Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

 Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).

Формирование речевого этикета у дошкольников.

Развивающие:

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных.

Упражнять  употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

- Помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимыми, уважать мнения товарищей.

- Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Журавушка»

Проект по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси – лебеди»

                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                               Выполнила : воспитатель

                                                                                                                          Семёнова  Альмира Галиулловна

Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

 Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).

Формирование речевого этикета у дошкольников.

Развивающие:

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных.

Упражнять  употребление в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Воспитательные:

-Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

- Помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимыми, уважать мнения товарищей.

- Стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

-Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Активизация словаря:

Печенька,  яблонька, реченька; яблочки румяные, да наливные; молочная река  - кисельные берега; дремучий лес.

Оборудование:

Презентация, картинки.

Предварительная работа:

-Чтение сказки «Гуси – лебеди».

- Рассматривание иллюстраций к русской народной сказке.

- Обыгрывание сказки «Гуси-лебеди» с помощью настольного театра.

- Разгадывание загадок.

- Дидактическая игра по сказке «Угадай героев сказки по описанию».

Ход занятия:

Дети проходят в зал.

Воспитатель:  Ребята  к  нам сегодня на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: А какие русские народные сказки вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, а почему эти сказки называются русскими народными?

Дети : Потому, что их придумал русский народ.

Воспитатель: Правильно. Эти сказки написал не один человек, а несколько. Ведь раньше один человек сочинит сказку, расскажет её другому, а тот придумает и добавит что-то свое. Новое. И  поэтому авторов у этих сказок нет.

Воспитатель: А кто помнит, как начинаются русские народные сказки?

Дети: "Жили - были", «Давным-давно», «В некотором царстве, в некотором государстве», «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»…

Воспитатель: Сейчас, я предлагаю вам отгадать одну русскую народную сказку. Слушайте внимательно.

Слайд 1

Разбойники белые!

Вот беды наделали:

В деревню прилетали

И мальчика украли.

Только смелая сестра

Все равно его нашла.

Помогли ей печка, яблоня и речка.

Воспитатель: Ребята,  что это за сказка?

Дети: Гуси – лебеди

А теперь ответьте на мои вопросы:

Почему так получилось, что гуси-лебеди унесли братца?

Кто помогал девочке искать братца?

Как заканчивается сказка?

Рассказала ли Маша родителям, что случилось, почему?

Воспитатель: Кто такие гуси-лебеди? Добрые они или злые?

Дети: Злые птицы.

Воспитатель: Слуги Бабы-Яги, злые птицы, крадущие детей.

А давайте покажем, какие они.

С детьми проводится физминутка «Гуси – лебеди».

Гуси-лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны)

На лужайку тихо сели (присели на месте)

Походили (ходьба полуприседя)

Поклевали (наклоны перед собой)

Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев)

Гуси-лебеди летят, крыльями шумят (ходьба на месте с поднимание рук через стороны, вверх и опусканием вниз, держа осанку)

Прогнулись над водой (наклон вперед прогнувшись, руки  в стороны-назад)

Качают головой (повороты головы)

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на воду садятся.

Воспитатель: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей что сделала?

Дети:  Похитила мальчика.

Воспитатель: Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?

Дети: Страх, боль, горе, печаль.

Воспитатель: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, тогда начнем! (дети берутся за руки и встают в круг)

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем,

Да притоптывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

А теперь мы поспешим,

В лес волшебный побежим.

Воспитатель: А вот и печка. Давайте с ней поздороваемся ласково.

Слайд 2

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Печка, печка куда гуси- лебеди полетели?

Воспитатель: Печка нам скажет, если мы ответитим на ее вопросы.

Воспитатель: Ребята чем печка угостила Машеньку?

Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель: Из каких продуктов делают тесто для пирожков?

Дети: Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо, масло, дрожжи; мука получается из зерна.

Воспитатель: Давайте узнаем, с чем могут быть пирожки?

Слайд 3,4

Проводится речевая игра «Бабушкины пирожки». На слайде показаны пирожки с различной начинкой. Дети должны отвечать полным предложением, начиная со слов: Пирожки могут быть с, со….

Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с вишней, со сливой, со смородиной и т. д.

Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились.  Давайте попрощаемся с печкой и пойдем дальше.

Воспитатель:

 По узенькой дорожке,

Шагали наши ножки,

Шли, шли, шли, шли,

И до Яблони дошли.

Слайд 5

Воспитатель: А вот и яблоня.

Появляется изображение яблони.

Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Яблоня, яблоня, куда гуси – лебеди полетели?

Воспитатель: Яблоня нам ответит, если мы выполним ее задание. Ребята, а почему в сказках говорят яблочки наливные, что это означает?

Ответы детей

Появляется изображение яблони и ложки.

Воспитатель: Посмотрите ребята, у нас на картинке изображена не только яблоня, но и ложка. Яблоня просит объяснить, для чего эта ложка здесь нужна.

Слайд 6,7

 Игра «Объяснялки»

Перед детьми изображение мнемотаблица (подсказка) яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.

Воспитатель:

- В саду стояла яблонька, на которой …

- Висели вкусные и спелые яблочки.

