Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ в старшей группе «Путешествие по сказке»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ситникова Лариса Вениаминовна

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitnikova_l.v._konspekt_zanyatiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием ИКТ

в старшей группе «Путешествие по сказке»

            Воспитатель: Ситникова Лариса Вениаминовна 

Ход занятия:

Программное содержание:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.

Уточнение и расширение глагольного словаря.

Образование имен прилагательных от имен существительных.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:

Развивать общую моторику и координацию речи с движением.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Присаживайтесь. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки. А вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Из какой русской народной сказки эти герои. Отгадайте загадки.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

* Наливное и румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Воспитатель: Ребята, героев какой сказки вы отгадали?

Дети: Гуси -лебеди

Воспитатель: А почему эта сказка называется русской народной?

Дети: Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель: Как начинаются русские народные сказки?

Дети: "Жили - были"

Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку?

Дети: Да.

Воспитатель: Я хочу узнать, внимательно ли вы когда-то слушали, смотрели сказку «Гуси-лебеди». Предлагаю вам послушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут, то вы должны говорить хором«Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорим хором«Да, да, да» и хлопаем в ладоши.

* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

* Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).

Воспитатель: Где ошибка?

Ответы детей.

* Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).

Воспитатель: Почему нет?

Ответы детей.

* Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).

Воспитатель: Где здесь ошибка?

* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет).

Воспитатель: А какая в этой фразе ошибка?

* Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.

Воспитатель: Дети, кто похитил мальчика?

Дети: Гуси-лебеди.

Воспитатель: Кто такие гуси-лебеди? Добрые они или злые?

Дети: Злые птицы.

Воспитатель: Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.

Воспитатель: Давайте узнаем сколько было гусей? Посмотрите на экран и определите сколько гусей? (на экране нарисованы клюв, лапки, перо, цифра семь.)

Дети: Семь гусей.

- Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей -лебедей.

Гуси – лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)

На лужайку тихо сели (присели на месте.)

Походили (ходьба полуприседя.)

Поклевали (наклоны перед собой.)

Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)

Гуси –лебеди летят, крыльями шумят (ходба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)

Прогнулись над водой (наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны – назад.)

Качают головой (повороты головы.)

Прямо и гордо умеют держаться

И очень бесшумно на воду садятся (сесть на место.)

Воспитатель: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика.

Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?

Дети: Страх, боль, горе, печаль.

Воспитатель: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.

Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?

Дети: Печка.

Воспитатель: Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?

Дети: Яблоня.

Воспитатель: Дальше пойдем до яблони. Синюю точку соедините с зеленой точкой. Что изображено?

Дети: Речка.

Воспитатель: Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?

Дети: Избушка на курьих ножках.

Воспитатель: Затем мы пойдем к избушке.

Дети выполняют задания на листе.

Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.

Дружно за руки возьмемся

И по кругу мы пройдемся.

Все шагаем не спеша,

Ногу ставим мы с носка.

По дорожке мы пойдем,

Да притоптывать начнем.

Ровно держим спинку,

Прямо как тростинку.

Носочек оттянули,

Красиво развернули.

Носочек – раз, носочек – два.

Это правая нога, это левая нога.

Врозь носочки, пятки вместе.

Потанцуем мы на месте.

Пружиночка сжимается,

Спинка выпрямляется.

А теперь мы поспешим,

В лес волшебный побежим.

Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель: Из чего пекут пирожки?

Дети: Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.

Воспитатель: Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?

Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру какие по сравнению с пирогами?

Дети: Пирожки маленькие, а пироги – большие.

Воспитатель: Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом.

А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Как у наших, у ворот,

Чудо-яблонька растет,

А на ветках кофты, брюки,

Подставляйте дети руки,

Ну-ка, срочно, дай ответ,

Так бывает или нет?

Упражнение «Есть – нет».

Поможем яблоньке убрать вещи.

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)

Воспитатель: Из каких частей состоит дерево?

Дети: Ствол, ветки, листья, корень, плоды.

Воспитатель: Яблоки - это овощи или фрукты?

Дети: Фрукты.

Воспитатель: Какие еще фрукты вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Поздоровайтесь ласково с рекой.

Дети: Здравствуй, реченька!

Воспитатель: Как вы понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

Еще в сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?

Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. .

Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

В дремучем лесу водятся разные звери, какие?

Дети: Волки, лисы, медведи.

Воспитатель: В темном лесу есть избушка, (пружинка, руки домиком над головой)

Стоит задом наперед, (прыжком стать спиной к Б. Я. и на место)

В той избушке есть старушка, (козырек вправо, влево)

Бабушка яга живет. (кулачки на поясе, топают ногой)

Нос крючком, глаза большие, (палец-крюк у носа, глаза - соед. б. и указ. палец)

Как фонарики горят! (выброс пальцев из кулачка)

Фу, сердитая какая, (отмахиваются прав. рукой, левой)

Дыбом волосы торчат! (показ торчащих волос)

Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая.

Воспитатель: Она молодая?

Дети: Нет, старая.

Воспитатель: Она красивая?

Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

Воспитатель: Подойдем мы к той избушке,

Постучимся в дверь к старушке.

Выходи-ка, поскорей,

Посмотри –ка на детей! (рукой жест - часики)

В: В избушке Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.

Дети: Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая,

милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.

Баба Яга: Такие красивые слова, я никогда не слышала. Иванушку, я забрала, потому что в лесу скучно одной, не с кем поиграть. Вы поиграете со мной.

Дети: Да.

Игра «Раз, два, три, четыре, пять мы идем играть».

Воспитатель: Давайте ее попросим отпустить Иванушку домой.

Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: Милая баба-яга отпусти пожалуйста иванушку домой.

Воспитатель: А теперь мы поспешим, в детский сад мы побежим. До свидания Баба Яга. Смотрите, Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома.

Подведение итогов занятия.

-Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди»?

Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым

интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было

самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки,

и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»

Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Путешествие в сказку»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в сказку"

Увлекательное занятие-приключение входе которого определяется уровень усвоения детьми пройденного материала....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Путешествие по сказке».

Образовательные области:  познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.Интеграция видов деятельности: социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физ...

План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме «Лесная сказка».

Собственная методическая разработка педагого дополнилнительного образования Черемхина Ольга Альбертовна План-конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных методик по теме &laqu...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие включает в себя работу с мультимедийной доской. Занятие может быть полезно воспитателям детских садов, родителям дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»...

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "

Интегрированные задачи: 1. Образовательные: формировать умение сопереживать героям сказки; вспоминать с детьми знакомую сказку - «Колобок» с опорой на зрительные образы, формировать умение слышать и ...