развитие речи детей в средней группе
статья по развитию речи (средняя группа)

Минина Екатерина Владимировна

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?

  1. Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание.
  2. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад...»; «И у нас на даче есть...».
  3. Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Речь становится более связной и последовательной.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. 

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще

не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.

                            image

При решении задач развития диалогической речи воспитателю предстоит:

  • формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
  • воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Дошкольники четырех-пяти лет:

  • проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т.п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.);
  • способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т.п.), прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
  • демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
  • начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

                      Описание: https://site-deb05e7.1c-umi.ru/images/cms/data/503657.jpg

Задача воспитателя и родителей - привлекать внимание детей к новым словампомогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

Речь взрослого не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К,Д, Ушинский). Необходимо  широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко), конструкции с разнообразной подчинительной связью.

Беседуя с детьми, важно:

  • проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;
  • быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;
  • говорить не спеша;
  • следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx427.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Развитие речи детей в средней группе

Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Какие задачи развития речи целесообразно решать на пятом году жизни ребенка?

  1. Обогащать речь детей. Это необходимо делать во всех ситуациях речевого общения, возникающих стихийно или специально предусмотренных. Эффективнейший путь обогащения речи подражание.
  2. Целенаправленно развивать диалогическую речь. Пятый год жизни - период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, если он понятен и приятен ребенку или затрагивает его личные интересы: «И я люблю шоколад...»; «И у нас на даче есть...».
  3. Совершенствовать способность к восприятию и произношению звуков.

К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900-2000 слов. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков. Речь становится более связной и последовательной.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

  • исчезает смягченное произношение согласных;
  • многие звуки произносятся более правильно и четко;
  • исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;
  • исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з. ц. 

Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще

не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки лир.

                           

При решении задач развития диалогической речи воспитателю предстоит:

  • формировать у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь, отвечать на вопросы и задавать их, участвовать в коллективном разговоре;
  • воспитывать общительность, сдержанность, тактичность качества, необходимые человеку для общения с окружающими, помогать детям усваивать лексику и грамматику родного языка, овладевать произношением слов.

Ребенок растет, разнообразнее становятся его интересы и запросы, определеннее стремление познавать окружающий мир. Все это находит отражение в речи детей, которая характеризуется рядом новых достижений. Дошкольники четырех-пяти лет:

  • проявляют интерес к тому, как предметы и их части расположены относительно друг друга. Появляется необходимость в употреблении предлогов (в, на, над, под, за, из- за, из-под, около, между и т.п.) и соответствующей группы наречий (далеко, высоко, вверху, рядом, близко, сбоку, слева, сзади и т.п.);
  • способны выполнять разнообразные интеллектуальные операции. Связанные с сравнением предметов и их группировкой, классификацией. Дети начинают различать и употреблять в речи существительные, обозначающие родовые и видовые понятия (посуда, одежда, мебель, животные - домашние и дикие, цветы - садовые, луговые и т.п.), прилагательные сравнительной и превосходной степеней (тонкий, самый тонкий, тонюсенький);
  • демонстрируют удивляющее взрослых языковое чутье. Используя аналогии, они легко усваивают способы образования существительных с самыми разными суффиксами, глаголов с приставками;
  • начинают в общении ориентироваться на мир людей и человеческие отношения. Значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми этических норм и правил поведения.

                      https://site-deb05e7.1c-umi.ru/images/cms/data/503657.jpg

Задача воспитателя и родителей - привлекать внимание детей к новым словампомогать подбирать слова, наиболее точно и выразительно передающие особенности предмета или своеобразие ситуации.

Речь взрослого не должна быть упрощенной, она должна обеспечивать «опережающее» усвоение детьми слов (К,Д, Ушинский). Необходимо  широко употреблять синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения (часто встречающиеся и использующиеся редко), конструкции с разнообразной подчинительной связью.

Беседуя с детьми, важно:

  • проявлять искреннюю заинтересованность в разговоре;
  • быть снисходительным и умным ценителем ответов и рассуждений ребенка (это относится и к оценке полученного ребенком рукотворного продукта;
  • говорить не спеша;
  • следить за собственной артикуляцией, выразительностью жестов и мимики.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей в средней группе "Друзья лесной феи"

Цель данноной образовательной деятельности - создать условия для обогащения представления детей об обитателях леса.Находить отличительные внешние признаки разных животных, их место обитания, предпочте...

Занятие по развитию речи детей в средней группе Тема: «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»».

Занятие по развитию речи детей в средней группе.Тема :"Дружная семья".Цель занятия: Формировать правильное представление о семье.Воспитывать положительные взаимоотношения в семье....

развитие речи детей в средней группе

советы логопеда по развитию речи детей в средней группе...

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

Приоритетная задача: обогащение словаря ребенка...

Консультация для родителей "Особенности развития речи детей в средней группе"

Для родителей ребенка дошкольного возраста важнейшей задачей становится подготовка его к обучению в школе. Не все дети одинаково успешно овладевают речью. В процессе формирования устной и, как сл...

Образовательное событие по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи детей в средней группе «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Учить узнавать русские народные сказки;Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок,  активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими....

Серия занятий по развитию речи детей в средней группе детского сада

1.   Тема: «Описание зимней одежды» (обогащение словаря).2.   Тема: «Зимние забавы» (развитие связной речи).3. Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи и ознакомле...