- Яблочки были спелые и поэтому сами …

- Сами падали на землю.

- Так как яблочки падали, бабушка…

- Бабушка их собирала.

- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…

- Варила вкусное варенье.

- Варенье было вкусное, поэтому…

- Внуки ели его прямо ложками.

Воспитатель: Молодцы и с этим испытанием мы справились. Давайте попрощаемся с яблоней.

Дети: До свидания!

Воспитатель:

По узенькой дорожке,

Шагали наши ножки,

Шли, шли, шли, шли,

И до речки мы дошли.

Слайд 8

 Воспитатель: В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Ребята поздоровайтесь ласково с речкой.

Дети: Здравствуй, реченька!

Воспитатель: Речка, речка, куда гуси – лебеди полетели?

Воспитатель: Речка поможет нам, только просит вас ответить, как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

А вы знаете, почему еще так называют «молочная река – кисельные берега?». Потому что молоко и кисель, знакомые нам с детства продукты, которые содержат много витаминов и полезных веществ. Они утоляют не только жажду, но и голод, очень полезны для детского организма. Поэтому в сказке « молочную реку - кисельные берега» сравнивают со здоровой, сытной и богатой жизнью.

Ребята, речка спрашивает, а вы любите кисель?  А какой кисель бывает?

Дети:  Вкусный, сладкий, жидкий, густой, тягучий, горячий, холодный, вязкий, полезный.

Воспитатель: Ребята, давайте сыграем еще в одну игру.

Игра словообразования. Детям раздаются картинки с изображением фруктов и ягод. Дети отвечают полным предложением. Например: Кисель из яблок – яблочный…

Дети: Кисель из малины ( какой?) -  малиновый, из черники – черничный, из персика – персиковый, из крыжовника – крыжОвенный, из молока – молочный, из смородины – смородиновый, из ягод – ягодный, из клубники  - клубничный, из яблок – яблочный, из сливы – слИвовый, из груши – грУшевый.....

Воспитатель: Молодцы, речка вами очень довольна. Давайте попрощаемся с ней и поторопимся…

Дети: До свидания.

Воспитатель:

 По узенькой дорожке,

Шагали наши ножки,

Шли, шли, шли, шли,

И до леса мы дошли.

Слайд 9

Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?

Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто.

Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

Воспитатель: Ребята, кто помог Машеньке отыскать братца?

Слайд 10

Дети: Ежик.

Воспитатель: Ребятки, а давайте подумаем, что было бы, если бы Маша когда искала брата, встретила в лесу не ёжика, а волка? Медведя? Лису? Зайчика?

Ответы детей.

Воспитатель: В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)

Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)

Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда привел нас ёжик.

Слайд 11

Дети: К избушке бабы – Яги.

Воспитатель: А  какая  баба-Яга в сказке добрая?

Дети: Нет, баба- Яга в сказке злая.

Воспитатель: А еще какая?

Дети: Старая, страшная, злая, неприятная, нос у нее крючком, глаза большие, сверкают, нога костяная.

Воспитатель: А как вы думаете, почему она такая сердитая?

Дети: Потому что она одна в лесу живет дремучем и в гости к ней никто не приходит.

Воспитатель: Да, потому что в гости никто не приходит и добрых слов не говорит. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.

Дети: Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая, милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.

Слайд 12

Воспитатель: Посмотрите, Бабушка –Яга, как похорошела.

Слайд 13

Воспитатель: «Доброе слово-открывает путь к сердцу»: - как вы ребята понимаете смысл этой пословицы.

Ответы детей.

Воспитатель: Эта пословица говорит о том,  что добрым словом можно растопить любое жестокое сердце.

Воспитатель: Раз - баба Яга стала такой доброй, давайте ее попросим отпустить Иванушку домой. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: Милая баба-Яга, будь так добра, будь так любезна, отпусти, пожалуйста, Иванушку домой.

Слайд 14

Воспитатель: Смотрите, баба-Яга нас не обманула, мальчик уже со своей сестричкой дома. А тут и отец с матерью пришли и гостинцев привезли. А теперь и  мы поспешим, в детский сад мы побежим.

Дети:  До свидания Баба Яга.

По узенькой дорожке,

Шагали наши ножки,

Шли, шли, шли, шли,

И до садика дошли.

Подведение итогов занятия.

-Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки?

-А по какой сказке мы сегодня с вами путешествовали?

- Что  вам запомнилось больше всего?

 - Как вы думаете, чтобы больше с  детьми не приключилось беды, какие правила нужно выполнять?

Дети: Слушаться родителей, не уходить далеко от дома, не оставлять младшего брата одного без присмотра, быть внимательными.

Воспитатель: А теперь скажите, почему вы справились со всеми заданиями?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания! До новых встреч!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней группе «Экологическая сказка»

Задачи: формирование у детей осознанно правильного отношения к природе, развитие познавательного интереса к окружающему миру; формирование умения анализировать и делать выводы; развитие связной речи и...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Программное содержание:Учить использовать в речи слова и выражения, не...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»

Тип: Бинарное занятиеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Инте...

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление....

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: развитие связной речи через обучение рассказыванию и формирование способн...