи ребенка является общение его со взрослыми и речь взрослых. В овладении речью решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и подражание. В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

      Главным средством развития речи ребенка является общение его со взрослыми и речь взрослых. В овладении речью решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и подражание. В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям.

     Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период. Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь является важнейшей социальной функцией, для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно.    Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»?   Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь. Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.

  • Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его.
  • Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими.
  • Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.

   С большим удовольствием дети слушают рассказы. Рассказ должен быть кратким, простым. Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей. Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки») Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».

      Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится. Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или зеленая травка, первый цветок, бабочка и т.п. – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово.  Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи. Чаще обращайте внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?»  Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, карандашом какого цвета он рисует.

    Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендую – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике - нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из пластилина, соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками  орехов, крупными косточками фруктов. Попробуйте складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. У вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомитесь с ней. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи.    

      Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи. Простое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыши любят корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты. Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка. Ну и – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы».

      Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить. Если же вас что-то беспокоит или настораживает в речевом общении ребенка, следует обратиться за консультацией к специалисту – логопеду.    

        Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи для формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировки органов артикуляции. развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.

  1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции. «Бабочка летает». Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

2.Подвижные игры с речевым сопровождением. Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи. Например, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору».

3.Игры – подражания с речевым сопровождением.

 Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

 «Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру нам споет «Ку-ка-ре-ку»

 4. Пальчиковые игры. Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.

Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши),

Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями),

Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши),

Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).

   Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

5. Игры с различными предметами и материалами. Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями, надувные шарики наполненные мукой или манной крупой.

6. Расскажите сказку. Приехали внуки в гости.  Детям очень нравится эта сказка, и они с удовольствием выполняют все упражнения, вы начните ее рассказывать и показывать, только надо выполнять всё вместе с ними.  Начинаем рассказывать сказку: Жили-были дедушка и бабушка. К ним в гости приехали ТОЛСТЫЕ ВНУКИ (надуваем щёки), с ними ХУДЫЕ – лишь кожа да кости (втягиваем щёки). Бабушка с дедушкой всем УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — САМОВАР ПЫХТИТ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы). БЛЮДЦА ПОСТАВИЛИ - ПОЛОЖИМ БЛИНЫ (широкий язык лежит на нижней губе). БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой), ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Информация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Статья для родителей и воспитателей детей 2-3 лет....

Особенности речевого развития детей раннего возраста из неполных семей

Современные семьи, развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализую...

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Кратко описываются стадии формирования речи у  детей раннего возраста...

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей раннего возраста"....

"Особенности речевого развития детей раннего возраста"

Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию...