ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ЕДИНИЦАМ
статья по развитию речи (старшая группа)

Казачкова Елизавета Сергеевна

Педагогическая статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazachkova_e.s._pedagogicheskaya_statya.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

“ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИМ ЕДИНИЦАМ”

КАЗАЧКОВА Елизавета Сергеевна, воспитатель,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №62 “Родничок” комбинированного вида”, г. Северодвинск

Аннотация.  

В современных условиях внимание педагогов направлено на поиск эффективных средств, методов, которые позволяют формировать не только знания о родной культуре, но и воспитывать чувство сопричастности и глубокий интерес к культурному наследию страны и малой родины. Особая роль в этом процессе принадлежит родному языку, который, в условиях современного обучения и воспитания воспринимается как воплощение исторической памяти народа, явление национальной культуры, его эстетических предпочтений, нравственных ценностей.

Таким образом, возникает необходимость создания и планирования специальной педагогической работы, что позволит сформировать у детей фразеологические понятия и коммуникативно необходимые фразеологические навыки и умения, обогатить их язык фразеологизмами.

Цель нашей работы: Обучить детей фразеологии родного языка с помощью лексических упражнений.

Ключевые слова: фразеологические единицы, лексические упражнения, последовательность работы по обучению фразеологизмам.

          Роль фразеологизмов очень важна. Они являются одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое отражение в произведениях художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и в малых фольклорных формах.

На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие русские педагоги, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова.

Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. К этому времени словарь ребенка насыщен в достаточной мере, для того, чтобы была предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

     В этом возрасте дети впервые начинают осмысливать переносные значения слов, овладевать процессом изменения смыслов, учатся выражать мысли и чувства в образной, колоритной, точной, выразительной, глубоко осмысленной форме. Часто дети искаженно понимают значение фразеологизмов, а иногда и совсем не понимают без опоры на наглядность лексическое значение фразеологизмов. Это свидетельствует об особенностях мышления детей этого возраста. С накоплением опыта и развитием речи ребенок переходит от практического мышления к образному мышлению. Подобная конкретность мышления ребенка отчетливо выступает в восприятии им иносказательной речи, а именно в восприятии фразеологизмов.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

1. Подобрать фразеологизмы с учётом выбора лексических групп;

2. Подобрать лексические упражнения и разработать последовательность педагогической работы по обучению фразеологии родного языка.

Для решения первой задачи были отобраны фразеологизмы в соответствии с лексическими группами. Всего было отобрано 10 фразеологизмов следующих лексических групп: именные (бабье лето, белая ворона),  качественные (острый глаз, мастер на все руки, водой не разольешь),  глагольные (бежать сломя голову, выбиться из сил),  наречные (вертеться как белка в колесе, кричать во всё горло), расстояние (на краю света). Были определены значения фразеологизмов, сформулированы их значения для понимания детьми, для некоторых фразеологизмов подобран синонимичный ряд.

Для решения второй задачи были подобраны лексические упражнения и разработана последовательность по обучению фразеологии родного языка (таблица 1).

Таблица 1  -  Последовательность работы по обучению фразеологии родного языка

Этапы знакомства с фразеологизмом

Упражнения

Знакомство со значением

- Чтобы это значило

- Подбери синоним к фразеологизму

- Подбери картинки

- Нарисуй картинку

Работа с формой

- Вставь пропущенное слово

Сочетаемость

- Найди ошибку

Употребление в речи

- Какой фразеологизм подходит к предложению?

- Придумай предложение

Работа с каждым фразеологизмом проводилась по следующей схеме.

  1. Работа со значением фразеологизма. Цель: знакомство со смысловой основой фразеологизма.

- упражнение «Чтобы это значило?»

Цель: определение смыслового значения фразеологизма.

Детям зачитывался фразеологизм и задавались вопросы  -  чтобы он мог обозначать. Например, для выявления смысла фразеологизма «белая ворона»  детям задавались следующие вопросы: Какого цвета обычно вороны? (черного). А если ворона белая  -  это обычная ворона или нет? (нет). Как вы думаете, про какого человека можно сказать «белая ворона»? (про необычного, который не такой как все).

- упражнение «Подбери синоним к фразеологизму».

Цель: формирование представления о символическом значении фразеологизма.

 Детям предлагалось подобрать синонимы к фразеологизму после выявления  его значения. Например, после объяснения значения фразеологизма «Бабье лето» дети могут назвать такие синонимы, как «золотая осень», «ранняя осень», теплая осень. Если дети затруднялись подобрать синоним к фразеологизму, им предлагались конфликтные слова или словосочетания на выбор (например, теплая осень, сырая осень, холодная осень, поздняя осень, ранняя осень, золотая осень).

- упражнение «Подбери картинку».

Цель: закрепление представления о значении фразеологизма, его содержательной основе.

Детям предлагались картинки, соответствующие значению фразеологизма и имеющие противоположное значение. Ребенок выходил к доске, выбирал картинку, которая, по его мнению, отражает содержание фразеологизма. Показывал картинку другим детям. Проводилось обсуждение  -  правильно ли он подобрал картинку.

           - упражнение «Нарисуй картинку»

 Цель: закрепление представления о значении фразеологизма, его содержательной основе.

Детям предлагалось изобразить бабье лето, мастера на все руки, водой не разольешь.

2.Работа с формой фразеологизма. Цель: закрепление формы фразеологизма.

- упражнение «Вставь пропущенное слово». Цель: формирования представления об устойчивости и неделимости фразеологизма.

Детям предлагалось вставить пропущенное слово в предложение с фразеологизмом. Например: «Про людей, которые очень внимательные и наблюдательные, говорят…. Глаз».

3.Формирование представления о сочетаемости фразеологизма. Цель: формирование представления о проявлении семантического значения слов в фразеологизмах только в их сочетании.

- упражнение «Найди ошибку». Цель: закрепление понятия о семантической неделимости фразеологизма.

Детям предлагались фразеологизмы в неправильном сочетании (девичье лето, серая ворона, вертеться как кошка в колесе).

4.Употребление фразеологизмов в речи. Цель: введение фразеологизмов в активный словарь детей.

- упражнение «Какой фразеологизм подходит к предложению?». Цель: закрепление знаний о значении фразеологизмов. Детям предлагалось предложение, они должны были подобрать к нему фразеологизм из знакомых (Дима и Сережа были очень хорошими друзьями. Хотя Костя был еще маленьким, он умел вырезать по дереву, клеить из твердого картона коробки, собирать сложный конструктор. И т.д.).

- упражнение «Придумай предложение». Цель: закрепление знаний о значении фразеологизмов. Детям предлагалось составить предложение с фразеологизмами.

Были разработаны групповые занятия по обучению фразеологии для детей 6-7 лет с использованием лексических упражнений. На каждом занятии проводилась работа по ознакомлению детей с одним фразеологизмом. Таким образом, всего было разработано 10 занятий.  Продолжительность каждого занятия составляла 15-20 минут. Занятия проводились в вечернее время, 2 раза в неделю.

Таким образом, в ходе организованных занятий при использовании лексических упражнений дети познакомились с фразеологизмами разных лексических групп. Можно отметить, что изученные фразеологизмы дети стали использовать в речи: в сюжетно-ролевой игре («я верчусь как белка в колесе», «валюсь с ног»  при игре в семью), при общении друг с другом (Что ты несешься, сломя голову? Не кричи во все горло) и с родителями (Мама, а мы пойдем сразу домой, я с ног валюсь?).

Можно сделать вывод, что лексические упражнения позволяют значительно повысить уровень понимания фразеологизмов у детей. Но без специальной работы формирование понимания фразеологизмов у детей не происходит. Следовательно, для обучения детей 6-7 лет необходима специально организованная педагогическая работа с использованием лексических упражнений.

Список литературы

      1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

           2 Бронникова Н.Г. Тавтологические и рифмованные фразеологизмы в детской речи. – М.,1996.

3. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку [Текст] / Н.В. Гавриш: диссертация. Канд. Пед. наук. – М., 1991. – 188 с.

4. Мысан, И. В. Методика обогащения речи детей дошкольного возраста фразеологизмами [Текст] / И. В. Мысан // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – С. 70-73.

5. Питеркина, Ю. С. Фразеологизмы в детской речи [Текст] / Ю. С. Питеркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 108. – С.128-133.

6. Слонь О.В. Способы формирования фразеологической речи у детей старшего дошкольного возраста // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. - № 5. – С. 65-67.

7. Шанский, Н. М. Фразеология современного русского языка [Текст] / Н. М. Шанский. – М. : Высшая школа,1996. – 160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают реальные, действительные, регул...

Дидактические игры как средство обучения детей дошкольного возраста английскому языку (из опыта работы)

В материале представлен опыт работы руководителя кружка английского языка....

Мультимедийные технологии как средство обучения детей дошкольного возраста дорожной грамоте

Использование ИКТ на занятиях по обучению детей дорожной грамоте...

Хозяйственно – бытовой труд как средство обучения детей дошкольного возраста планирования своей деятельности

Обучение дошкольников умению планировать свою деятельность через хозяйственно - бытовой труд...

"Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста"

Дидактические игры можно широко использовать как средство  обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые как бы ...

"Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста"

Взрослые не способны осознать объем информации, получаемой ребенком за день, и степень влияния такой нагрузки на организм. Деятельность вызывает сильный стресс, снять который самостоятельно ребенок ещ...

Релаксационные упражнения как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Обучение релаксации через рассказ — метод особенно приятный, как для ребенка, так и для самого рассказчика. Некоторые дети любят активную фантастику с массой всевозможных приключений...